Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-6/1-200-2012

 

11 декабря 2012 года г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства здравоохранения Тверской области (далее - заказчик): ***.,

-  Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

- ООО «Актант» (далее – Общество): ***.,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Общества и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 04.12.2012 поступила жалоба Общества, полагающего, что заказчиком и уполномоченным органом при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированных молочных смесей и каш для детей в возрасте до трех лет, беременных женщин и кормящих матерей (далее – аукцион), нарушены требования Закона в части  установления требований к витамину В2 и таурину, входящих в состав сухой последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев «Нутрилак 2» (или эквивалент), которые ограничивают количество участников размещения заказа.

В жалобе Общество указало следующее. В приложении № 4 «Заказа на поставку» документации об аукционе, поименованном как  «Химический состав сухой последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев (на 100 мл готового к употреблению продукта)» «Нутрилак 2» или эквивалент (далее – приложение № 1) показатель «витамин В2» указан в диапазоне 50-280 мкг, что нарушает допустимый диапазон – 60-280 мкг, предусмотренный решением Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 28.05.2010 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Единые требования). Общество также указывает, что в состав названной молочной смеси включено наличие таурина незаконно, поскольку в Единых требованиях этот показатель отсутствует. Установив такие требования к химическому составу молочной смеси для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, заказчик, по мнению Общества, установил значение допустимых параметров с нарушением статей 34 и 41.6 Закона. Кроме того, как пояснил представитель Общества на заседании Комиссии, в случае несоответствия молочной смеси Единым требованиям, поставщику может быть отказано в выдаче документа, подтверждающего безопасность продукции.

Заказчик считает жалобу Общества необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Из представленных заказчиком пояснений от 11.12.2012 № 9554 следует, что требования к молочным смесям установлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент), Единых требований и Закона. По информации заказчика, требования к показателю рибофлавина (витамина В2) соответствуют Техническому регламенту, согласно приложению 16 к которому  допустимый уровень содержания в молочной смеси показателя рибофлавина (В2) составляет 500-2800 мкг/л (50-280 мкг на 100 мл готового к употреблению продукта), и не ограничивают количество участников размещения заказа. Установление требования к наличию в составе молочной смеси таурина обусловлено тем, что наличие такого показателя в составе смеси влияет на созревание центральной нервной системы, органа зрения, и это необходимо детям с рождения. Заказчик полагает включение требования к таурину правомерным, поскольку более 50 видов смесей, представленных на российском рынке, содержат в своем составе таурин.

В подтверждение правомерности установления требований к составу молочной смеси заказчик ссылается на письмо ФАС России от 21.03.2012 № АК/8394 «О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей». Заказчик также опровергает довод Общества об ограничении количества участников размещения заказа, поскольку эквивалентом смеси «Нутрилак 2» является смесь «Ненни 2», представив в качестве подтверждения характеристики данной смеси (распечатка информации с банки).

Уполномоченный орган поддержал доводы заказчика, представив письменные пояснения от 11.12.2012 № 554-11.

 На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия Тверского УФАС России пришла к следующим выводам.

23.11.2012 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение №  0136200003612004651 о проведении аукциона и документация об аукционе, согласно которым предметом государственного контракта является поставка адаптированных молочных смесей и каш для детей в возрасте до трех лет, беременных женщин и кормящих матерей; начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 960 560,00 рублей.

            На дату рассмотрения жалобы заказ находится в стадии приема заявок на участие в аукционе, прием которых завершается в 09 часов 00 минут 14.12.2012.

«Заказ на поставку» сформирован в виде технического задания, содержащего информацию о требовании к поставке 7 различных продуктов, а также 7 приложений, которыми установлены требования к содержанию смесей и каш.

 

1. Согласно приложению № 4 к «Заказу на поставку» к поставке требуются сухие последующие  адаптированные молочные смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев «Нутрилак 2» или эквивалент, с указанием их химического состава. В состав смеси включен показатель «витамин В2» со значением 50-280 мкг, а также предусмотрено наличие таурина.

И Техническим регламентом, и Едиными требованиями установлены показатели и допустимые уровни содержания веществ в адаптированных молочных смесях.

В приложении 16 к Техническому регламенту установлен допустимый уровень содержания в молочной смеси показателя рибофлавина (В2), который составляет 500-2800 мкг/л (50-280 мкг на 100 мл готового к употреблению продукта).

В то же время Едиными требованиями предусмотрено, что в составе молочных смесей для детей от 6 до 12 месяцев жизни значение витамина рибофлавина (В2) должно быть в диапазоне 600-2800 мкг/л (60-280 мкг/100 мл). 

В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.

Согласно части 1 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Согласно части 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона документация об аукционе наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Согласно разъяснениям ФАС России от 23.03.2012 № АК/8394 «О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей», обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей – заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:

- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 № 299 (Единые требования);

- Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (Технический регламент).

Согласно данным разъяснениям (далее цитата) «Состав сухих молочных смесей регламентируется Едиными требованиями.

Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 № 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований:

- 12.1.1. Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков;

- 12.1.2. Частично адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) для питания детей в возрасте старше 6 месяцев;

- 12.1.7. Сухие и жидкие молочные, молочные составные и молокосодержащие напитки для детей старше 6 месяцев».

Из указанных писем Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора также следует, что сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом».

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.06.2010 № 01/9649-0-32 «О вступлении в силу Соглашения Таможенного союза по санитарным нормам» «В случае соответствия продукции (подконтрольных товаров), включенной в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 30 июня 2010 года, и расхождения с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Роспотребнадзором (исключая территориальные органы) могут выдаваться свидетельства о государственной регистрации, которые будут действовать исключительно на территории Российской Федерации не позднее 1 января 2012 года».

Таким образом, установление требований к адаптированным молочным  смесям и кашам для детей в возрасте до трех лет, беременных женщин и кормящих матерей, с показателями, отличающимися от установленных Едиными требованиями (не находящимися в пределах установленных значений), свидетельствует об установлении требований к товару, не отвечающих потребностям заказчика, и, следовательно, о нарушении заказчиком, уполномоченным органом требований части 2 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона.

 

2. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, безопасность продукции. Продукция должна соответствовать требованиям, содержащимся в технических регламентах. Однако требования технических регламентов являются  минимально необходимыми с учетом степени риска причинения вреда, при этом  технические регламенты не могут служить препятствием  к осуществлению предпринимательской деятельности  в большой степени, чем это минимально необходимо для защиты жизни и здоровья граждан.

Согласно пункту 3 статьи 7 указанного закона не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Ни Технический регламент (на молоко и молочную продукцию), ни Единые требования не включают в себя как минимально необходимое требование о наличии в составе сухой последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев таурина.

В Приложении № 4 к «Заказу на поставку» установлено требование о наличии в химическом составе сухой последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев (на 100 мл готового к употреблению продукта) «Нутрилак 1» или эквивалент таурина.

Комиссия Тверского УФАС России, с учетом приведенных нормативных положений Закона о техническом регулировании считает, что заказчик вправе был установить требование о наличии больших требований к товару, чем это предусмотрено Едиными требованиями.

Вместе с тем, Комиссия Тверского УФАС России считает следующее.

В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В данном случае заказчик, уполномоченный орган, объединив в один лот семь различных продуктов, установив к шести из них минимально необходимые, предусмотренные Едиными требованиями, требования, а к одному из них дополнительно установив требование о наличии таурина, не предусмотренное Едиными требованиями, ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку – даже при наличии таурина в составе сухой последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев (на 100 мл готового к употреблению продукта) «Нутрилак 1» или эквивалент таурина (приложение № 4 к «Заказу на поставку»), участник размещения заказа может не подтвердить его наличие в составе такой смеси – Едиными требованиями также не предусмотрено как обязательное указание на упаковке наличия таурина.

Следовательно, в рамках размещения спорного заказа заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования части 3.1 статьи 34 Закона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Актант» частично обоснованной.

2. Признать Министерство здравоохранения Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования частей 2 и 3.1 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. Отменить требование о приостановлении размещения заказа от 06.12.2012 № 05-6/1-200-3984Вф.

5. Копию настоящего решения направить оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии    В.М. Фомин

Члены Комиссии   Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина,  Я.А. Шибанов

 

 

 

Предписание по делу № 05-6/1-200-2012

об устранении нарушения в сфере размещения заказов

 

11 декабря 2012 года г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства здравоохранения Тверской области: ***.,

-  Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: ***,

- ООО «Актант»: ***

на основании решения от 11.12.2012 по делу № 05-6/1-200-2012 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

 

предписывает:

 

1. В срок до 29.12.2012:

1.1. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерству здравоохранения Тверской области соответственно:

- отменить протоколы, сформированные в рамках размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированных молочных смесей и каш для детей в возрасте до трех лет, беременных женщин и кормящих матерей (извещение №  0136200003612004651) – в случае их оформления; поданные в рамках данного заказа заявки на участие в аукционе возвратить участникам размещения заказа;

- внести изменения в документацию об аукционе (извещение №  0136200003612004651) в части установления требований к товару с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и с учетом выводов, изложенных в решении от 11.12.2012 № 05-6/1-200-2012, в том числе путем выделения в отдельный лот заказа на поставку последующей адаптированной молочной смеси для питания детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев (на 100 мл готового к употреблению продукта) «Нутрилак 1» или эквивалент таурина (приложение № 4 к «Заказу на поставку») либо исключения из состава такой смеси таурина;

1.2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность заказчику и уполномоченному органу исполнения пункта 1.1 настоящего предписания.

2. В срок до 11.01.2013 Министерству здравоохранения Тверской области,  Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении подпункта 1.1  настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

 

                  Председатель Комиссии: В.М. Фомин

                  Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Я.А. Шибанов

                                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны