Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-25-2015

 

11 марта 2015 года                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления;

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок;

- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Элизбарян К.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Муниципального учреждения «Администрация Ручьевского сельского поселения» (далее – Заказчик): ***

- ООО «Онега» (далее – Общество): ***

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 03.03.2015 поступила жалоба Общества, полагающего, что  Заказчиком при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция системы теплоснабжения в д. Ручьи» (ПИР) (извещение от 19.02.2015 № 0136300023315000005) нарушены требования Закона в части несоответствия положений конкурсной документации требованиям Закона. В своей жалобе Общество указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенным видам работ (далее - Свидетельство СРО); нарушены требования Закона в части выбора способа определения начальной (максимальной) цены контракта; в конкурсной документации отсутствует информация о порядке и сроках предоставления разъяснений положений конкурсной документации; форма заявки на участие в конкурсе содержит требования об обязательном указании участником конкурса в составе своей заявки сведений, непредусмотренных Законом.

Заказчик в своих письменных пояснениях указал, что доводы, изложенные в жалобе, несостоятельны, а жалоба – необоснована, в то же время в ходе рассмотрения жалобы с частью доводов согласился.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

19.02.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300023315000005 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция системы теплоснабжения в д. Ручьи» (ПИР), и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 477 166,00 рублей.

 

1. Согласно части 3 статьи 24 Закона под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

В соответствии с частью 5.1 статьи 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательным и в то же время достаточным в установленных действующим градостроительным законодательством случаях требованием должно являться требование к представлению копии свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с правом выполнения работ по организации подготовки проектной документации.

Вместе с тем, согласно подпункту 5.11 пункта 15 информационной карты конкурсной документации, Заказчик установил следующее требование к содержанию заявки: «Заявка на участие в конкурсе должна содержать: Копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с п.12 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009 г.)».

Пункт 12 информационной карты конкурсной документации содержит единые требования к участникам закупки, а именно (выдержка): «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:

I. Виды работ по инженерным изысканиям

1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий

1.1. Создание опорных геодезических сетей.

1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами…

5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий.

6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.

II. Виды работ по подготовке проектной документации

1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:

1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка

1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта…

7.5. Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты

9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды

10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

Таким образом, установление Заказчиком требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в аукционе Свидетельства СРО на конкретные виды работ является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50 и пункта 2 части 3 статьи 49 Закона.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является обоснованной.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что объединение в один лот работ по инженерным изысканиям и работ по подготовке проектной документации, как правило, рассматривается как нарушение требований части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона как ограничивающие количество участников закупки; вместе с тем Комиссия – с учетом положений части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, считает допустимым такое объединение при условии установления к участникам закупки требования в соответствии с частью 5.1 статьи 48 ГрК РФ.

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно части 20 статьи 22 Закона методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации), при этом, как следует из буквального содержания таких рекомендаций они являются именно рекомендациями и разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Пункт 10 информационной карты конкурсной документации содержит указание на то, что «начальная (максимальная) цена контракта обоснована в Приложении № 1 к информационной карте конкурса».

Приложение № 1 к информационной карте конкурсной документации содержит 4 сметных расчета, свидетельствующих о том, что Заказчиком использован проектно-сметный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 50 Закона, конкурсная документация содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта; при этом, в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта возложены на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Информационная карта конкурсной документации содержит порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной, вместе с тем даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной в нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона Заказчиком не установлены.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно части 2 статьи 51 Закона участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.

Пункт 15 информационной карты конкурсной документации содержит требование о том, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона - указываются участником конкурса в форме «ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ» (Форма 1.3.2).

Приложение 1.3.2 к конкурсной документации содержит форму заявки на участие в конкурсе, при этом, с учетом требований пункта 15 информационной карты конкурсной документации, участники обязаны подавать свои заявки исключительно по представленной Заказчиком форме, так как ни в информационной карте конкурсной документации, ни в самой форме заявки отсутствует указание, что данная форма является примерной.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является обоснованной, а Заказчик нарушил требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Онега» частично обоснованной.

2. Признать Муниципальное учреждение «Администрация Ручьевского сельского поселения» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пунктов 4 и 8 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Муниципальному учреждению «Администрация Ручьевского сельского поселения» предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-25-2015

об устранении нарушений в сфере закупок

 

11 марта 2015 года                                                                                                                         г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления;

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок;

- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Элизбарян К.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Муниципального учреждения «Администрация Ручьевского сельского поселения» (далее – Заказчик): ***

- ООО «Онега» (далее – Общество): ***

на основании решения от 11.03.2015 по делу № 05-6/1-25-2015 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

предписывает:

 

В срок до 27.03.2015

1. Муниципальному учреждению «Администрация Ручьевского сельского поселения» внести изменения в конкурсную документацию на право заключения муниципального контракта на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Реконструкция системы теплоснабжения в д. Ручьи» (ПИР) (извещение от 19.02.2015 № 0136300023315000005) в соответствии с требованием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии Тверского УФАС России от 11.03.2015 по делу № 05-6/1-25-2015, продлив срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в установленном порядке;

2. Муниципальному учреждению «Администрация Ручьевского сельского поселения» в срок до 03.04.2015 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок.

 

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны