Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 6 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-28-2015

 

23 марта 2015 года                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,

- Шибанов Я.А. –  главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Элизбарян К.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – Заказчик): ***

 - ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»: ***

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей ООО «Страховая группа «Компаньон» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 16.03.2015 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (извещение от 03.03.2015 № 0136100012115000018) нарушены требования Закона в части установления заказчиком размера начальной (максимальной) цены контракта и котировочной комиссией в части неотклонения котировочной заявки ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ».

Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На момент рассмотрения жалобы контракт заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон и в ходе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

03.03.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0136100012115000018 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области; начальная (максимальная) цена контракта составляет 146 106, 30 руб.

 

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

В соответствии с пунктами 1 – 2 и 4 части 3 статьи 73 Закона заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также, в том числе, следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Форма заявки установлена приложением № 3 к извещению о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 6 статьи 78 Закона победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений Закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 11.03.2015 №П1 для участия в запросе котировок заявки подали 5 участников закупки, в том числе Общество, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 3; все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о запросе котировок; победителем запроса котировок признано ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ» с предложением цены контракта - 136 868, 41 рублей.

Котировочная заявка ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ», учитывая отсутствие в извещении о проведении запроса котировок каких-либо требований к предложению о цене контракта, формально соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в связи с чем у котировочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки; жалоба Общества в данной части является необоснованной.

Предложение о цене контракта ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ», возможно не соответствующего – как указывает Общество, требованиям Федерального закона от 25.04.2014 № 40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), является риском такого участника, поскольку обеспечивается нормами указанного Закона, а также Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 – 6 статьи 42 Закона.

В соответствии со статьей 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, следующая информация: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (пункт 1); срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (пункт 6).

В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 3 статьи 77 Закона заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы, которая, согласно статье 4 и части 3 статьи 114 Закона, будет действовать с 01.01.2017.

Таким образом, действующая редакция Закона предусматривает подачу котировочных заявок либо в письменной форме в запечатанном конверте, либо в форме электронного документа с использованием единой информационной системы, которая в настоящее время не создана.

Согласно извещению о проведении запроса котировок порядок подачи котировочных заявки установлен следующим образом: «Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа (оформленного в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 44-ФЗ) до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок», то есть, требования к форме и порядку подачи котировочных заявок установлены с учетом требований статьи 5 Закона.

Согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в запросе котировок было подано 5 заявок, из них 4 – в запечатанном конверте, и 1 заявка – заявка Общества, зарегистрированная под № 3, в электронном виде.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 11.03.2015 №П1 победителем признано ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»; Общество признано участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.

Вместе с тем, как указано выше, Общество подало свою котировочную заявку не в письменной форме в запечатанном конверте и не в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью и с использованием единой информационной системы, в связи с чем Комиссия признает заказчика, принявшего и зарегистрировавшего такую заявку, нарушившим требования части 3 статьи 77 Закона, котировочную комиссию – рассмотревшую и не отклонившую такую заявку, нарушившей часть 7 статьи 78 Закона.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 – 6 статьи 42 Закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе, тарифным методом.

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Предметом закупки является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены Приложением 1 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».  

В соответствии с частью 6 статьи 78 победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Таким образом, проведение запроса котировок возможно при условии наличия возможности ценовой конкуренции.

Между тем, вышеприведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что – при условии соблюдения всех требований действующего законодательства, начальная (максимальная) цена контракта должна быть рассчитана с учетом требований Закона об ОСАГО, предложения участников закупки о цене контракта должны соответствовать такой начальной (максимальной) цене контракта. В противном случае действия участников закупки являются недобросовестной конкуренцией.

Следовательно, при осуществлении закупки услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств отсутствует возможность ценовой конкуренции; выбор участника закупки – в случае использования заказчиком конкурентного способа закупки, возможно путем проведения конкурса, когда победитель определяется с использованием и другого, кроме цены контракта, критерия оценки заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, Заказчиком способ закупки – проведение запроса котировок, выбран с нарушением части 1 статьи 72 Закона, что является основанием для выдачи предписания об аннулировании закупки.

 

 

3. Довод заявителя о том, что Заказчик неверно рассчитал и определил начальную (максимальную) цену контракта в извещении о проведении запроса котировок – 146 106,30 рублей, а по его расчетам 146 106,31 рублей, не подлежит рассмотрению на основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона,  в соответствии с которой контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Вместе с тем, комиссия отмечает, что расчет начальной (максимальной) цены контракта должен быть выполнен в строгом соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то есть, в любом случае укажет ли участник, цену контракта в соответствии с извещением (в случае не соответствия законодательству) или достоверную цену в соответствии с законодательством, его заявка может быть признана не соответствующей; в первом случае - как не соответствующая требованиям законодательства (действительности), во втором случае – как не соответствующая извещению о закупке.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Страховая группа «Компаньон» не обоснованной.

2. Признать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области нарушившим часть 1 статьи 72 и часть 2 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области и котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-28-2015

об устранении нарушений в сфере закупок

 

23 марта 2015 года                                                                                                                               г. Тверь      

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,

- Шибанов Я.А. –  главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Элизбарян К.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – Заказчик): ***

 - ОАО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»: ***

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Страховая группа «Компаньон»,

на основании решения от 23.03.2015 по делу № 05-6/1-28-2015 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

предписывает:

 

В срок до 10.04.2015

1. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области аннулировать запрос котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (извещение от 03.03.2015 № 0136100012115000018) путем отмены всех совершенных юридически значимых действий, в том числе, отмены всех протоколов, сформированных в ходе проведения запроса котировок; возврата участникам закупки заявок, поданных на участие в запросе котировок.

2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в срок до 15.04.2015 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны