Решение №05-6/1-34-913 ВФ Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу  № 05-6/1-34-2013

 

01 апреля 2013 года                                                                                                            г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Михеев А.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Виноградова Ю.Д. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Законодательного Собрания Тверской области (далее – заказчик): ***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

в отсутствие К.М.В. (далее – Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Заявителя и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 25.03.2013 поступила жалоба Заявителя на действия  заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для нужд Законодательного Собрания Тверской области в 2013 году (далее – аукцион). В своей жалобе Заявитель указал, что в нарушение части 2.1 статьи 34 Закона в «Техническом задании» документации об аукционе установлены расширенные требования к техническим характеристикам автомобиля, при том, что заказ размещен не на поставку автомобиля, а на оказание автотранспортных услуг. Установление таких требований к автомобилю, по мнению Заявителя, исключает возможность оказания автотранспортных услуг на автомобилях, являющихся эквивалентом автомобиля заявленного в документации об аукционе.

Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Из представленных заказчиком письменных пояснений от 29.03.2013                 № 90/376 следует, что установленные заказчиком требования к товару непосредственно связаны с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика и влияют на качество оказываемых услуг, их безопасность. Заказчик не согласен также с доводами Заявителя об ограничении количества участников размещения заказа, представив информацию о наличии эквивалента заявленному в документации об аукционе автомобилю.

Уполномоченный орган поддержал доводы заказчика, представив письменные пояснения от 01.04.2013 № 212-11.

 На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия Тверского УФАС России пришла к следующим выводам.

19.03.2013 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003613000546  о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация об открытом аукционе в электронной форме, согласно которым предметом государственного контракта является оказание автотранспортных услуг для нужд Законодательного Собрания Тверской области в 2013 году;  начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 800 600, 00 рублей.

На дату рассмотрения жалобы заказ находится в стадии приема заявок на участие в аукционе, прием которых завершается в 09 часов 00 минут 10.04.2013.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 ст. 34 Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

«Заказом на оказание автотранспортных услуг» документации об аукционе предусмотрено оказание автотранспортных услуг с использованием одного автомобиля марки BMW 750Li xDrive (с сопровождением слов «или эквивалент).

Согласно пункту 1 Технического задания «Заказа на оказание автотранспортных услуг» документации об аукционе автотранспортные услуги для нужд Законодательного Собрания Тверской области в 2013 году должны оказываться с использованием автотранспорта со следующими характеристиками:

Наименование автомобиля

Технические характеристики

Кол-во

автомо-билей,

шт.

Планируемое время эксплуатации одного автомобиля в 2013 году,

час

BMW 750Li xDrive

 (год выпуска -  2013 г.) или эквивалент в соответствии с указанными техническими характеристиками

 

Цвет автомобиля – черный;

Материал отделки салона – кожа;

Цвет материала отделки салона – черный;

Тип двигателя: V8, бензиновый

Рабочий объем, куб. см: не менее 4395

Мощность, л.с. при об/мин: не менее 407/ 5500

Крутящий момент, Нм при об/мин:

 не менее 600/1750-4500

КПП: автомат

Привод: полный

Тормоза:

передние – дисковые вентилируемые,

задние – дисковые вентилируемые;

Максимальная скорость – не менее 250 км/час;

Расход топлива (л/100 км) – не более 17,1 л.;

Масса снаряженного автомобиля  - не менее 1980 кг;

Длина – не менее 5212 мм;

Ширина – не менее 1902 мм;

Высота – не менее 1478 мм;

Колесная база – не менее 3210 мм;

Размер шин – не менее 245/50 R 18;

Объем топливного бака – не менее 82 литров;

Система контроля активной подвески, дающая боковую динамическую стабильность автомобиля.

Обогрев рулевого колеса.

Кожаное рулевое колесо.

Болты–секретки.

Легкосплавные диски.

Охранная сигнализация с дистанционным управлением.

Спутниковая противоугонная система.

Автоматическая система закрывания багажника.

Автодоводчик дверей.

Камера заднего вида.

Сигнализация аварийного сближения при парковке (спереди и сзади). Функция автоматического запуска/остановки двигателя.    

Регенерация энергии торможения.    

Люк электрорегулируемый с прозрачной крышкой.

Задняя электрорегулируемая солнцезащитная шторка.

Боковые электронные солнцезащитные шторки.

Велюровые коврики.

Знак аварийной остановки и аптечка.

Неослепляющие, складывающиеся зеркала заднего вида.

Активная вентиляция передних сидений.

Активная вентиляция задних сидений.

Электрорегулируемые  передние и задние сиденья.

Подогрев передних сидений.

Подогрев задних сидений.

Автоматический контроль климата на 4 зоны.

Спинки задних сидений с функцией массажа.

Пакет освещения.

Адаптивное освещение поворотов.

Телевизор.

Штатная навигационная система с жестким диском с возможностью выхода в Интернет.

Штатная аудиосистема

Универсальная подготовка под установку мобильного телефона.

Система связи Bluetooth и usb аудиоустройств.

Тонировка стекол*

Противотуманные фары.

Брызговики.

Датчик дождя.

Датчик света.

Комплект оборудования GPS/GSM слежения и управления автотранспортом.

1

5 400

 

Вышеуказанные нормативные положения – часть 2 статьи 34 и пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона, позволяют Комиссии сделать вывод о том, что требования, которые заказчик, уполномоченный орган вправе устанавливать к товарам, работам, услугам, должны соответствовать предмету контракта, то есть, являться требованиями к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «автотранспортная услуга». Вместе с тем, пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Следовательно, характеристикой автотранспортной услуги является прежде всего перевозка пассажира от места посадки до места назначения.

По мнению Комиссии, в документации об аукционе установлены требования не только и не столько к самой услуге, но и такие требования к характеристикам автомобиля BMW 750Li xDrive, которые не являются показателями качества услуги либо ее технической характеристикой. Установленные в документации об аукционе требования характерны для случаев, когда предметом контракта является поставка (приобретение в собственность) легкового автомобиля, что, как указано выше, не является предметом контракта.

В частности, по мнению Комиссии, такие характеристики, как крутящий момент, колесная база, размер шин, обогрев рулевого колеса, кожаное рулевое колесо, болты–секретки, люк электрорегулируемый с прозрачной крышкой, не относятся к показателям качества услуги и не являются характеристикой услуги, также как и многие другие указанные в документации об аукционе требования, в том числе требования к типу двигателя, расходу топлива. Так, показатель расхода топлива должен являться проблемой исполнителя услуги, который при том или ином расходе топлива может получить большую или меньшую прибыль.

Кроме того, Комиссия считает, что, несмотря на отсутствие в Законе при размещении заказов необходимости соблюдения такого принципа как разумность, заказчик, уполномоченный орган при установлении требований к товару, работам, услугам должны учитывать такой принцип. Вместе с тем, среди установленных в документации об аукционе требований к автомобилю имеется требование к максимальной его скорости – не менее 250 км/час. Следует отметить, что пунктами 10.2 и 10.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД), в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч. Следовательно, установленное в документации об аукционе требование к максимальной скорости движения автомобиля – не менее 250 км/час является избыточным и не отвечает принципу разумности.

Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона заказчиком, уполномоченным органом установлены требования к товару, которые, объективно, не являются требованиями, свидетельствующими о действительных потребностях заказчика и отвечающим предмету контракта.

 

2. Согласно части 3 статьи 34 Закона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона.

Анализ положений Закона позволяет сделать вывод о том, что словами «или эквивалент» должно сопровождать указание на товарный знак; Закон не предусматривает такого сопровождения в случае указания на марки, модели и т.п.

В документации об аукционе установлены требования к автомобилю с указанием  конкретной модели - BMW 750Li xDrive, при том, что – как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона только указание на товарные знаки сопровождается словами «или эквивалент».

Таким образом, заказчик, уполномоченный орган в нарушение части 3 статьи 34 Закона в документации об аукционе сопроводили словами «или эквивалент» указание не на товарный знак, а на конкретную марку автомобиля.

 

3. В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

На заседание Комиссии Тверского УФАС России заказчиком представлена информация, полученная от ООО «МБ-Тверь» (письмо от 28.03.2013 № 7), являющегося официальным дилером «Мерседес-Бенц» в Твери, о том, что установленным в документации об аукционе требованиям соответствует автомобиль Mercedes-Benz S 500 4 MATIC.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте www.avilon.ru (АВИЛОН - официального дилера «Мерседес - Бенц» в Москве), у автомобиля  Mercedes-Benz S 500 4 MATIC крутящий момент составляет 530/2800-4800 л.с. при об/мин;  размер шин – 245/55 R17, что не соответствует установленным в документации об аукционе характеристикам. Кроме того, размещена информация о характеристиках различных модификаций автомобиля Mercedes-Benz S 500 4 MATIC, которые незначительно отличаются от установленных в документации об аукционе, в частности, по высоте. Не соответствуют установленным требованиям, в том числе, и другие автомобили марки БМВ, в частности, BMW 740Li (по рабочему объему двигателя). То есть, фактически не соответствуют требованиям автомобили одного класса с указанным в документации BMW 750Li xDrive.

Таким образом, заказчик, уполномоченный орган в нарушение части 3.1 статьи 34 Закона в документации об аукционе установили требования к автотранспортной услуге, ограничивающие количество участников размещения заказа

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу К.М.В. обоснованной.

2. Признать Законодательное Собрание Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования пункта 1 части 4 статьи 41.6 и частей 2, 3 и 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Законодательному Собранию Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. Копию решения направить оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.К. Красюкова, Е.И. Манюгина, А.А. Михеев, Ю.Д. Виноградова

 

 

 

 

 

 

Предписание по делу  № 05-6/1-34-2013

о прекращении нарушения в сфере размещения заказов

 

01 апреля 2013 года                                                                                               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля размещения государственного заказа,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Михеев А.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Виноградова Ю.Д. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Законодательного Собрания Тверской области (далее – заказчик)***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

в отсутствие К.М.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

на основании решения от 01.04.2013 по делу № 05-6/1-34-2013 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон),

 

предписывает:

В срок до 19.04.2013:

  1. Законодательному Собранию Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки:

1.1   внести изменения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для нужд Законодательного Собрания Тверской области в 2013 году (извещение от 19.03.2013                                    № 0136200003613000546) с учетом требований законодательства о размещении заказов, установив требования к товару, отвечающих потребностям заказчика и соответствующих предмету контракта, чтобы они не ограничивали количество участников размещения заказа;

1.2 продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в установленном законодательством о размещении заказов порядке;

1.3   возвратить заявки участникам аукциона (в случае их поступления).

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность заказчику и уполномоченному органу исполнения пунктов 1.1-1.3 настоящего предписания.

3.   Законодательному Собранию Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

4.    Законодательному Собранию Тверской области и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 23.04.2013 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

Председатель Комиссии:

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

Л.К. Красюкова, Е.И. Манюгина, А.А. Михеев, Ю.Д. Виноградова

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны