Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-39-2... от 25 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1086ЛК

Решение № 05-6/1-39-2016

 

15 апреля 2016 года                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок;

члены Комиссии:

Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. - специалист - эксперт отдела контроля закупок,

Журавлева Е.В. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный лагерь «Спутник» (далее - Заказчик): ***

- Управления муниципального заказа администрации города Твери (далее –Уполномоченный орган):***

- Тверской региональной общественной организации в области борьбы с коррупцией «Антикоррупционный комитет» (далее – Заявитель): ***

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7 – 7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,  жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 07.04.2016 поступила жалоба Заявителя о несоответствии документации о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт крыши здания дачи № 6 в МОУ ДО ДООЛ «Спутник» (извещение от 31.03.2016 № 0136300021716000167) требованиям Закона в части  неустановления требования к участникам закупки о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ в соответствии с градостроительным законодательством. В частности, Заявитель указал, что предметом контракта является ремонт крыши здания дачи; согласно Разделу 3 «Устройство стропильной системы кровли с огнезащитой» Локальной сметы № 02-01-01 в состав работ, в том числе, входит огнезащитное покрытие деревянных конструкций при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности  по НПБ 251; названные работы включены в пункт 12.12  Раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень), в связи с чем  документация об аукционе должна содержать  требование о наличии у участника закупки  действующего Свидетельства СРО с включенными в него пунктами: 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования, 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, указали на то, что требования к участникам закупки в документации об аукционе установлены в соответствии с действующим законодательством.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

31.03.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300021716000167 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту крыши здания дачи № 6 в МОУ ДО ДООЛ «Спутник» и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 629 459, 00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1);  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению (пункт 2).

В соответствии частью 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден такой Перечень; кроме того, пунктом 2 Приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 – 4, 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательным и в то же время достаточным в установленных действующим градостроительным законодательством случаях требованием должно являться требование к представлению копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с правом выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, право (и обязанность) установления требования о наличии у участника размещения заказа допуска к работам по организации строительства возникает только в том случае, если предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту (в данном конкретном случае) объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и которые включены в группу видов работ №№ 1 – 31 раздела III. «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному строительству» Перечня.

При этом согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом следует понимать замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Объектом закупки, согласно извещению, является выполнение работ по ремонту крыши здания дачи № 6 в МОУ ДО ДООЛ «Спутник».

Согласно документации об аукционе работы должны быть выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией. Локальная смета содержит указание на виды работ, такими работами, входящими в объект закупки, являются разборка кровельного покрытия и деревянных элементов кровли, устройство стропильной системы, устройство кровли из профнастила, подшивка потолка и карниза, устройство фронтона, установка «слухового» деревянного оконного блока, которые включены в Перечень, в то же время данные виды работ отмечены знаком «<*>», то есть, требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 ГрК РФ – на особо опасных и технически сложных объектах, к каковым дача не относится.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что работы, являющиеся объектом закупки, не является такими работами по капитальному ремонту, которые влекут за собой необходимость наличия у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Что касается работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения лицензирование деятельности  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению; пункт 10 данного Приложения включает в себя работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Таким образом, на выполнение предусмотренных контрактом работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 исполнитель должен иметь лицензию на монтаж, техническое обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В документации об аукционе требование о предоставлении участником закупке в составе заявки копии выдаваемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не установлено.

Вместе с тем, пункт 4.4.25 проекта контракта содержит следующее требование: подрядчик обязан производить работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251-98 самостоятельно при наличии лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225), либо с привлечением организации, имеющей данную лицензию. К моменту сдачи - приемки работ предоставить Заказчику протокол испытаний (отчет об испытании) о проверке качества огнезащитной обработки в соответствии с ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний».

Уполномоченный орган и Заказчик мотивировали свои действия тем, что согласно локальной сметы документации об аукционе стоимость работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности  по НПБ 251 составляет  12 072 руб., то есть, около 1,9 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссия не находит основания для признания таких действий нарушающими Закон в силу следующего. Действительно, более 98% предусмотренных контрактом работ не требуют наличия у участника закупки свидетельства о допуске к видам работ либо лицензии. При этом в отношении той части работ, которые требуют наличия лицензии, контрактом предусмотрено право подрядчика выполнить эти работы самостоятельно – при наличии вышеуказанной лицензии, либо привлечь к исполнению части работ имеющую такую лицензию организацию; по мнению комиссии, это согласуется со статьей 706 ГК РФ и в данном конкретном случае не противоречит части 3.1 статьи 52 ГрК РФ.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

 Признать жалобу Тверской региональной общественной организации в области борьбы с коррупцией «Антикоррупционный комитет» необоснованной

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны