Решение б/н Решение №05-6/1-66-2017 от 1 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Администрация муниципального образования город Торжок

наб. Новгородская, д. 1А, г. Торжок, Тверская обл., 172002

e-mail: ks@torzhok-adm.ru

 

 

Заявитель:

ООО «Профит-плюс»

ул. Навагинская, д. 9Д, оф. 420,

г. Сочи, 354068

тел: 8-966-770-03-75

e-mail: fas@profip.su

 

 

 

26.05.2017 № 05-6/1-66-1709ВФ

 

Решение № 05-6/1-66-2017

 

23 мая 2017 года                                                                                                                          г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления;

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок;

- Кадичева Т.С. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок;

- Виноградова Ю.Д. -  специалист - эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Администрация муниципального образования город Торжок (далее – Заказчик): (по доверенности);

в отсутствии надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Профит-плюс» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент),  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 16.05.2017 поступила жалоба Общества, полагающего, что документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети города Торжка (извещение от 28.04.2017 № 0136300049017000053) не соответствует требованиям Закона, в частности, установлены требований о декларировании соответствия требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона, а также требования к составным частям, химическим свойствам и компонентам товаров и (или) показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.

Представитель Заказчика считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, представив письменные пояснения по существу жалобы, пояснив, что спорные характеристики установлены в соответствии с требованиями ГОСТов и содержатся в паспорте на товар.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

 

28.04.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети города Торжка и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 500 000,00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

 

1. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

Согласно части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Следовательно, содержание перечисленных норм свидетельствует о том, что в документации о закупке должно быть установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компании, вместе с тем, заказчик, уполномоченный орган не вправе требовать от участника закупки декларировать соответствие участника закупки требованию пункта 10 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно подпункту 2 пункта 23 Информационной карты документации об аукционе  вторая части заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию  о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 3 - 7 пункта 21 информационной карты. Участник закупки вправе использовать рекомендуемую форму «Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», представленную в Приложении № 4 к аукционной документации.

Приложение № 4 к документации об аукционе содержит рекомендуемую форму декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона, в которой указано следующее:

«Настоящим ________________ (указывается наименование, фирменное наименование (при наличии) участника аукциона) подтверждает, что _______________ (необходимо указать «соответствует» или «не соответствует») требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-7, 9,10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

…6) не являемся офшорной компанией».

Таким образом, в документации об аукционе установлено, что участник закупки должен представить во второй части заявке декларацию о том, что он не является офшорной компанией (пункт 10 части 1 статьи 31 Закона), что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

2. Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Техническое задание (далее – ТЗ) в таблице № 1 Приложения № 2 к аукционной документации, содержит 7 наименований товаров, требуемых к использованию при выполнении работ, в том числе, по оспариваемым Обществом позициям: пункты 1 и 2 ТЗ - «Краска (эмаль) для дорожной разметки», пункт 4 ТЗ - «Термопластик для дорожной разметки (белый)», пункт 7 ТЗ - «Микростеклошарики для устройства горизонтальной дорожной разметки пластичными материалами».

2.1. Согласно пункту 4 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Термопластик для дорожной разметки (белый)», в том числе, со следующими характеристиками: Коэффициент яркости белого цвета, %, не менее – 60; Плотность отвердевшего расплава термопластиков, г/см3, в пределах диапазона - 1,9 - 2,1; Коэффициент световозвращения в темное время суток при сухом покрытии Rl, мкд·лкˉ¹·мˉ², не менее – 200; Коэффициент световозвращения в темное время суток при дожде и мокром покрытии Rw, мкд·лкˉ¹·мˉ², не менее – 35; Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении Qd, мкд·лкˉ¹·мˉ², не менее – 160. Соответствие ГОСТ Р 51256-2011,                              ГОСТ 52575-2006.

Таблица В.2 в Приложении В к ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (далее ГОСТ Р 51256-2011) устанавливает  величину коэффициента яркости поверхности разметки в зависимости от присвоенного разметке класса, так, для разметки цвета «Белый» класса В5 коэффициент яркости дорожной разметки, %, -  не менее 60.

Таблица В.3 в Приложении В к ГОСТ Р 51256-2011 устанавливает величину коэффициента световозвращения горизонтальной разметки при сухом покрытии в зависимости от присвоенного разметке класса, так, для разметки цвета «Белый» класса R4 – не менее 200.

Таблица В.4 в Приложении В к ГОСТ Р 51256-2011 устанавливает величину коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя) в зависимости от присвоенного разметке класса, так для разметки класса RW2 – не менее 35.

Таблица В.5 в Приложении В к ГОСТ Р 51256-2011 устанавливает величину коэффициента светоотражения горизонтальной дорожной разметки при диффузном дневном или искусственном освещении, в зависимости от присвоенного разметке класса, так для разметки цвета «Белый» класса Q4, – не менее 160.

В таблице 9 к ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 52575-2006) установлены значения плотности отвердевшего расплава термопластиков и холодных пластиков:

Класс разметочного материала

Плотность, г/см3

ПП1

ПП2

ПП3

Более 2,1

1,9 - 2,1

Менее 1,9

Таким образом, перечисленные выше характеристики товара Термопластик для дорожной разметки (белый) приведены в соответствии с требованиями стандартов.

2.2. Согласно пунктам 1 и 2 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Краска (эмаль) для дорожной разметки», в том числе, со следующими характеристиками: «Адгезия (к стеклу), баллы не более: 1; время высыхания до степени 3, не более 15 минут; Соответствие ГОСТ Р  52575-2006».

В Таблице 7 к ГОСТ Р 52575-2006 установлено, что время высыхания красок (эмалей) до степени 3, с учетом класса определяющего требования к данному параметру, должно соответствовать значениям:

Класс разметочного материала

Время высыхания до степени 3, мин

ВВ1

ВВ2

ВВ3

ВВ4

45 - 60

31 - 44

15 - 30

Менее 15

В Таблице 8 к ГОСТ Р 52575-2006 установлено, что адгезия высохшей пленки красок (эмалей) к стеклу с учетом  класса разметочного материала должна соответствовать следующим значениям:

Класс разметочного материала

Адгезия, баллы

АС1

АС2

АС3

3

2

1

Таким образом, требования к характеристике «время высыхания до степени 3», не соответствует требованиям ГОСТ 52575-2006, что является нарушением требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

2.3. Согласно пункту 7 ТЗ для использования в ходе выполнения работ требуется товар «Микростеклошарики для устройства горизонтальной дорожной разметки пластичными материалами», в том числе, со следующими характеристиками: полный остаток на сите 1180 мкм, % массы,  в пределах диапазона – 0-2; полный остаток на сите 1000 мкм, % массы, в пределах диапазона – 0-10; полный остаток на сите 425 мкм, % массы, в пределах диапазона – 95-100; содержание дефектных микростеклошариков,%, не более 20; содержание инородных частиц, %, не более 3. Соответствие   ГОСТ Р 53172-2008, ГОСТ Р 53173-2008.

Согласно пункту 7.1 ГОСТ Р 53172-2008 приемка МСШ осуществляется партиями.

В соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ Р 53172-2008 для контроля качества и приемки МСШ проводят приемосдаточные испытания с целью установления соответствия параметров продукции требованиям данного стандарта.

Следовательно, установленные в пункте 7 таблицы № 1 Приложения № 2 к аукционной документации значения характеристик к товару «Микростеклошарики», как это следует из содержания приведенного стандарта,  могут стать известными лишь по результатам испытаний товара.

Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в Решении от 09.02.2017 № АКПИ16-1287 в удовлетворении административного искового заявления ООО «Домстрой» о признании недействующим пункта 3 указанного письма, указал следующее: «Анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что  …имеющиеся в оспариваемом письме разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) его положений и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый пункт Письма не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, лишены правовых оснований.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства

Доводы административного истца, выражающего, как следует из объяснений его представителя в суде, желание, чтобы заказчик требовал от участника закупки подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона…».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, о том, что Заказчиком при описании объекта закупки в отношении используемого при выполнении работ товара – «микростеклошарики» нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона; жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как указано выше, объектом закупки является выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично - дорожной сети города Торжка, для выполнения которых используются товары, указанные в таблице № 1 в Приложении № 2 к аукционной документации с указанием их технических характеристик.

Согласно пункту 23 Информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.

Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме представлена в пункте 24 Информационной карты аукциона, в которой указано, что в первой части заявки участник закупки должен представить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.

Таким образом, требование к содержанию первой части заявки установлено заказчиком с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 3 части 3 статьи 66 Закона.

 

При этом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, в связи с тем, что отсутствуют объективные основания считать, что Общество намерено реально претендовать на заключение контракта, и что его права и законные интересы могли быть нарушены при проведении спорной закупки, кроме того представление в первой части заявки сведений о конкретных показателях характеристик товаров  используемых при выполнении работ не требовалось; жалобы от других потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение и возможность исполнить спорный контракт, в Тверское УФАС России не поступали.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу ООО «Профит-плюс» частично обоснованной.

2. Признать заказчика - Администрацию муниципального образования город Торжок нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

Л.К. Красюкова

 

 

Т.С. Кадичева

 

 

Ю.Д. Виноградова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виноградова Ю.Д.

(4822) 34-70-22

Связанные организации

Связанные организации не указаны