Решение б/н Решение № 05-6/1-69-2018 от 18 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-69-2018

 

06 апреля 2018 года                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Кадичева Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Гаврылив Н.С. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок,

в присутствии представителя Администрация Осташковского городского округа (далее - Заказчик):

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Изидолг» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 30.03.2018 поступила жалоба Общества, согласно которой положения документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение видов работ по содержанию улично-дорожной сети г. Осташкова Осташковского городского округа (извещение от 18.03.2018 № 0136600002618000016) не соответствует требованиям Закона.

Такими нарушениями, в частности, Общество считает:

1) сокращение сроков подачи заявок;

2) установления ненадлежащей даты проведения электронного аукциона;

3) установления ненадлежащих требований к участникам закупки и к составу документов заявки на участие в аукционе (требования к наличию опыта работы в первой части заявки);

4) установления непредусмотренного Законом требования о декларировании соответствия участника закупки требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона;

5) нарушение требований к правилам описания объекта закупки, установление необъективных требований к товарам, в том числе, установление требований к составным частям, химическим свойствам и компонентам товаров и (или) показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара, неустановление корректных единиц измерений технических характеристик;

6) установления в проекте контракта срока оплаты работ не в соответствиями с требованиями закона;

7) несоблюдения требований статьи 37 Закона.

Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению; представил письменные возражения на жалобу.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

18.03.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на выполнение видов работ по содержанию улично-дорожной сети г. Осташкова Осташковского городского округа и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 040 605, 63  руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

 

1. Согласно части 1 статьи 63 Закона извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно пункту 1 статье 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Как указано выше, Заказчиком извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены 18.03.2018; дата и время окончания подачи заявок – 02.04.2018 07:00, что свидетельствует о сокращении Заказчиком срока подачи заявок на один день.

Таким образом, жалоба Общества в данной части является обоснованной, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 63 Закона.

 

2. Согласно части 3 статьи 68 Закона днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Как указано выше, согласно извещению о проведении аукциона установлены следующие дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 04.04.2018, дата проведения аукциона в электронной форме - 07.04.2018, суббота, то есть, выходной день, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 68 Закона.

Таким образом, жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

 3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статье 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 утверждены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение № 1), а также Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (приложение № 2).

Пунктом 1 вышеуказанного Постановления установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

К таким видам работ отнесено выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, что требует наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (согласно примечанию) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, участник закупки должен представить копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки выполнение видов работ по содержанию улично-дорожной сети г. Осташкова Осташковского городского округа (код позиции КТРУ- 42.11.10.120), что относится к видам работ, перечисленных в приложении № 1 к вышеуказанному Постановлению.

В пункте 23 информационной карты документации об аукционе установлено «требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - не менее 30% от начальной максимальной цены контракта предыдущие контракты компании. Приложить в первую часть сведения».

Между тем, Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном определении от 29.11.2016 № АПЛ16-490 указал следующее:

«Позиция 2 приложения № 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. N 99 (в редакции, действовавшей на день принятия обжалуемого решения) содержит дополнительное требование к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции данное требование конкретизируется, отмечается, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из приведенных положений следует, что такое дополнительное требование, как опыт исполнения контракта (договора) на выполнение работ строительных, предъявляется к участникам закупки в случае, если объектами закупки являются работы строительные, включенные в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, относящиеся к группам работ строительных по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), при начальной (максимальной) цене контракта (цене лота) свыше 10 млн рублей…

… При этом судом было правомерно учтено, что законодательство Российской Федерации разграничивает понятия «капитальный ремонт» и «текущий ремонт». В связи с этим нельзя признать обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что под используемым в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 понятием «ремонт» следует понимать две его разновидности - капитальный и текущий, поскольку такое утверждение противоречит как буквальному толкованию данного постановления, так и нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере градостроительной деятельности в Российской Федерации, о чем обоснованно указано в обжалуемом решении.

С учетом того, что работы по капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и имеют различное правовое регулирование, абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, устанавливающий дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, выходит за рамки адекватного истолкования положений Постановления от 4 февраля 2015 г. N 99».

Следовательно, правовая позиция суда заключается, в том числе в следующем: при решении вопроса о необходимости применения Постановления № 99 значение имеет не столько применяемый Заказчиком код согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 – в данном случае это код 42.11.10.120, сколько фактическое содержание работ.

Как указано выше, объектом закупки выполнение видов работ по содержанию улично-дорожной сети г. Осташкова Осташковского городского округа, которые никаким образом не могут являться работами строительными по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Следовательно, Заказчик не вправе был устанавливать к участникам закупки дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона.

Факт установления Заказчиком требования к участника закупки требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации - не менее 30% от начальной максимальной цены контракта предыдущие контракты компании, при том, что согласно вышеуказанному Постановлению Заказчик обязан установить требование к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (согласно примечанию) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка), при таких обстоятельствах не имеет правового значения для оценки спорного требования.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, частей 2 и 3 статьи 31 Закона, а также пункта 2 вышеуказанных Дополнительных требований.

Жалоба Общества в данной части также является обоснованной.

 

4. Частью 5 статьи 66 Закона установлены требования к перечню документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, в том числе установлено, что такая заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

Согласно части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Таким образом, в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона, должно быть установлено требование о том, что участник закупки не является офшорной компании, однако не предусмотрено право требовать, что участник закупки должен декларировать о соответствии данному требованию.

Согласно подпункту 2 пункта 3.1.4 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.6.2.1. и 1.6.4.1. пункта 1.6 раздела 1 части I документации об аукционе (при наличии таких требований и информация о таких требованиях содержится в Информационной карте аукциона), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1.6.2.2 – 1.6.2.7 пункта 1.6 раздела 1 части I документации об аукционе

Согласно подпункту 9 пункта 1.6.2.2 документации об аукционе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование - участник закупки не является офшорной компанией.

Таким образом, Заказчиком в документации об аукционе установлено, что участник закупки должен представить во второй части заявки декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией (пункт 10 части 1 статьи 31 Закона), что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

5. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке№ при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в Решении от 09.02.2017 № АКПИ16-1287 в удовлетворении административного искового заявления ООО «Домстрой» о признании недействующим пункта 3 указанного письма, указал следующее: «Анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что … имеющиеся в оспариваемом письме разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) его положений и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый пункт Письма не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, лишены правовых оснований.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства…

Доводы административного истца, выражающего, как следует из объяснений его представителя в суде, желание, чтобы заказчик требовал от участника закупки подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона…».

Как указано выше, объектом закупки является выполнение видов работ по содержанию улично-дорожной сети г. Осташкова Осташковского городского округа.

Виды и объемы работ, а также требования к применяемым материалам, используемых при выполнении работ, изложены в Технической части документации об аукционе (далее – ТЗ) в табличном виде.

Комиссией по доводам жалобы установлено, что ТЗ содержит требования к составным частям, химическим свойствам и компонентам товаров и (или) показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.

Так, в ТЗ по спорным положениям в отношении товаров, используемых при выполнении работ, установлены следующие требования к характеристикам:

Пункт 2:

2

 

Смесь песчано-гравийная

Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, не должно превышать:

- аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более пятидесяти ммоль/л;

- сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO(3) - не более одного %; пирит в пересчете на SO(3) - не более четырех % по массе;

- слюда - не более двух % по массе; галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - менее нуля целых пятнадцати сотых процента по массе;

- уголь - не более одного % по массе.

наибольшая крупность зерен гравия (Dнаиб) в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее десяти мм и не более семидесяти мм.

Содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси не должно превышать пять %, в том числе глины в комках один процент по массе.

Песчано-гравийные смеси не должны содержать засоряющих включений. Содержание частиц, проходящих сквозь сито с сеткой № 014 в песках, входящих в состав природной песчано-гравийной смеси, не должно превышать  двадцати % по массе.

Необходимо указать фактический зерновой состав, полный остаток на сите с сеткой 0,63 мм в соответствии с ГОСТ 8735-88. Значение показателя полный остаток на сите с сеткой 0,63 мм должен быть свыше десяти % по массе

   Согласно пункту 7.1 ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний», содержание пород и минералов определяют методами петрографической разборки и минералогического анализа песка.

Пункт 4:

4

Битумная эмульсия

По химической природе поверхностно-активного вещества (ПАВ), применяемого в качестве эмульгатора, битумные и битумно-полимерные эмульсии подразделяют на виды:

анионные - ЭБА, ЭБПА;

катионные - ЭБК, ЭБПК.

По устойчивости при перемешивании с минеральными материалами эмульсии подразделяют на классы:

1 - быстрораспадающиеся (анионные: ЭБА-1, ЭБПА-1; катионные: ЭБК-1 и ЭБПК-1);

2 - среднераспадающиеся (анионные: ЭБА-2, ЭБПА-2; катионные: ЭБК-2 и ЭБПК-2);

3 - медленнораспадающиеся (анионные: ЭБА-3, ЭБПА-3; катионные: ЭБК-3 и ЭБПК-3).

Эмульсии должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52128-2003.

5.2 Показатели свойств эмульсий должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1 для анионных, в таблице 2 - для катионных эмульсий.

Для приготовления эмульсий применяют битумы нефтяные дорожные вязкие с глубиной проникания иглы не менее 60, 0,1 мм по ГОСТ 22245.

Таблица 1 - Требования к анионным эмульсиям

Наименование показателя

Значение для эмульсии класса

ЭБА-1

ЭБА-2

ЭБА-3

ЭБПА-1

ЭБПА-2

ЭБПА-3

Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов:

 

 

 

 

 

 

пористого зернового состава

Не смешивается

Смешивается

Смешивается

Не смешивается

Смешивается

Смешивается

плотного зернового состава

То же

Не смешивается

»

То же

Не смешивается

»

Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе

От 40 до 55

От 50 до 55

От 50 до 55

От 50 до 65

От 55 до 60

От 55 до 60

Условная вязкость при 20 °С, с

От 8 до 15

От 10 до 15

От 10 до 15

От 10 до 40

От 15 до 25

От 15 до 25

Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее

4

4

3

4

4

3

Остаток на сите с сеткой № 014, % по массе, не более

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой № 014), % по массе, не более:

 

 

 

 

 

 

через 7 сут

0,6

0,6

0,6

0,8

0,8

0,8

через 30 сут

1,0

1,0

1,0

1,2

1,2

1,2

Устойчивость при транспортировании

Эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее

Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии:

 

 

 

 

 

 

глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее:

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

60

90

90

60

90

90

при 0 °С

20

28

28

32

40

40

температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

47

43

43

54

51

51

растяжимость, см, не менее:

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

55

65

65

25

30

30

при 0 °С

3,5

4

4

11

15

15

эластичность при 25 °С, %, не менее

Не нормируется

40

40

40

               

Таблица 2 - Требования к катионным эмульсиям

Наименование показателя

Значение для эмульсии класса

ЭБК-1

ЭБК-2

ЭБК-3

ЭБПК-1

ЭБПК-2

ЭБПК-3

Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов:

 

 

 

 

 

 

пористого зернового состава

Не смешивается

Смешивается

Смешивается

Не смешивается

Смешивается

Смешивается

плотного зернового состава

То же

Не смешивается

»

То же

Не смешивается

»

Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе

От 50 до 70

От 50 до 60

От 55 до 60

От 55 до 70

От 55 до 65

От 55 до 60

Условная вязкость при 20 °С, с

От 10 до 65

От 10 до 25

От 15 до 25

От 15 до 65

От 15 до 40

От 15 до 25

Сцепление с минеральными материалами, балл, не менее

5

5

4

5

5

4

Остаток на сите № 014, % по массе, не более

0,25

0,25

0,25

0,3

0,3

0,3

Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой № 014), % по массе, не более:

 

 

 

 

 

 

через 7 сут

0,3

0,3

0,3

0,5

0,5

0,5

через 30 сут

0,5

0,5

0,5

0,8

0,8

0,8

Устойчивость при транспортировании

Эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее

Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии:

 

 

 

 

 

 

глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее:

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

60

90

90

60

90

90

при 0 °С

20

28

28

32

40

40

температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

47

43

43

54

51

51

растяжимость, см, не менее:

 

 

 

 

 

 

при 25 °С

55

65

65

25

30

30

при 0 °С

3,5

4,0

4,0

11

15

15

эластичность при 25 °С, %, не менее

Не нормируется

80

85

85

               

В качестве эмульгаторов для анионных эмульсий применяют ПАВ типа высших органических кислот или солей (мыл), для катионных эмульсий - ПАВ типа аминов, диаминов, полиаминов и четвертичных аммониевых солей. ПАВ должны отвечать требованиям, установленным в нормативной документации.

Для приготовления водных растворов эмульгаторов для анионных эмульсий применяют едкий натр по ГОСТ 2263, жидкое стекло по ГОСТ 13078, триполифосфат натрия по ГОСТ 13493, для катионных эмульсий используют кислоты: соляную по ГОСТ 857, уксусную - по ГОСТ 6968 или ортофосфорную - по ГОСТ 10678, хлористый кальций по ГОСТ 450.

Вода для приготовления водных растворов эмульгаторов должна быть жесткости не более 6 мг-экв/л.

Полимеры, используемые для приготовления битумно-полимерных эмульсий, должны соответствовать требованиям, установленным в нормативной документации.

Согласно пункту 7.9.3 ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия» обработку результатов определения температуры размягчения по кольцу и шару производят в соответствии с разделом 4 ГОСТ 11506. Согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 11506-73 «Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару» за температуру размягчения битума принимают среднее арифметическое значение двух параллельных определений, округленное до целого числа. Два результата определения, полученные одним лаборантом на одних и тех же аппаратуре и пробе битума, признаются достоверными (при 95%-ной вероятности), если расхождение между ними не превышает значения, указанного в таблице.

Согласно 6.5 ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия» приемосдаточные испытания проводят ежесменно путем испытания объединенной пробы, отобранной с одной установки. При приемосдаточных испытаниях определяют содержание вяжущего с эмульгатором, условную вязкость, устойчивость при перемешивании с минеральными материалами, остаток на сите с сеткой № 014.

Согласно  6.6 ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия» при периодических испытаниях определяют устойчивость при хранении, сцепление с минеральными материалами, физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии.

Следовательно, спорные показатели определяются путем испытаний в соответствии с указанными ГОСТами.

Таким образом, Заказчик при описании вышеуказанных товаров нарушил требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона.

Жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

6. Согласно части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе, информация, предусмотренная статьей 42 Закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 8 статьи 30 Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Заказчик в извещении о проведении аукциона указал следующее: к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Как указано выше, согласно извещению о проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 21 040 605,63 руб.

Согласно пункту 2.2 проекта контракта  оплата выполненных работ по настоящему контракту  производится  ежемесячно  в соответствии с  ведомостью объемов и стоимости работ в пределах лимитов финансовых средств, предусмотренных в бюджете Осташковского городского округа на основании акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по формам № КС-2, № КС-3, подписанных обеими сторонами, после поступления платежных документов (счета, счета-фактуры) Подрядчика Заказчику безналичными перечислениями денежных средств  на расчетный счет Подрядчика с отсрочкой платежа до 30 дней.

Согласно пояснениям Заказчика, закупка осуществляется в общем порядке, к участию в закупке допускаются не только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации; указание на официальном сайте информации о том, что закупки осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций объяснил технической ошибкой; в документации об аукционе отсутствует указание на такое ограничение.

Учитывая, что и начальная (максимальная) цена контракта не позволяет Заказчику осуществлять закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, и намерение Заказчик фактически осуществить такую закупку на общих условиях – без такого ограничения, а также тот факт, что содержание извещения о проведении аукциона и документации об аукционе не соответствуют друг другу, жалоба Общества признается необоснованной, вместе с тем Заказчик признается нарушившим требования части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 30 и части 1 статьи 64 Закона.

 

7. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 6 статьи 96 Закона размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона.

Согласно части 1 статьи 37 Закона, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 6 статьи 37 Закона обеспечение, указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Закона, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Согласно пункту 9.2 проекта контракта размер банковской гарантии или размер средств, перечисляемых на счет Заказчика, составляет 5%  от начальной (максимальной) цены контракта – 1 052 030,28 (один миллион пятьдесят две тысячи  тридцать рублей) 28 копеек.

Закон, императивно устанавливая требование о том, что извещение об осуществлении закупки, документация о закупке, проект контракта должны содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта – Заказчиком данное требование исполнено, вместе с тем не устанавливает обязанность Заказчика указывать информацию об антидемпинговых мерах в документации о закупке или проекта контракта; такие антидемпинговые меры Заказчик обязан применить в силу статьи 37 Закона вне зависимости от того, содержит ли документация о закупке и проект контракта антидемпинговые меры или нет.

Таким образом, в данной части жалоба Общества также является необоснованной.

 

Вместе с тем, учитывая, что Комиссией по результатам ранее рассмотренной жалобы участника закупки по делу № 05-6/1-67-2018 выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, отсутствуют основания для выдачи предписания по результатам рассмотрения настоящей жалобы.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Изидолг» обоснованной.

2. Признать Администрацию Осташковского городского округа нарушившей требования пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 30, части 3 и части 5 статьи 63, пунктов 1 и 2 части 1, часть 1, пункт 1 части 2 и  части 3 статьи 64, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66, частей 2 и 3 статьи 31 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, части 3 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также пункта 2 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99

3. Учитывая, что по результатам ранее рассмотренной жалобы участника закупки по делу № 05-6/1-67-2018 выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, предписание об устранении выявленных нарушений по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит-плюс» не выдавать.

 

Председатель Комиссии:

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии:

 

Т.С. Кадичева

 

 

Н.С. Гаврылив

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадичева Т.С.,

(4822) 34-70-22

Связанные организации

Связанные организации не указаны