Решение б/н Решение № 05-6/1-7-2017 от 10 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-7-2017

27 января 2017 года                                                                                                                  г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии:

члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- Акционерного общества «Спецтехника» (далее - Заказчик):

в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Энтос Плюс» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент), жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 20.01.2017 поступила жалоба Общества, полагающего, что документация электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника», лимит 2013 года (шифр 15009)» (извещение от 09.12.2016 № 0436000001116000006) не соответствуют требованиям Закона.

Представитель Заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

09.12.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0436000001116000006 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника», лимит 2013 года (шифр 15009)» и документация об электронном аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 409 377 450,00 руб.

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В пункте 3.1 проекта контракта указано следующее: «Стоимость работ по Договору (Цена Договора) составляет (__) рублей __ копеек, в том числе НДС - ___ рублей __копеек.

Цена Договора является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иным действующим законодательством Российской Федерации».

При этом, в проекте контракта отсутствует условие о том, что в случае заключения контракта с физическим лицом сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Подпунктом 2.2.2 пункта 19 информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении в составе вторых частей  заявок на участии в аукционе следующих документов: «копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Следовательно, участниками данного аукционе не могут быть физические лица и отсутствие в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не может быть (в данном конкретном случае) признано нарушением требований части 13 статьи 34 Закона.

Таким образом, жалоба Общества в данной части является необоснованной.

2. В жалобе Общество указывает на то, что Заказчиком нарушены требования Закона, поскольку документация об аукционе опубликована в формате PDF, что не позволяет производить копирование текста.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системе в сфере закупок» (далее - Правила) технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 307-КГ15-17127 по делу № А66-15075/2014 ни в Законе, ни в Положении о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденном приказом Минэкономразвития России и Федерального Казначейства от 14.12.2010 № 646/21н, не содержатся требования об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста, а также в каком именно формате должна быть опубликована информация; все участники аукциона находятся в равных правах и имеют равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности ее копирования, размещение информации в формате PDF, не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.

Кроме того, в формате pdf размещена лишь нормативная/содержательная часть документации об аукционе, содержащая требования к участникам аукциона, составу заявок на участие в аукционе и другие процессуальные положения, регламентирующие проведение процедуры закупки, при этом техническое задание, содержащее технические характеристики требуемого к использованию товара, содержаться в приложении № 1 к техническому заданию, поименованная Заказчиком как «Форма № 2», которое опубликовано в формате «doc» и позволяет, в том числе, осуществлять копирование текста.

При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для признания жалобы в данной части обоснованной.

3. Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 1 статьи 64 Закона).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно статье 7 Закона информация об аукционе должна быть открытой и прозрачной, полной и достоверной.

Согласно статье 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В данном случае объектом закупки является выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника».

Приложение № 1 к Техническому заданию документации об аукционе содержит 164 наименований к использованию при выполнении работ товаров.

3.1. Так, пунктом 1 приложения № 1 к техническому заданию, поименованной Заказчиком как «Форма № 2» (далее – Форма 2), к использованию при выполнении работ требуется плитка керамические «Плитки керамические» ГОСТ 6141, в том числе со следующими характеристиками: предел прочности при изгибе более 15 Мпа; термическая стойкость глазури не менее 125 °С, твердость глазури по Моосу более 5 балл.

Согласно ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия» (далее - ГОСТ 6141-91) настоящий стандарт распространяется на керамические глазурованные плитки и фасонные детали к ним.

В соответствии с пунктом 2.4.1 ГОСТ 6141-91 предприятие-изготовитель должно проводить периодические испытания плиток на предел прочности при изгибе не реже двух раз в месяц на пяти плитках, химическую стойкость глазури и твердость глазури по Моосу - не реже одного раза в месяц на пяти плитках. При этом согласно пунктам 1.5.2 и 1.5.8 ГОСТ 6141-91 каждый транспортный пакет, ящичный поддон, а также стопа или ящик, поставляемые отдельными грузовыми единицами, должны быть снабжены ярлыком, в котором указывают: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; дату изготовления; наименование изделия; сорт; размеры; количество плиток, шт. (квадратные метры); цвет, рисунок; цена (для плиток, поставляемых в торговую сеть); обозначение настоящего стандарта. Каждая отгружаемая партия изделий должна сопровождаться документом, удостоверяющим их качество, в котором указывают: номер и дату выдачи документа; наименование и адрес предприятия-изготовителя; наименование продукции; сорт; размеры, цвет, рисунок; водопоглощение; термическую стойкость глазури; символ ТР для плиток с закристаллизованной, реакционно-способной или другой специальной глазурью или для плиток с реакционными красками; количество плиток, шт. (квадратные метры); обозначение настоящего стандарта.

Таким образом, такие технические характеристики как предел прочности при изгибе более 15 Мпа; термическая стойкость глазури не менее 125 °С, твердость глазури по Моосу более 5 балл можно определить исключительно при проведении испытаний на опытных образцах, при этом маркировка изделия и товарно-сопроводительные документы сведения о приведенных характеристиках товара не содержат, следовательно, описание объекта закупки является необъективным, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

В данной части доводы Общества являются обоснованными.

Аналогичное нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона допущены Заказчиком при описании следующих товаров, планируемых к использованию при выполнении работ: смеси сухие, для заполнения швов между плитками (пункт 2 формы 2); Смеси сухие (пункт 3 формы 2); Умывальник (пункт 6 формы 2); Смеситель для умывальников (пункт 7 формы 2); Грунтовка (пункт 8 формы 2); Пена монтажная (пункт 11 формы 2); Герметик силиконовый (пункт 12 формы 2); Лента предварительно сжатая (пункт 13 формы 2); Растворы цементно-известковые (пункт 12 формы 2); Трубы полиэтиленовые высокой плотности (пункт 24 формы 2); Шпатлевка (пункт 25 формы 2); Лента ПСУЛ (пункт 28 формы 2); Клинья пластиковые монтажные (пункт 29 формы 2); Известь строительная (пункт 30 формы 2); Кирпич керамический (пункт 31 формы 2); Блоки дверные внутренние (пункт 33 формы 2); Наличники из ПВХ (пункт 34 формы 2); Кабель-каналы (короб) (пункт 35 формы 2); Полимерцементная смесь (пункт 36 формы 2); Кальций хлористый технический (пункт 37 формы 2); Портландцемент общестроительного назначения (пункт 38 формы 2); рулонный пароизоляционный самоклеящийся материал (пункт 77 формы 2); Кровельные рулонные материалы (пункт 80 формы 2); Баритовая штукатурка (пункт 148 формы 2); Керамическая плитка напольная (пункт 152 формы 2).

3.2. Согласно пункту 5 Формы 2 к использованию при выполнении работ требуется «Бруски обрезные хвойных пород» ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, в том числе со следующими характеристиками: толщина номинальная менее 150 мм; ширина номинальная до 150 мм, предельные отклонения по толщине от -2 до +2мм; предельные отклонения по ширине от -2 до +2 мм.

Согласно ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» (далее - ГОСТ 24454-80) настоящий стандарт распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта.

В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 24454-80 номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

При этом согласно пункту 7 ГОСТ 24454-80  Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов устанавливают:   

по длине, мм ....................................... +50 и -25

по толщине, мм:

при размерах до 32 мм включ. ..................... +/- 1,0

от 40 до 100 мм включ. ........................... +/- 2,0

более 100 мм ..................................... +/- 3,0

по ширине для обрезных пиломатериалов, мм:

при размерах до 100 мм включ. .................... +/- 2,0

более 100 мм ..................................... +/- 3,0.

Подобное описание объекта закупки является необъективным и вводит участников закупки в заблуждение, так как при указании в заявке на участие в аукционе показателя технических характеристик «Бруски обрезные хвойных пород» толщина номинальная 125 мм при указании характеристики предельные отклонения по толщине +/- 2,0, будет соответствовать требованиям документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 24454-80, что может повлечь за собой отказ в допуске к участию в аукционе участнику закупки, указавшему подобным образом в заявке характеристики товары.

Следовательно, Заказчиком при установлении вышеуказанных требований нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

В данной части доводы Общества являются обоснованными.

4. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, в том числе после изучения доводов иных жалоб, поступивших в Тверское УФАС России на действия Заказчика при проведении данного аукциона, Комиссией установлено следующее.

4.1. Как указано в пункте 3.1 мотивировочной части настоящего решения в пункте 1 формы 2 установлены требования к «Плитке керамической»; в частности, установлены следующие требования: Сорт до II; Кривизна лицевой поверхности - не более 1,1мм.

Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.

В соответствии с пунктом 1.4.3 ГОСТ 6141-91 отклонения от формы плиток не должны превышать значений, указанных в таблицы 4.

Согласно таблице 4 ГОСТ 6141-91:

Наименование показателя

Норма для плиток

I сорта

II сорта

1. Кривизна лицевой поверхности, мм, не более

0,8

1,1

2. Косоугольность, мм, не более:

 

для плиток длиной до 150 мм включ.

0,5

для плиток длиной св. 150 мм

1,0

 

Таким образом, при установлении требований к технической характеристики кривизна лицевой поверхности - не более 1,1мм «Плитки керамические» допускается указание значение параметра равное 1,1 мм, что соответствует 2 (второму) сорту плитки, в тоже время - с учетом инструкции по заполнению заявки, к использованию при выполнении работ допускается плитки исключительно 1 (первого) сорта. Подобное описание объекта закупки является необъективным и вводит участников закупки в заблуждение, так как при указании в заявке на участие в аукционе показателя технических характеристик «Плитки керамические» сорт 1 и характеристики кривизна лицевой поверхности 1мм, будет соответствовать требованиям документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 6141-91; в то же время указание в заявке технических характеристик сорт 2 при указании характеристики кривизна лицевой поверхности 1,0 мм будет соответствовать требованиям ГОСТ 6141-91, но не будет соответствовать требованиям документации об аукционе.

Следовательно, Заказчиком при установлении вышеуказанных требований нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

4.2. Согласно пункту 9  Формы 2 к использованию при выполнении работ требуются «Гвозди оцинкованные» ГОСТ 3282-74, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 3640-94, при этом ряд технических характеристики относится не к самим гвоздям, а к товару, из которых они производятся (например: Проволока класса 1 или 2; Диаметр проволоки не менее 4).

Комиссия считает, что описание объекта закупки с использование технических характеристик ГОСТов не на товар, который является предметом закупки, не допустимо, поскольку предметом закупки является именно выполнение комплекса работ, в рамках которых будет использоваться несколько десятков наименований товаров (материала), при этом потенциальными участниками закупки являются именно хозяйствующие субъекты, способные выполнить данные работы, а не произвести требуемый к выполнению работ товар (материал), следовательно, контролировать, из каких составляющих (проволока, песок, сталь, цемент и так далее) произведены те же «Гвозди оцинкованные» и «Смеси сухие»», потенциальные участники могут лишь по документам на определенную партию товара, полученным от производителя того или иного товара (материала).

Таким образом, использование при описании объекта закупки технических характеристик, предусмотренных ГОСТами на товары, которые прямо не относятся к закупаемому в данном электронном аукционе материалу, а лишь характеризуют его одну из составляющих частей (например: характеристики «проволоки» при описании «Гвозди оцинкованные») является необъективным и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

Аналогичное нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона допущены Заказчиком при описании следующих товаров, планируемых к использованию при выполнении работ: смеси сухие, для заполнения швов между плитками (пункт 2 формы 2); Смеси сухие (пункт 3 формы 2).

4.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 19 информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе следующих документов: подпункт 2.2.1 копии действующей лицензии, выданной Управлением ФСБ России, дающей право на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее – Лицензия ФСБ); подпункт 2.2.2 копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на определенны допуски к работам (например: 6.1. Опалубочные работы; 6.2. Арматурные работы и другие) (далее - Свидетельство СРО); подпункт 2.2.3 копии действующей лицензии, выданной МЧС России, на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Лицензия МЧС).

4.3.1. Законность установления требования о предоставлении в составе заявки на участие в данном аукционе копии  Лицензии ФСБ было предметом рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России по делу 05-6/1-226-2016, в рамках которого было установлено, что требование о предоставлении в составе заявок Лицензии ФСБ установлено правомерно и не противоречит требованиям действующего законодательства.

4.3.2. Как указано выше, подпунктом 2.2.2 пункта 19 информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе копии Свидетельство СРО на определенные виды работ (например: 6.1. Опалубочные работы; 6.2. Арматурные работы и другие).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательным и в то же время достаточным в установленных действующим градостроительным законодательством случаях требованием должно являться требование к представлению копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с правом выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Поскольку контрактом предусмотрено выполнение видов работ,  которые включены в Перечень, Заказчик обязан был установить в документации об аукционе требование о предоставлении участником закупки в составе второй части своей заявки копии Свидетельства СРО с допуском по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по соответствующему объекту, предусмотренному пунктом 33 Перечня.

Вместе с тем, Заказчиком установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки на участи в аукционе копии Свидетельство СРО на конкретные виды работ (например: 6.1. Опалубочные работы; 6.2. Арматурные работы и другие), что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона.

4.3.2. Подпунктом 2.2.3 пункта 19 информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе копии действующей Лицензии МЧС.

Как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Учитывая, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не является самостоятельным объектом закупки, а также то, что Комиссия пришла к выводу о том. Что Заказчик обязан установить к участникам закупки требование о наличии у таких участников закупки Свидетельства СРО с допуском по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), позволяющее привлекать к выполнению работ лиц, имеющих соответствующие допуска к конкретным видам работ либо лицензии, Заказчиком спорное требование установлено с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона.

4.4. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 5.1.8 проекта договора, учитывая особенности выполняемой работы, предусмотренные Техническим заданием (Приложение № 1), а также статус объекта, Подрядчик обязан выполнить работы по настоящему Договору лично, своими силами и средствами, без привлечения субподрядчиков.

Как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Вместе с тем, нормативно-правовой акт, устанавливающий виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, Правительством Российской Федерации в настоящее время не принят.

Таким образом, требование пункта 5.1.8 проекта договора является нарушением требований части 2 статьи 110.2 Закона.

4.5. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такие дополнительные требования к участникам закупок и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Пунктом 2 приложения 1 Постановления № 99 установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (согласно примечанию) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является  выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника» код 41.20.20.120 по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 409 377 450,00 руб., следовательно, Заказчик обязан был установить предусмотренные Постановлением № 99 дополнительные требования к участникам закупок при проведении оспариваемого аукциона.

Вместе с тем, подпунктом 2.3 пункта 19 информационной карты документации об аукционе установлено требование, о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона, или копии этих документов в редакции Постановления № 99 от 14.11.2016, а не в соответствии с действующей на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона редакцией  Постановления № 99, а именно:

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров)

акта (актов) выполненных работ;

копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства  в  эксплуатацию  не  выдается  в  соответствии  с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны Заказчиком и Подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Следовательно, Заказчиком при установлении вышеуказанных требований нарушены требования частей 2 и 3 статьи 31 Закона, части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Энтос Плюс» частично обоснованной.

2. Признать Акционерное общество «Спецтехника» нарушившим требования пункта 1 части 1, частей 2 и 3 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

3. Выдать Акционерному обществу «Спецтехника», аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

            ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-7-2017

об устранении нарушения в сфере осуществления закупок

27 января 2017 года                                                                                                                    г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- Акционерного общества «Спецтехника» (далее - Заказчик):

в отсутствии надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Энтос Плюс» (далее - Общество),

на основании решения от 27.01.2017 по делу № 05-6/1-7-2017 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. В срок до 06.03.2017

1.1. Акционерному обществу «Спецтехника» и аукционной комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе проведения закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника», лимит 2013 года (шифр 15009)» (извещение от 09.12.2016 № 0436000001116000006);

1.2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения  пункта 1.1  настоящего предписания, при этом отменить протокол проведения аукциона от 02.02.2017, вернуть поданные заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, разблокировать денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;

1.3. Акционерному обществу «Спецтехника»:

- внести изменения в документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника», лимит 2013 года (шифр 15009)» (извещение от 09.12.2016 № 0436000001116000006) в соответствии с требованиями Закона и с учетом принятого решения Комиссией Тверского УФАС России от 27.01.2017 по делу № 05-6/1-7-2017;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в установленном законодательством о закупках порядке;

1.4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения  пункта 1.3 настоящего предписания;

1.5. Акционерному обществу «Спецтехника», аукционной комиссии и оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках;

2. Акционерному обществу «Спецтехника» и оператору электронной площадки в срок до 10.03.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны