Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 05-6/1-77-2016

 

27 мая 2016 года                                                                                                                     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления;

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок;

- Михеев А.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» (далее – Заказчик): ***

- ОАО «АльфаСтрахование» (в лице Тверского филиала) (далее – Общество): ***

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7 – 7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

           

установила:

 

В Тверское УФАС России 19.05.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что  положения конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение от 30.12.2015 № 0836100000415000107) не соответствуют требованиям Закона в части запрета предложить в заявке цену ниже начальной (максимальной) цены контракта, при том, что расчет такой цены Заказчиком произведен неверно.

Представитель Заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

 

30.12.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств  (извещение № 0836100000415000107) и конкурсная документация (в редакции от 06.05.2016); начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 070 227, 99 руб.

 

1. Согласно части 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1); предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Закона начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения тарифного метода.

Согласно части 8 статьи 22 Закона тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40 - ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

Согласно части 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона  результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

Требования к содержанию заявки установлены в Информационной карте конкурсной документации (раздел 2 конкурсной документации).

Раздел 2 Информационной карты конкурсной документации (в редакции от 06.05.2016) в отношении критерия оценки «Цена контракта» содержит следующую информацию:

Значимость критерия – 0,6 (60%).

Рейтинг (максимальное количество баллов) – 100.

Содержание: Цена контракта рассчитана в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае если в заявке участника размещения заказа указана цена контракта, ниже или выше начальной (максимальной) цены, конкурсная заявка такого участника отклоняется как не соответствующая требованиям конкурсной документации, другие показатели заявки не рассматриваются.

Как указано выше, Общество обжалует положения документации об аукционе в части запрета предложить в заявке цену ниже начальной (максимальной) цены контракта, при том, что расчет такой цены Заказчиком произведен неверно.

Приведенные выше нормативные положения свидетельствуют об обоснованности жалобы Общества в связи с тем, что Законом не предоставлено право Заказчику устанавливать запрет на предложении цены контракта ниже, равно как и выше, начальной (максимальной) цены контракта; Закон в части цены контракта при проведении конкурса содержит лишь запрет на заключение контракта по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (часть 1 статьи 54 Закона).

Следовательно, Заказчик в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 50, частей 2 и 5 статьи 51 Закона установил непредусмотренные данными нормами требования к содержанию заявок участников конкурса (в части размера предлагаемой ими цены контракта).

 

2. Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Указание).

Согласно части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Таким образом, исходя из вышеназванных положений Закона об ОСАГО, участник закупки – страховщик должен проверить соответствие базовых ставок, коэффициентов страховых тарифов, структуры страховых тарифов, указанных в Техническом задании, на соответствие установленным Банком России требованиям.

Согласно Указанию расчет страховой премии осуществляется, в том числе, с использованием коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – КБМ).

Согласно пункту 3 Примечания к пункту 2 Приложения 2 к Указанию сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19.09. 2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Правила).

Согласно пункту 6 Приложения 2 к Правилам значение КБМ определяется на основании   запроса в единую  информационную систему по обязательному страхованию.

Единой информационной системой ОСАГО является База Российского Союза Автостраховщиков (далее – База РСА).

Следовательно, для расчета страховой премии необходимо на основании запроса в Базу РСА  определить значение КБМ  в отношении транспортных средств подлежащих страхованию.

На заседании Комиссии представитель Общества указал, что в ходе проверки  сведений, указанных в Техническом задании конкурсной документации, на соответствие требованиям Указания, путем направления запроса ID 169934424 от 27.05.2016 в Базу РСА, было установлено, что КБМ по транспортному средству, указанному в пункте 31 Технического задания конкурной документации, составляет 0,9, в то время как в Техническом задании конкурсной документации равен 1.

 Расчет страховой премии по данной позиции технического задания конкурсной документации (в редакции от 06.05.2016) представлен следующим образом:

№ п/п

Государственный регистрационный номер

Модель (марка) ТС

Год выпуска

 

 

Категория ТС

Базовая ставка (рублей)

Кт

Кбм

Ко

Км

Кс

Квс

Страховая премия (рублей)

31

М098ММ69

CHEVROLET NIVA

2 014

 

В

2573.00

1,5

1,00

1,8

1,00

1,00

1,00

7641, 81

 

Указание ЦБ РФ устанавливает Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Вышеназванный Порядок устанавливает формулу, применяемую в отношении транспортных средств, в том числе категории «В», находящихся в собственности юридических лиц: Т=ТБ×ТК×КБМ×КО×КМ×КС×КН×КПр, где КО = 1,8

Представитель Заказчика при рассмотрении жалобы Общества пояснил, что в Техническом задании документации об аукционе допущена техническая ошибка, расчет страховой премии рассчитывался с применением КБМ, равному 1.

На заседание Комиссии представителем Общества представлен расчет страховой премии по спорному пункту: 2573×1,5×0,9×1,8×1,1×1×1=6 877, 63 рублей.

Таким образом, Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 22 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона.

           

Как указано выше, страховщик должен проверить соответствие базовых ставок, коэффициентов страховых тарифов, структуры страховых тарифов, указанных в Техническом задании, на соответствие установленным Банком России требованиям и предложить цену, соответствующую действительности с учетом требований Указания.

Как показали расчеты Общества, по позиции 31 Технического задания конкурсной документации предложение страховой премии, а, следовательно, и предложение цены контракта должно быть ниже установленной в конкурсной документации начальной (максимальной) цены контракта; вместе с тем установленный в конкурсной документации запрет на предложение цены контракта менее начальной (максимальной) цены контракта препятствует участию в конкурсе добросовестным участника рынка страхования, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

1. Признать жалобу ОАО «Альфа Страхование» обоснованной.

2. Признать Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 22, пунктов 1 и 4 части 1 статьи 50, частей 2 и 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» и созданной им конкурсной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-77-2016

об устранении нарушений в сфере закупок

 

27 мая 2016 года                                                                                                                      г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления;

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок;

- Михеев А.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области»: ***

- ОАО «АльфаСтрахование» (в лице Тверского филиала): ***

на основании решения от 27.05.2016 по делу № 05-6/1-77-2016  и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В срок до 17.06.2016:

1. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» и созданной им конкурсной комиссии отменить протоколы, сформированные  в ходе осуществления закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение от 30.12.2015 № 0836100000415000107);

2. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» вернуть заявки, поданные на участие в открытом конкурсе участникам закупки, а также денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе;

3. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» внести изменения в конкурсную документацию на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение от 30.12.2015 № 0836100000415000107) с учетом  выводов, изложенных в решении Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-77-2016 от 27.05.2016, продлив при этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядке;

4. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области», конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

5. Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области» и аукционной комиссии в срок до 23.06.2016 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны