Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-85-2016

 

14 июня 2016 года                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

- Михеев А.А. – главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

- Виноградова Ю.Д. – специалист – эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер» (далее - Заказчик): ***

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Уполномоченный орган): ***

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «ФК САТИКОМ» (далее - Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7 – 7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

 

                                                           установила:

 

В Тверское УФАС России 06.06.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (9) для нужд ГБУЗ ТОКОД (извещение № 0136200003616002789 от 19.05.2016) нарушены требования Закона в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

19.05.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136200003616002789 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств (9) для нужд ГБУЗ ТОКОД и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 954 448, 00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта

В соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 1086  утверждены правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (далее – Правила). Пунктом 2 Правил установлено, что основанием для включения лекарственного средства в перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственного средства или при отсутствии такого наименования химического, группированного наименования, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов.

Вместе с тем, на дату рассмотрения настоящей жалобы перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется по торговому наименованию, не утвержден.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных.

Таким образом, случаи, при наступлении которых заказчик вправе осуществлять закупку лекарственные средства в соответствии с их торговыми наименованиями, установлены вышеназванными нормами Закона. В силу императивности норм Закона в иных случаях заказчики не вправе осуществлять закупку лекарственных средств по конкретным торговым наименованиям.

Как следует из предоставленных Комиссии документов документация об аукционе содержит указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, требования к форме выпуска и дозировке, которые установлены следующим образом:

№ п/п

ЖНВЛП

МНН

Лекарственная форма, дозировка

Расфасовка

Ед. измерения

Количество

1

ЖНВЛП

Цефоперазон + Сульбактам

порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 2,0 г + 2,0 г

флаконы №1

упаковка

4800

Из содержания жалобы следует, что вышеуказанным требованиям в совокупности соответствует лекарственное средство с торговым наименованием – «Сульмовер». Указанное не отрицается Заказчиком, который подтверждает тот факт, что вне зависимости от того, указано ли в документации об аукционе торговое наименование или нет, Заказчик фактически разместил заказ на приобретение лекарственных средств конкретного торгового наименование – «Сульмовер». То обстоятельство, что лекарственным средством с международным непатентованным наименованием «Цефоперазон + Сульбактам», соответствующим установленным в документации об аукционе требованиям к лекарственной форме, дозировке и расфасовке, является исключительно лекарственное средство с торговым наименованием «Сульмовер», подтверждается Государственным реестром лекарственных средств. 

Комиссия исходит из того, что Заказчик, в принципе, вправе осуществлять закупку лекарственных средств по торговым наименованиям, но вправе осуществлять такую закупку только в случаях и способами, предусмотренными и допускаемыми Законом (пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона). Неуказание Заказчиком, Уполномоченным органом при осуществлении спорной закупки в документации об аукционе торговых наименований закупаемых лекарственных средств не свидетельствует об исполнении ими требований Закона, поскольку совокупности установленных к лекарственному средству требований соответствует исключительно лекарственное средство с торговым наименованием «Сульмовер»; указание в документации об аукционе лекарственного средства с международным непатентованным наименованием «Цефоперазон + Сульбактам» (без указания торгового наименования) с включением вышеуказанных требований к лекарственной форме, дозировке и расфасовке по факту свидетельствует об имитации Заказчиком и Уполномоченным органом соблюдения требований Закона, а не действительном его соблюдении.

При этом закупка лекарственных средств конкретного торгового наименования путем проведения аукциона не допустима, поскольку перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется по торговому наименованию, не утвержден.

Следовательно, при действительном наличии оснований, указанных в пункте 7 части 2 статьи 83 Закона, Заказчик, Уполномоченный орган вправе были осуществить закупку путем запроса предложений.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Уполномоченный орган, Заказчик, установив в документации об аукционе в электронной форме требования к закупаемому лекарственному средству, в частности, к дозировке лекарственного средства, таким образом, что установленным требованиям соответствует только лекарственное средство с торговым наименованием - Сульмовер, нарушили требования пункта 6 части 1 статьи 33 Закона, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона и пункта 7 части 2 статьи 83 Закона.

 

В то же время довод Общества об ограничении количества участников закупки в части невозможности поставки лекарственного средства с остаточным сроком годности не менее 70 % на дату поставки Комиссия считает необоснованным в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В пункте 4.2 проекта Контракта на поставку лекарственных средств (9) для нужд ГБУЗ ТОКОД Заказчиком установлены следующие требования:

Срок годности, установленный производителем

Остаточный срок годности на момент поставки

До 1 года включительно

Не менее 70%

От 1 года до 2 лет включительно

Не менее 55%

От 2 до 3 лет и более

Не менее 50%

Согласно статье 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).

В регистрационное досье включается проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащей срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.

В процессе регистрации лекарственного препарата доказывается его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственная регистрация лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.

Требование об остаточном сроке годности на момент поставки установлено к поставщику товара контрактом, при этом остаточный срок годности лекарственных препаратов на момент поставки в % установлен в зависимости от срока годности, установленного производителем. Установленное Заказчиком в проекте контракта вышеуказанное требование не устанавливает неравные условия для участников закупки и не ограничивает конкуренцию,

Вместе с тем, Комиссия считает, что в соответствии с требованиями законодательств как об обращении лекарственных средств, так и о контрактной системе должны устанавливаться требования к сроку годности лекарственных средств в определенных периодах (год, месяц, дата), а не остаточный срок годности в %.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 и частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ФК САТИКОМ» необоснованной.

2. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер» и Министерство имущественных и земельных отношений нарушившими требования пункта 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 7 части 2 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки  предписание об аннулировании закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-85-2016

об аннулировании торгов

 

14 июня 2016 года                                                                                                                       г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

- Михеев А.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,

- Виноградова Ю.Д. – специалист – эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер»: ***

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: Заикиной Н.М. ***

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «ФК САТИКОМ»,

           на основании решения от 16.06.2016 по делу № 05-6/1-85-2016 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В срок до 27.06.2016:

1.1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер», Министерству  имущественных и земельных отношений Тверской области, аукционной комиссии аннулировать электронный аукцион на поставку лекарственных средств (9) для нужд ГБУЗ ТОКОД (извещение от 19.05.2016 № 0136200003616002789) путем отмены всех юридически значимых действия при проведении данного аукциона.

1.2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1.1 настоящего предписания.

2. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер», Министерству  имущественных и  земельных отношений Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 04.07.2016 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны