Решение б/н Решения Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-86-2... от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-86-2014

 

30 апреля 2014 года                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления;

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок;

в присутствии представителей:

- Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва –  Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик): ***

- ООО «Импульс» (далее – Общество): ****.,

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 № 75/14 и Административным регламентом по исполнению  государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

установила:

 

В Тверское УФАС России 23.04.2014 поступила жалоба Общества, полагающего, что  Заказчиком при проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, находящейся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Россия» (извещение от 07.04.2014 № 0336100012514000018) нарушены требования Закона в части выбора способа определения поставщиков, поскольку по указанному предмету закупка должна осуществляться не путем открытого конкурса, а путем электронного аукциона. Кроме того, Общество в своей жалобе указало на то, что критерий оценки «квалификация участников закупки (показатель «опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема»), подтверждаемого исполненным контрактом на сумму более 50 000 000 рублей, по которому не взыскивалась неустойка (штрафы, пени), и дата заключения которого не старше 3-х лет, ограничивает количество участников закупки.

Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу необоснованной, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы контракт заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

07.04.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0336100012514000018 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, находящейся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Россия», и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 612 882 498 рублей.

 

1. В соответствии с частями 1 – 4 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона; заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи  59  Закона перечни.

Вышеуказанный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее – Перечень).

Данный Перечень предусматривает, что осуществление закупки на выполнение работ, включенных согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 в код «45» - «работы строительные (кроме кода 45.12)», должно осуществляться путем проведения аукциона.

Вместе с тем, согласно примечанию «6» к Перечню, из него исключены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работы, включенные в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Действующее законодательство (в той части, которое регулирует отношения, связанные с классификацией продукции по видам экономической деятельности) не содержит определение понятия «группировка»; в самом ОКПД данный термин применяется как к классам – код «45 работы строительные», так и в случае более мелкой классификации, в частности - к подкатегориям, что не позволяет однозначно определить, какие именно строительные работы исключены из Перечня.

В этой связи Комиссия считает, что заказчик вправе исходить из общего правила, установленного частью 2 статьи 48 Закона, согласно которой закупка во всех случаях осуществляется путем проведения открытого конкурса (с учетом вышеуказанных исключений). При этом, согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 21.02.2014 № Д28и-190, осуществление закупки на выполнение работ строительных для муниципальных нужд с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 50 млн. рублей может осуществляться путем проведения конкурса.

Как указано выше, согласно извещению о проведении открытого конкурса 07.04.2014 № 0336100012514000018 предметом контракта является выполнение работ по ремонту дорог, включенных в код ОКПД - 45.23.15.000; начальная (максимальная) цена контракта составляет 612 882 498 рублей.

При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик, приняв решение об осуществлении закупки на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге путем проведения открытого конкурса, не нарушил требований Закона; жалоба Общества является необоснованной.

 

2. Согласно части 3 статьи 24 Закона под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом;

Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила)

В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с пунктом 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

В соответствии с пунктом 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии пунктом 9 Правил сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Согласно конкурсной документации показателем критерия «квалификация участника закупки» является опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема. Для подтверждения наличия оцениваемого опыта участник закупки должен представить в составе заявки копию исполненного контракта на сумму более 50 000 000 рублей, по которому не взыскивалась неустойка (штрафы, пени) и дата заключения которого не старше 3-х лет; за 1-2 копии контракта присваивается 40 баллов, за 3 и более копий контрактов - 100 баллов, при этом значимость по критерию оценки «квалификация участника закупки» составляет 20% от суммы величин значимости всех критериев оценки.

Приведенные нормы Закона и Правил свидетельствуют о том, что законодатель, в общем виде установив, какие показатели заказчик вправе использовать для оценки заявок по критерию «квалификация», императивно не установил, какие из показателей и каким образом заказчик вправе использовать для оценки заявок по указанному критерию, предоставив право заказчику самостоятельно определять содержание критерия «квалификация участника конкурса», в связи с чем спорные положения конкурсной документации не противоречат требования законодательства о контрактной системе.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что отсутствие у участника закупки оцениваемого Заказчиком опыта не может являться основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в конкурсе, не лишает участников закупки возможности подать заявку на участие в конкурсе и претендовать на заключение контракта с Заказчиком, так как спорный показатель критерия «квалификация участника конкурса» не является требованием к участникам конкурса, не влияет на решение о допуске/отказу в допуске такому участнику к участию в конкурсе.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

решила:

 

Признать жалобу ООО «Импульс» необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии            _______________              В.М. Фомин

Члены Комиссии:                       _______________              Л.К. Красюкова

                                                      _______________              А.А. Михеев

                                                      _______________              Ю.Д. Виноградова

Связанные организации

Связанные организации не указаны