Решение №05-6/1-90-2562ВФ Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу  № 05-6/1-90-2012

 

20 августа 2012 года            г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Виноградова Ю.Д. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области здравоохранения Тверской области (далее – заказчик): ***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – уполномоченный орган): ***,

- Некоммерческого Партнерства Центр Исследования Экологии Окружающей Среды «ЭКОМИССИЯ» (далее – Общество): ***,

рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, п.п. 5.4-5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, жалобу Общества и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 13.08.2012 поступила жалоба Общества на действия конкурсной комиссии, которой, как полагает Общество, нарушены требования части 2 статьи 12 Закона при принятии решения об отказе Обществу в допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории курорта местного значения «Селигер» в Тверской области (далее – конкурс).

В жалобе Общество указало, что по результатам рассмотрения заявок Обществу отказано в допуске к участию в конкурсе на основании того, что опись входящих в состав заявки документов, находящихся в конверте, не прошита к тому заявки Общества на участие в конкурсе. Общество считает принятое конкурсной комиссией решение неправомерным по следующим основаниям. В ходе оформления своей заявки Общество изучило конкурсную документацию, в том числе «Инструкцию участникам размещения заказа по подготовке заявок на участие в конкурсе» (далее – Инструкция), в которой не указано, что опись листов в конверте должна быть прошита в одной книге вместе с заявкой и томом заявки. Общество подало свою заявку на участие в конкурсе, не прошив опись в том заявки, поскольку в примечании «Информационных карт» конкурсной документации предусматривалось дополнительное требование о необходимости вложения в конверт с заявкой не подшитых двух листов «Анкеты участника размещения заказа» и «Предложения по цене и условиям исполнения государственного контракта»», которые вкладываются в конверт с заявкой отдельно.

Уполномоченный орган и заказчик считают, что конкурсная комиссия при рассмотрении заявок на участие в конкурсе действовала с соблюдением требований Закона, поскольку в составе заявки Общества не прошита опись, которая не может являться самостоятельным документом и также должна входить в состав заявки и тома заявки на участие в конкурсе.  

На момент рассмотрения жалобы государственный контракт заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

05.07.2012 уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0136200003612001821 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация. Предметом контракта явилось выполнение работ по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории курорта местного значения «Селигер» в Тверской области; начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 000 000,00 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 06.08.2012 № 0136200003612001821-1 на участие в конкурсе конверты с заявками подали три участника размещения заказа: Бюджетное учреждение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет», Бюджетное учреждение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный  исследовательский Томский государственный университет» и Общество.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 08.08.2012 № 0136200003612001821-2 конкурсная комиссия приняла решение об отказе Обществу в допуске к участию в конкурсе на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Закона, поскольку в нарушение пункта 9 Инструкции конкурсной документации опись представленных документов с указанием общего количества листов в конверте в заявкой Общества не подшита к тому заявки на участие в конкурсе.

 По результатам проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией победителем конкурса с предложением по цене контракта 2 000 000,00 рублей признано Бюджетное учреждение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный  исследовательский Томский государственный университет».

Пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона определено, что конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.

Согласно части 1 статьи 25 Закона для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
            Частью 3 статьи 25 Закона установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые в обязательном порядке должна содержать заявка на участие в конкурсе и которые могут быть затребованы у участников размещения заказа. Согласно указанной статьи Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

- предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; о цене запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, о цене единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг заказчиком, уполномоченным органом указаны в конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы.

При этом, согласно части 4 статьи 25 Закона, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами «а» - «в», «д» и «е» пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.

            Частью 3.3 статьи 25 Закона установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к оформлению заявки, а именно: все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Абзац 4 пункта 9 «Инструкции участникам размещения заказа по подготовке заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации корреспондирует части 3.3 статьи 25 Закона. Вместе с тем, в примечании к данному пункту указано также, что «Анкета участника размещения заказа» и «Предложение по цене и условиям исполнения государственного контракта» оформляются в 2 экземплярах (оригиналы), один из которых прошивается в комплект документов заявки на участие в конкурсе, второй – вкладывается в конверт с заявкой отдельно.

Аналогичное примечание содержится и в разделе «Перечень документов, подаваемых в конверте с заявкой на участие в конкурсе» Информационных карт конкурсной документации.

Как пояснил представитель Общества на рассмотрении жалобы, изложенное выше ввело его в заблуждение относительно того, должна ли опись содержать также сведения о дополнительных указанных в примечании документах, и не будет ли являться основанием для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе факт подшивки описи к тому заявки при условии, что данные документы не будут подшиты к тому заявки. При таких обстоятельствах Общество решило не подшивать опись к тому заявки, вложив его просто в конверт. 

Из представленных на заседании Комиссии материалов дела следует, что все листы заявки Общества, за исключением вторых экземпляров непрошитых документов, поименованных как «Анкета участника размещения заказа» и «Предложение по цене контракта», а также описи представленных документов, прошиты и пронумерованы. Документы, в том числе и опись, скреплены печатью Общества и подписаны директором Общества Зимовым П.И.

Согласно статье 1 Закона данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно статье 8 Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Из буквального содержания части 3.3 статьи 25 Закона не следует, что опись должна быть прошита со всеми документами заявки на участие в конкурсе. Данное требование относится не к форме заявки, а к ее оформлению. Поэтому несоблюдение такого требования, как подшивка описи к заявке, при соблюдении всех остальных требований законодательства и конкурсной документации не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе по пункту 4 части 1 статьи 12 Закона.

При этом аналогичный подход в части требований к подшивке описи со всеми документами заявки применяется также арбитражными судами, в частности, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по делу № А56-27454/2009, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по делу А29-107/2011.

Согласно части 1 статьи 27 Закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Согласно части 2 статьи 27 Закона на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:

1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 части 3, части 3.1 статьи 25 Закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона случаев, не допускается.

Таким образом, поскольку Обществом соблюдены все требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, установленные Законом и конкурсной документацией, конкурсная комиссия отказала Обществу в допуске к участию в конкурсе с нарушением пункта 4 части 1 статьи 12 Закона, жалоба является обоснованной.

 Кроме того, требования о представлении в составе заявки на участие в конкурсе дополнительных вторых экземпляров документов – «Анкеты участника размещения заказа» и «Предложение по цене и условиям исполнения государственного контракта» установлено заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований части 4 статьи 25 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности – отсутствие жалоб на спорные положения конкурсной документации, Комиссия Тверского УФАС России считает необходимым выдать предписание только в части, касающейся решения конкурсной комиссии  об отказе Обществу в допуске к участию в конкурсе.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать жалобу Некоммерческого Партнерства Центр Исследования Экологии Окружающей Среды «ЭКОМИССИЯ» обоснованной.

2.    Признать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими часть 4 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3.    Признать конкурсную комиссию нарушившей часть 4 пункта 1 и часть 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4.    Выдать Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и созданной им конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

5.    Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности членов конкурсной комиссии по признакам нарушения части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.    Требование о приостановлении размещения заказа от 15.08.2012 № 05-6/1-90-2444ЛП отменить.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии  В.М. Фомин

Члены Комиссии  Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Я.А. Шибанов, Ю.Д. Виноградова

 

Предписание по делу № 05-6/1-90-2012

об устранении нарушения в сфере размещения заказов

 

20 августа 2012 года                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тверского УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии:

Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И. – главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Шибанов Я.А. – специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

Виноградова Ю.Д. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа,

в присутствии представителей:

- Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области здравоохранения Тверской области: ***,

- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области: ***

- Некоммерческого Партнерства Центр Исследования Экологии Окружающей Среды «ЭКОМИССИЯ»: ***

на основании решения от 20.08.2012 по делу № 05-6/1-90-2012 и в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон),

 

предписывает:

 

1. В срок до 14.09.2012:

1.1. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 08.08.2012               № 0136200003612001821-2 и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 10.08.2012 № 0136200003612001821-3;

1.2. конкурсной комиссии повторно рассмотреть заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории курорта местного значения «Селигер» в Тверской области (извещение от в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Комиссии Тверского УФАС России от 20.08.2012 по делу № 05-6/1-90-2012;

1.3. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее размещение заказа с соблюдением требований Закона.

2. Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области в срок до 18.09.2012 представить в Тверское УФАС России подтверждение исполнения подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

 

Председатель Комиссии  В.М. Фомин

Члены Комиссии Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина, Я.А. Шибанов, Ю.Д. Виноградова

Связанные организации

Связанные организации не указаны