Решение №05-6/2-07-1554ВФ Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/2-07-... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 05-6/2-07-2012

­­­­

10 мая 2012 г.                                                                                                                        г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Фомин В.М., исполняющий обязанности руководителя управления,

члены Комиссии:

- Аренсватова Т.С., ведущий специалист – эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

- Шибанов Я.А., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа;

рассмотрев дело № 05-6/2-07-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы ЗАО «РИАБАНК» (далее –  Банк, Общество),

в присутствии представителей

ЗАО «РИАБАНК»: ***

ООО «Рекламная компания «РОСТ-Тверь»: ***,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламного рынка законодательства о рекламе  11.03.2012 года Тверским УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 8, рекламы оказываемых ЗАО «РИАБАНК» услуг следующего содержания:

В верхней части рекламы крупным шрифтом указано:

««РИА БАНК Увеличиваем ставки! Вклады до 10,75% годовых в рублях!»;

 

В нижней части рекламы указано: «Бульвар Радищева, 48 т. 30 05 55 www.tver.riabank.ru»».

В правой нижней части рекламы на белом фоне шрифтом светло-фиолетового цвета (размер шрифта примерно в 10 раз меньше размера шрифта слов «Вклады до годовых в рублях» и более чем в 30 раз меньше указаний на максимальный размер процента годовых – «10,75») указаны остальные условия услуги по привлечению денежных средств во вклады, в том числе, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а именно:

«Вклад «Снова в десятку!» Процентная ставка от 9 до 10,75% годовых в рублях, сроки вклада от 30 дней. Минимальный первоначальный взнос – 10 тыс. рублей. Без ограничения размера вклада, выплата процентов в конце срока, частичное истребование вклада с сохранением процентной ставки не допускается. При досрочном истребовании вклада, ставка принимается равной ставке вклада данного вида, действующая на день расторжения договора , исходя из срока фактического размещения. В случае нахождения средств во вкладе менее 30 дней (от 1 до 31 дня), проценты начисляются по ставке  вклада «До востребования», действующий на день расторжения договора вклада.

Вкладчики открывшие в период с 02 февраля 2012 г. срочный вклад « Снова в десятку»  на сумму от 3000000,00 (три миллиона) российских рублей со сроком или срочный вклад «Золотое время» на сумму от 100000 (сто тысяч) российских рублей со сроком размещения денежных средств от 1 года, получат в подарок карту категории  MasterCard Mass без комиссии за первый год обслуживания и страховой сертификат ЗАОГ «Чартис» (для выезжающих за рубеж) на общую страховую сумму 50000,00 (пятьдесят тысяч) долларов США без взимания платы в размере 10,0 долларов США. Подарок - карта категории  MasterCard Mass и страховой сертификат ЗАОГ «Чартис»- выдается вкладчику в подразделении Банка, в котором открыт срочный вклад «Снова в десятку!» или «Золотое время». Вкладчик может получить подарок только один раз за время проведения рекламной акции, вне зависимости от количества открытых им вкладов. Физическое лицо, имеющее право на участие в рекламной акции в соответствии с настоящими условиями, вправе отказаться от участия в рекламной акции.

Банк оставляет за собой право в соответствии с действующим законодательством прекратить проведение рекламной акции, а также вносить изменения в условия рекламной акции.

Лицензия ЦБ РФ № 3434 от 31 декабря 2009 года».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – баннеров, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая Банком финансовая услуга как привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе финансовой услуги указывается хотя бы одно условие договора, например, размер процентной ставки, которое в рекламе является основной завлекающей информацией, то потребитель должен быть извещен и об остальных условиях, которые могут повлиять на размер дохода потребителя, воспользовавшегося услугой.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая услуга – услуга по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона специальные требования: реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама содержит информацию о процентной ставке по вкладу – 10,75% годовых в рублях, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе хорошо воспринимаются потребителями рекламы.

Вместе с тем, как следует из имеющей в рекламе информации, прописанной гораздо более мелким шрифтом, указанную максимально возможную ставку по вкладам до 10,75% годовых в рублях возможно получить при определенных сроке и сумме вклада. Кроме того текст, прописанный мелким шрифтом, не содержал информации о том, при каких конкретных условиях возможно получить максимальный размер процентной ставки (размер процентной ставки мог варьироваться от 9 до 10,75% годовых в рублях).

Указанные условия являются существенными условиями договора банковского вклада, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму дохода, которую получат воспользовавшиеся услугами лица.

Распространяемая Обществом реклама банковской услуги по привлечению денежных средств физических лиц во вклады направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

 Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе либо указание таких условий мелким и фактически нечитаемым шрифтом приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым вкладом.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Системный анализ положений Закона о рекламе позволяет сделать вывод о том, что требование части 2 статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе. Оно установлено в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге). Характер и степень общественной опасности соответствующего нарушения подлежат оценке с учетом обозначенных цели и интересов.

Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для импульсного восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).

Согласно представленным пояснениям Банка от 25.04.2012, содержание макета рекламы определялось Банком; Банк считает, что все необходимые условия оказания финансовой услуги в рассматриваемом рекламном объявлении присутствуют. Закон «О рекламе» не содержит требований к размеру шрифта, которым выполнена реклама, а обязывает рекламодателя раскрыть существенную информацию обо всех условиях договора; также Закон не указывает с какого расстояния и при каких условиях возможно прочтение соответствующего текста.

Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные доводы несостоятельными в силу нижеследующего.

В данном случае необходимо принимать во внимание факты, снижающие уровень восприятия информации, выполненной в рекламе мелким шрифтом: а) текст рекламы находится не на уровне глаз потребителя, а на определенной высоте от уровня земли (около 6 метров), что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом, даже для лица, находящегося в непосредственной близости от рекламной конструкции; б) фактические условия вклада прописаны мелкими светло-фиолетовыми буквами, на белом фоне, что также в значительной мере усложняет для потребителя восприятие рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения банковской услуги, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму доходов. 

Следовательно, при размещении рекламы оказываемых ЗАО «РИАБАНК» услуг по привлечению денежных средств физических лиц во вклады нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель - в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 3.1.1 договора от 23.05.2011 № РК-3124, заключенного между Банком и ООО «РК «РОСТ-Тверь», ООО «РК «РОСТ-Тверь» обязано обеспечить размещение Рекламных материалов Банка на Рекламоносителях, техническое обслуживание Рекламных материалов и Рекламоносителей в течение всего срока размещения; произвести монтаж Рекламных материалов на Рекламоносителях не позднее третьего дня начала периода их размещения (пункт 3.1.2 договора). Согласно пункту 3.3.6 договора Заказчик обязан обеспечить на Рекламных материалах размещение всей информации о рекламируемом товаре или услуге, необходимой в соответствии с Законом «О рекламе», а, следовательно, несет полную ответственность за соответствие действительности и требованиям законодательства сведений, содержащихся в рекламных материалах, заявленных к распространению.

Как указано выше, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следует из приведенных выше договоров и пояснений Банка продавцом товара и лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, а, следовательно, и рекламодателем, - является ЗАО «РИАБАНК».

Реклама размещалась в период с 01.03.2012 по 30.04.2012.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать рекламу оказываемых ЗАО «РИАБАНК» услуг, связанных с привлечением денежных средств физических лиц во вклады (вклад «Снова в десятку!»), размещаемую в период с 01.03.2012 по 30.04.2012, ненадлежащей; ЗАО «РИАБАНК» - нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

             2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО «РИАБАНК» не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.

             3. Передать материалы дела № 05-6/2-07-2012 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  24 мая 2012 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

            Председатель Комиссии                                                                              В.М. Фомин

 

            Члены Комиссии                                                                                          Т.С. Аренсватова

                                                                                                                                     Я.А. Шибанов

Связанные организации

Связанные организации не указаны