Решение б/н Решение от 5 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-117-2018

 

27 декабря 2018 года                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия) в составе:

***

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «АСТРА ГРУПП» (далее – Общество),

рассмотрев жалобу в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и проведя внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области далее - Тверское УФАС России) 18.12.2018 поступила жалоба Общества, согласно которой при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и эксплуатации лифтов КлнАЭ (извещение от 20.11.2018 № 31807173443) нарушен порядок организации и проведения торгов в части установления даты и времени окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, а также в части установления требований к участникам закупки.

Организатор торгов считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Общество не подавало заявку на участие в открытом конкурсе, обжалует действия заказчика, связанные с порядком осуществления закупки, следовательно, соответствует статусу лица, интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, и которое вправе обжаловать действия заказчика, и такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» утвержден 07.02.2012 (далее – Положение) и размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.10.2018.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.

20.11.2018 Организатором закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 31807173443 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и эксплуатации лифтов КлнАЭС и конкурсная документация; начальная цена составляет 22 535 628 ,32 руб.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктом 17 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

1. В соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом о закупках, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно подпункту 11 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 2.2 статьи 6.2.2 Положения в случае получения запроса о разъяснении положений документации о конкурентной закупке заказчик размещает на официальном сайте соответствующий ответ в случаях, порядке и сроки, предусмотренные приложением № 12 к Положению.

Согласно подпунктам 2.1-2.3 пункта 2 раздела 1 приложения № 12 к Положению любое заинтересованное лицо вправе направить организатору запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки и/или документации через ЭТП не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При поступлении указанного запроса позже данного срока организатор вправе не отвечать на данный запрос.

При поступлении запроса в указанный срок, организатор размещает на официальном сайте и на ЭТП соответствующий ответ с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил данный запрос

-           в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления такого запроса;

-           при необходимости, дополнительно, подробный ответ - в течение 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем получения ответа от заказчика, если такой подробный ответ на указанный запрос требует ответа заказчика, не являющего организатором.

Разъяснения положений документации не должны изменять условия такой документации, в том числе предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Пунктом 2 «Порядок проведения процедуры закупки» части 2 «Разъяснение положений документации» конкурсной документации, в том числе с учетом изменений внесенных Заказчиком в конкурсную документацию 18.12.2018 (то есть в день подачи жалобы), установлен следующий порядок предоставления разъяснений конкурсной документации: «Любое заинтересованное лицо вправе направить организатору запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки и/или документации через ЭТП не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При поступлении указанного запроса позже данного срока организатор вправе не отвечать на данный запрос».

Пунктом 17 конкурсной документации установлены следующие формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации:

Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации: «20» ноября 2018 года.

Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации на запрос, поступивший организатору закупки не позднее 09:00 (время московское) «24» декабря 2018 года: не позднее 09:00 (время московское) - «27» декабря 2018 года».

Таким образом, Организатором закупки установлена дата и время начала и окончания срока подачи разъяснений конкурсной документации в соответствии с пунктом 3 статьи 3.3 Закона о закупках, жалоба Общества в данной части необоснована.

2. Согласно доводам жалобы, Организатором закупки нарушены требования действующего законодательства о закупках в части неустановления требования к участникам закупки о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию атомных станций.

Извещением от 17.12.2018 о внесении изменений в конкурсную документацию Организатор закупки в подпункте 1.7 пункта 1 раздела 1 «Требования. Документы. Состав заявки на участие в закупке» конкурсной документации установил следующее требование к участникам закупки: «Участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:

должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки;

должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки: лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию блоков атомных станций (АС) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации на соответствующий вид деятельности (обоснование: Федеральный закон РФ от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в ред. от 01.09.2018).

Учитывая, что изменения были внесены Организатором закупки в конкурсную документацию 17.12.2018, то есть до поступления в Тверское УФАС России жалобы Общества, у Комиссии в данной части отсутствуют основания для признания жалобы Общества обоснованной.

3. Согласно доводам жалобы, Организатором закупки нарушены требования действующего законодательства о закупках в части неустановления требования к участникам закупки в виде наличия у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, в том числе объекты использования атомной энергии.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017, за исключением отдельных положений, вступают в силу изменения в ГрК РФ, согласно которым действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается.

Таким образом, действия Организатора закупки, не установившего требование к участникам закупки в виде наличия у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, в том числе объекты использования атомной энергии, не противоречит действующему законодательству, жалоба Общества в данной части необоснована.

4. Согласно доводам жалобы, Организатор закупки в конкурсной документации установил возможность проведения процедуры переторжки, при этом дата окончания срока подачи, рассмотрения и оценки заявок установлена 17.12.2018, что исключает проведение переторжки и направление участникам закупки дополнительных запросов на уточнение заявки.

В соответствии с пунктом 5 части 2 «Порядок проведения процедуры закупки» конкурсной документации в срок, установленный в извещении о проведении закупки, автоматически с помощью программно-аппаратных средств ЭТП, производится открытие доступа организатору ко всем поданным заявкам на участие в закупке и содержащимся в них документам и сведениям.

В соответствии с пунктом 7 части 2 «Порядок проведения процедуры закупки» конкурсной документации рассмотрение заявок осуществляется в соответствии с Приложением 10 к Стандарту, в следующем порядке:

-           отборочная стадия;

-           оценочная стадия

В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии комиссия, в установленных конкурсной документацией случаях, принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы.

Срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет 3 (три) рабочих дня. Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и (или) разъяснений в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок до окончания срока уточнения участниками своих заявок на участие в закупке служит основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 8 части 2 «Порядок проведения процедуры закупки» конкурсной документации в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

Отборочная стадия завершается в течение 20 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола вскрытия конвертов или иного указанного в извещении о проведении закупки и документации срока.

По итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора

Решения комиссии о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске отражается в протоколе заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии.

Пунктом 10 раздела 1 «Порядок проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме» приложения № 12 к Положению установлено, в том числе следующее:

- переторжка проводится по решению комиссии, если извещением о проведении закупки предусмотрена возможность проведения процедуры переторжки, решение о проведении переторжки оформляется протоколом, в котором указываются параметры, по которым она проводится;

- переторжка проводится в заочной форме (когда допущенные участники закупки могут повысить предпочтительность своих заявок по параметрам, определенным комиссией, при условии сохранения остальных положений заявки без изменений: снизить первоначальную (указанную в заявке) цену либо уменьшить сроки поставки продукции, либо снизить размер аванса);

- количество переторжек не ограничено. При этом срок проведения всех переторжек не должен превышать 7 (семь) рабочих дней с даты размещения на официальном сайте и ЭТП протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии, содержащего решение о проведении переторжки;

- датой начала проведения переторжки является день размещения на официальном сайте протокола, содержащего решение о проведении переторжки, и срок окончания подачи предложений с измененными условиями заявки на участии в закупке составляет не менее двух рабочих дней по местному времени организатора;

- порядок проведения переторжки, сроки и порядок подачи предложений с новыми условиями по цене, либо срокам поставки продукции, либо размеру аванса указываются в письмах, приглашающих участников закупки на процедуру переторжки, и направленных одновременно всем участникам, допущенным к участию в закупке, в день размещения на официальном сайте и ЭТП протокола, содержащего решение о проведении переторжки;

- в переторжке имеют право участвовать все допущенные участники закупки. Участник закупки, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его предложение остается действующим с ранее объявленными условиями, указанными в заявке на участие в закупке;

- при проведении переторжки допущенные участники закупки к установленному организатором сроку представляют в порядке, предусмотренном для подачи заявки на участие в закупке на ЭТП, документы, определяющие измененные условия заявки на участие в закупке (документы в бумажной форме не предоставляются). Участник вправе отозвать поданное предложение с новыми условиями в любое время до окончания срока подачи предложений с измененными условиями.

Аналогичный порядок проведения процедуры переторжки установлен пунктом 9 части 2 «Порядок проведения процедуры закупки» конкурсной документации.

В соответствии с извещением о внесении изменений в извещение о проведении закупки и о продлении сроков проведения закупочной процедуры от 18.12.2018, установлено следующее:

- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: «20» ноября 2018 года.

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 09:00 (время московское) «27» декабря 2018 года».

- отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке: не позднее  «17» января 2019 года.

- оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки: не позднее «22» января 2019 года».

Таким образом, согласно Положению и конкурсной документации процедура переторжки проводится в течении 7 (семи) рабочих дней с даты размещения на официальном сайте и ЭТП протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии, содержащего решение о проведении переторжки.

Установление Организатором закупки сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в закупке указанным образом не нарушает требования Закона о закупках, Положения и конкурсной документации.

Таким образом, жалоба Общества в данной части необоснована.

 

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АСТРА ГРУПП» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны