Решение №05-6/2-12-3448ВФ Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-12-... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ  № 05-6/2-12-2012

 

10 октября  2012 г.                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – Фомин В.М., руководитель управления;

члены Комиссии:

- Посохова Л.В., заместитель руководителя,

- Шибанов Я.А., специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,

рассмотрев дело № 05-6/2-12-2012, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы реализуемых ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь» продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания,

в присутствии представителей ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь»: ***,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проверки соблюдения субъектами рекламной деятельности законодательства о рекламе в августе 2012 года Тверским УФАС России установлен следующий факт.

На мобильной (переносной) рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Тверь, Студенческий переулок, у входа в офис ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь» (далее - Общество) по адресу: г. Тверь, Студенческий пер-к, д. 23, размещена реклама следующего содержания:

В верхней части рекламного изображения указано следующее: «Компания Вита Ли лидер в области российских биотехнологий», в нижней - «тел.: 70-02-82 г. Тверь, Студенческий пер., 23».

В центральной части рекламного изображения в виде таблицы содержится указание на наименование продуктов: «Витальгар», «Хромомарин», «Альгокуприн», «Селеномарин»; под наименованием каждого из продуктов содержится текст с указанием на свойства такого продукта.

В частности, в отношении продукта «Витальгар» в рекламе указано следующее:

«Витальгар

Способствует выводу из организма токсичных веществ. Используется в комплексной терапии при следующих заболеваниях:

- расстройство питания и нарушения обмена веществ;

- болезни органов пищеварения, протекающие со склонностью к запорам;

- дизбактериоз кишечника;

- заболевания желудочно-кишечного тракта;

- йодо – и железо-дефицитные состояния».

В отношении продукта Хромомарин в рекламе указано следующее:

«Хромомарин

Важнейшие механизмы действия «Хромомарина» обусловлены содежанием (прим.: так указано в рекламе) в его составе хрома (хром- ключевое средство как для лечения, так и для профилактики сахарного диабета):

- снижает уровень холестерина;

- уменьшает тягу к сахару и ускоряет наступление чувства сытости;

- ускоряет обмен веществ и препятствует ожирению;

- оказывает язво – и ранозаживляющее действие».

В отношении продукта «Альгокуприн» в рекламе указано следующее:

«Альгокуприн

Оптимальное содержание меди в организме – залог здоровья. Медь обладает противовоспалительным, противоязвенным, противосудорожным и антидиабетическим действиями. «Альгокуприн» показан при болезнях:

- суставов;

- остеохондроза;

- позвоночной грыжи;

- остеопороза».

В отношении продукта «Селеномарин» в рекламе указано следующее:

«Селеномарин

«Селеномарин» произведен из бурой морской водоросли Ламинарии и обогащен природным селеном. Эффективен для нормализации состояния здоровья при заболеваниях:

- сердечно-сосудистой системы;

- инсультов;

- вегето-сосудистой дистонии;

- варикозного расширения вен;

- тромбофлебита».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Указанная выше реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с использованием рекламных поверхностей – мобильных (переносных) рекламных конструкций, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является такая оказываемая ЦПТ Вита Ли как реализация продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания.  

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методиками синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.  

Согласно представленным ЦПТ Вита Ли копиям документов: 1) свидетельства о государственной регистрации от 28.10.2011 № RU.77.99.007.E.044617.10.11., выданным на продукцию - «водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария – гель охлажденный «Витальгар»;  2) свидетельства о государственной регистрации от 23.11.2011 № RU.77.99.19.004.E.047930.11.11, выданным на продукцию - «ламинария гомогенизированная со спирулиной и хромом «Хромомарин» для диетического (лечебного и профилактического) питания»; 3) свидетельства о государственной регистрации от 23.11.2011 № RU.77.99.19.004.E.047931.11.11, выданным на продукцию – «ламинария гомогенизированная со спирулиной и микроэлементами «Альгокуприн» для диетического (лечебного и профилактического) питания»; 4) свидетельства о государственной регистрации от 23.11.2011 № RU.77.99.19.004.E.047929.11.11, выданным на продукцию - «ламинария гомогенизированная со спирулиной и селеном «Селеномарин» для диетического (лечебного и профилактического) питания»; перечисленная продукция является продукцией для диетического (лечебного и профилактического) питания, то есть, не является лекарственным средством, медицинской услугой, в том числе методом лечения, изделием медицинского назначения и медицинской техникой.

В связи с этим, на рекламу такой продукции для диетического (лечебного и профилактического) питания «Витальгар», «Хромомарин», «Альгокуприн» и «Селеномарин» в полной мере распространяется запрет, установленный пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно – запрет на указание в рекламе на его лечебные свойства.

Между тем, буквальное содержание приведенной выше рекламы свидетельствует о том, что реклама содержит прямое указание как на конкретные болезни, так и на классы болезней и проблем, связанных со здоровьем, (согласно Международной классификации болезней Десятого пересмотра МКБ-10), а также на лечебные свойства перечисленных в рекламе продуктов в случае применения таких продуктов (входящих в их состав микроэлементов).

Таким образом, при размещении вышеуказанной рекламы были нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Закона.  

Согласно статье 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Из содержания рекламы, места размещения мобильной (переносной) рекламной конструкции следует, что рекламодателем является ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь». Из пояснений последнего следует, что Общество не отрицает данный факт; ЦПТ Вита Ли пояснило, что из-за того, что переносная реклама постоянно находилась вне помещения, Обществом было упущено из вида содержание текста выносной продукции; после получения определения о возбуждении дела – 02.10.2012 ЦПТ Вита Ли были предприняты меры по устранению выявленных возможных признаков нарушения рекламного законодательства – переносной рекламный щит убран, и в последующем выставляться не будет.

Из материалов дела следует, что ненадлежащая реклама ЦПТ Вита Ли размещалась в период с 13.08.2012 (дата выявления размещения рекламы) до 02.10.2012; в связи с тем, что размещение рекламы прекращено, отсутствуют основания для выдачи предписания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать размещаемую ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь» рекламу продуктов «Витальгар», «Хромомарин», «Альгокуприн» и «Селеномарин», ненадлежащей; ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь» (дата регистрации: 21.01.2003, ОГРН: 1036900002336, ИНН: 6901022018) нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2 . Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли» Тверь» не выдавать в связи с прекращением правонарушения.

3. Передать материалы дела № 05-6/2-12-2012 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2012  года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                           В.М. Фомин                                                                 

Члены Комиссии                                                                                                       Л.В. Посохова

                                                                                                                                     Я.А. Шибанов

Связанные организации

Связанные организации не указаны