Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-6/2-21-2016 от 30 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-21-2016

19 мая 2016 года                                                                                                                          г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей:

- Управления муниципального заказа администрации города Твери (далее – Управление):

- Департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери (далее – Департамент):  

- Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство владельцев пассажирского транспорта «Приоритет» (далее - Заявитель):

рассмотрев жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 26.04.2016 поступила жалоба Заявителя, полагающего, что при проведении конкурса на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Твери №24 «Торговый центр «Метро» – ул. 1-я за Линией» (извещение № 635-адм/1 от 19.04.2016) нарушен порядок организации и проведения торгов. Такими нарушениями Заявитель считает: установление в конкурсной документации требования о вместимости транспортных средств от 22 до 30 мест; установления в конкурсной документации критерия оценки заявок «максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок»; установление требования о предоставлении персональных данных о водителях.

Представители Департамента и Управления считают доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закон № 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с частью 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями Закона № 220-ФЗ. До приведения в соответствие с положениями Закона № 220-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону № 220-ФЗ.

Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Твери утверждено постановлением администрации города Твери от 14.04.2016 № 635 (далее – Постановление, Положение).

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 5 части 1 стать 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация, в том числе, представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, Заявитель соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.

19.04.2016 на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru размещено извещение № 635-адм/1 на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальному  маршруту регулярных перевозок города Твери № 24 «Торговый центр  «Метро» - улица 1-я за Линией».

Пунктом 10 информационной карты конкурсной документации установлены следующие требования к виду, классу, количеству и вместимости транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок: «Автобус, малый класс, 28 единиц, вместимость от 22 до 30».

Согласно части 2 статьей 22 Закона № 220-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса; предмет открытого конкурса; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация; размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе следующему требованию: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса. При этом сведения о вместимости транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, в соответствии с частью 1 статьей 26 Закона № 220-ФЗ в реестр маршрутов не включаются.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров).

Таким образом, Законом № 220-ФЗ установлено, что определяющим для выбора транспортного средства для перевозки по маршруту регулярных перевозок является класс транспортного средства, который, в свою очередь, определяется габаритными размерами транспортного средства, а  не его вместимостью.

Во исполнение требований пункта 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ постановлением администрации города Твери от 19.04.2016 № 733 «О внесении изменений в Постановление администрации города Твери от 22.12.2010 № 2761 «Об утверждении реестра городских маршрутов регулярных перевозок» утверждён реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Твери с указанием в отношении каждого маршрута регулярных перевозок сведений о виде и классе транспортных средств, которые используются для перевозок.

Так, в пункте 31 реестра содержатся сведения о маршруте регулярных перевозок № 24 «Торговый центр  «Метро» - улица 1-я за Линией», при этом в графе 9 содержатся сведения о виде транспортных средств и классе транспортных средств, а именно: «Автобусы, малый класс».

Таким образом, реестр маршрутов, утвержденный администрацией города Твери, как это и предусмотрено Законом № 220-ФЗ, не содержит сведений о вместимости транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок № 24 «Торговый центр  «Метро» - улица 1-я за Линией».

Как указано выше, конкурсная документация помимо требований к классу транспортных средств, содержит требование к вместимости, а именно: «Автобус, малый класс, 28 единиц, вместимость от 22 до 30», что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

При этом, согласно сведениям, представленным Заявителем, транспортные средства малого класса обладают вместимостью от 13 до 42 мест, что не отрицается представителями Департамента и Управления, таким образом, Управлением и Департаментом в конкурсной документации неправомерно установлены дополнительные требования к претендентам о наличии у них не просто транспортных средств определенного класса, но и требования к вместимости транспортных средств, не соответствующих (в полном диапазоне вместимости) и  существенно сужающих понятие малого класса транспортных средств.

К доводам Департамента и Управления о том, что поскольку частью 3 статьи 22 Закона № 220-ФЗ допускается включение в извещение о проведении открытого конкурса иных предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом, не указанных в части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ сведений, чем Департамент и Управление воспользовались при установлении требований к вместимости, Комиссия относится критично, поскольку установленный частью 1 статьи 23 Закона перечень требований к претендентам является императивным и исчерпывающим; действующим законодательством не предусмотрена возможность установления иных требований к претендентам.

Таким образом, в данной части жалоба Заявителя является обоснованной.

2. Согласно пункту 4 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ  оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе, по критерию - максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Приложение № 4 к конкурсной документации содержит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе и шкалу для оценки критериев.

Согласно пункту 4 приложения № 4 к конкурсной документации одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе является критерий: «максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок», что согласуется с требованиями пункта 4 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ.

Следовательно, жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.

3. Согласно подпункту «в» пункта 3.1 Положения конкурсная документация помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с пунктом 5.1 Положения.

Согласно подпункту «и» пункта 5.1.2 Положения для участия в открытом конкурсе претенденты представляют заявку на участие в открытом конкурсе, в состав которой должны входить, в том числе, заявление на участие в открытом конкурсе по форме приложения 1 к Положению с приложением, в том числе, конкурсного предложения по форме приложения 2 к Положению.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1.3 Положения к конкурсному предложению прикладываются следующие сведения и документы: сведения обо всех водителях, осуществлявших трудовую деятельность у юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, с приложением копий трудовых договоров: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место рождения.

Согласно пункту 5.2 Положения в случае участия в открытом конкурсе объединения претендентов (простого товарищества) документы, указанные в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "з" пункта 5.1.2, пункте 5.1.3 Положения, необходимо представить в отношении каждого участника простого товарищества.

Пункт 25 информационной карты конкурсной документации содержит аналогичные требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе.

Управление и Департамент мотивирует установления данного требования тем, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ одним из критериев оценки и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе является критерий: «количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса», оценка которого возможна при наличии запрашиваемых сведений.

При этом Закон № 220-ФЗ не устанавливает, каким образом Организатор торгов должен получить сведения о количестве таких дорожно-транспортных происшествий и не содержит запрета на получение обжалуемых Заявителем сведений.

При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют основания для признания жалобы Заявителя в данной части обоснованной; контроль за соблюдение законодательства о персональных данных не входит в полномочия антимонопольных органов.

Кроме того, Комиссия установила следующее.

Согласно подпункту «з» пункта 8.4 Положения основанием для отказа претенденту в допуске к участию в открытом конкурсе является, в том числе, несоответствие заявки требованиям пунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.2 - 5.5 Положения.

Пункт 30 информационной карты конкурсной документации содержит аналогичные основания для отказа претенденту в допуске к участию в открытом конкурсе.

Как указано выше, пункт 5.2 Положения и пункт 25 информационной карты конкурсной документации содержат требования к содержанию и составу заявок на участие в конкурсе для претендентов, являющихся простым товариществом, и содержит требование о предоставлении в составе заявок персональных данных обо всех водителях, осуществлявших трудовую деятельность и претендента на участие в конкурсе.

Системный анализ норм Положения и положений конкурсной документации позволяет сделать вывод о том, что в отношении претендентов, являющихся простым товариществом, непредоставление сведений, необходимых для оценки и сопоставления заявок по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ (количество ДТП…), является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в отличие от случаев, когда претендентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Установление подобным образом требований к составу заявки, неисполнение которого влечет для отдельных претендентов отказ в допуске к участию в конкурсе, с одной стороны, ставит в неравные условия отдельных участников конкурса, с другой стороны, содержит непредусмотренные Законом № 220-ФЗ требования к участникам конкурса и к содержанию подаваемых ими заявок на участие в конкурсе (прим.: следует различать требования к содержанию заявки, когда, с одной стороны, непредоставление требуемых документов и сведений влечет безусловный отказ в допуске к участию в конкурсе, с другой стороны, непредоставление таких документов и сведений не должно влечь за собой отказ в допуске к участию в конкурсе, но такие документы и сведения учитываются при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе).

Следовательно, в данной части Управлением и Департаментом нарушен установленный Законом порядок проведения конкурса.

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство владельцев пассажирского транспорта «Приоритет» обоснованной (в части).

2. Признать Управление муниципального заказа администрации города Твери и Департамент дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери нарушившими требования части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Выдать Управлению муниципального заказа администрации города Твери и Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Твери № 24 «Торговый центр «Метро» – ул. 1-я за Линией» (извещение № 635-адм/1 от 19.04.2016)

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-6/2-21-2016

19 мая 2016 года                                                                                                                          г. Тверь      

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей:

- Управления муниципального заказа администрации города Твери:

- Департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери: 

- Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство владельцев пассажирского транспорта «Приоритет»:

на основании решения от 19.05.2016 по делу № 05-6/2-21-2016 и статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

предписывает:

В срок до 10.06.2016

1. Управлению муниципального заказа администрации города Твери вернуть поданные заявки на участие в конкурсе на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Твери №24 «Торговый центр «Метро» – ул. 1-я за Линией» (извещение № 635-адм/1 от 19.04.2016);

2. Управлению муниципального заказа администрации города Твери и Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери внести изменения в конкурсную документацию на право осуществления перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городе Твери №24 «Торговый центр «Метро» – ул. 1-я за Линией» (извещение № 635-адм/1 от 19.04.2016) в соответствии с принятым Тверским УФАС России решением от 19.05.2016 по делу № 05-6/2-21-2016, продлив срок подачи заявок на участие в конкурсе в установленном порядке;

3. Управлению муниципального заказа администрации города Твери и Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации города Твери в срок до 15.06.2016 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок

Связанные организации

Связанные организации не указаны