Решение б/н Решение № 05-6/2-27-2016 от 9 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-27-2016

03 июня 2016 года                                                                                                                    г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей:

-  Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия «САХАРОВО» (далее – Организатор закупки):

- ООО «Стройсоюз» (далее – Общество):

- ООО «Служба теплоремонта»:

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 25.05.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что Организатором закупки при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по ремонту дымовой трубы котельной «Сахарово» (извещение от 22.04.2016 № 31603585861) нарушен порядок организации и проведения торгов  в части отклонения заявки Общества.

Организатор закупки считает доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы, из которых следует, что Обществу отказано в допуске к участию в аукционе по трем основаниям: не представлена копия действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенным видам работ (далее - Свидетельство СРО), представлена копия Свидетельства СРО, которое аннулировано; не представлены документы, доказывающие наличия материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ; не представлены документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимых профессиональных и технических квалификационных данных.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба Обществом направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Общество соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов. При этом вышеуказанные положения Закона указывают на необходимость рассмотрения доводов жалобы как о действиях закупочной комиссии, так и организатора закупки.

26.05.2016 между Организатором торгов и ООО «Служба теплоремонта» заключен договор.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.   

22.04.2016 Организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 31603585861 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту дымовой трубы котельной «Сахарово» и документация по запросу предложений. Начальная (максимальная) цена договора 340 725, 81 руб.

Организатор закупки осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Исполнительным директором МУП «Сахарово» 17.03.2015 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «Сахарово» (далее – Положение о закупке) и размещено на официальном сайте.

Раздел 10 Положения о закупке определен порядок проведения запроса предложений.

Согласно пункту 10.1 Положения о закупке при запросе предложения пакет документов состоит из: уведомления, документации, включающей в себя: ТЗ, проект договора.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 10.1 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 3.6.2 Положения о закупке участник процедуры закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки; предоставлять по запросу заказчика нотариально заверенные документы, подтверждающие соответствие вышеизложенным требованиям.

При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

Разделом 2 документации о проведении запроса предложений установлены требования к участникам закупки, а также перечень документов, требуемых от участников, в который включены, в том числе, следующие документы и сведения:

- копия свидетельства о том, что участник является членом саморегулируемой организации по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений (СРО), с приложением  перечня разрешённых видов деятельности, подтверждающих право на выполнение всего комплекса работ, включенных в состав ТЗ, со сроком действия не менее срока выполнения работ (пункт 1 раздела 2 документации о проведении запроса предложений);

- сведения  о материально – технических  ресурсах (необходимых для выполнения работ согласно пункту 5.6 ТЗ) предоставляются в соответствии с приложением  № 2  (форма для заполнения) (пункт 4 раздела 2 документации о проведении запроса предложений);

- сведения о кадровых ресурсах (необходимых для выполнения работ согласно пункту 5.4 ТЗ) предоставляются в соответствии с приложением №3 (форма для заполнения) (пункт 5 раздела 2 документации о проведении запроса предложений);

- документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимых профессиональных и технических квалификационных данных (согласно пункту 5.4 ТЗ) (пункт 6 раздела 2 документации о проведении запроса предложений);

Прилагаемая форма № 2 к запросу предложений представляет собой справку о материально-технических ресурсах, согласно которой помимо сведений о материально-технических ресурсах, которые участник считает ключевыми и планирует использовать в ходе выполнения договора, подрядчик прикладывает документы, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, позволяющих однозначно идентифицировать соответствие имеющихся у участника процедуры закупки материально-технических ресурсов.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов от 10.05.2016 для участия в запросе предложений заявки подали 2 участника закупки, в том числе Общество, чья заявка зарегистрирована под порядковым номером 1.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии о заключении договора как с единственным источником закупки от 17.05.2016 № 43 Обществу отказано в допуске к участие в запросе предложений в связи выявленными несоответствиями техническим требованиям, установленным в документации о закупке; закупочной комиссии принято решение о заключении договора с единственным допущенным участником закупки - ООО «Служба теплоремонта».

Согласно пояснениям представителя Организатора закупки Обществу отказано в допуске к участию в закупке по следующим основаниям: не представлена копия действующего Свидетельства СРО, представлена копия Свидетельства СРО, которое аннулировано; не представлены документы, доказывающие наличие материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ; не представлены документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимых профессиональных и технических квалификационных данных.

Из представленной на заседание Комиссии заявки Общества следует, что Общество в составе заявки на участие в запросе предложений представило сведения о материально – технических ресурсах в виде справки о материально-технических ресурсах, планируемых к использованию в ходе выполнения договора, а также сведения о кадровых ресурсах, необходимых для выполнения работ, также в виде справки о кадровых ресурсах,  планируемых к задействованию в ходе выполнения договора.

Вместе с тем, в нарушение требований раздела 2 документации о проведении запроса предложений Общество в составе своей заявки не представило документы, подтверждающие наличие материально-технических ресурсов, планируемых к использованию в ходе выполнения договора, а также документы, подтверждающие наличие у специалистов необходимых профессиональных и технических квалификационных данных, планируемых к задействованию в ходе выполнения договора.

Таким образом, решение закупочной комиссии об отказе Обществу в допуске к участию в запросе предложений в связи с непредоставлением в составе заявки документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, планируемых к использованию в ходе выполнения договора, а также документов, подтверждающих наличие у специалистов необходимых профессиональных и технических квалификационных данных, планируемых к задействованию в ходе выполнения договора, является обоснованным.

При этом, решение закупочной комиссии об отказе Обществу в допуске к участию в запросе предложений в связи с непредоставлением в составе заявки копии Свидетельства СРО, Комиссия считает необоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 3.6.2 Положения о закупке участник процедуры закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки; предоставлять по запросу заказчика нотариально заверенные документы, подтверждающие соответствие вышеизложенным требованиям.

При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

Если предметом закупки являются проектные, изыскательские, строительные или ремонтные работы и услуги, влияющие на безопасность объектов, то указанные требования не должны быть ниже установленных для таких случаев Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом установление таких требований заказчик осуществляет в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом  Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязательным и в то же время достаточным в установленных действующим градостроительным законодательством случаях требованием должно являться требование к представлению копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, с правом выполнения работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, право (и обязанность) установления требования о наличии у участника размещения заказа допуска к работам по организации строительства возникает только в том случае, если предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту (в данном конкретном случае) объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и которые включены в группу видов работ №№ 1 – 31 раздела 3. «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному строительству» Перечня.

Документация о проведении запроса предложений содержит требование о предоставлении копии Свидетельство СРО, изложенное следующим образом: «копия свидетельства о том, что участник является членом саморегулируемой организации по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений (СРО), с приложением  перечня разрешённых  видов деятельности, подтверждающих право на выполнение всего комплекса работ, включенных в состав ТЗ со сроком действия не менее срока выполнения работ».

Между тем, предусмотренные договором виды работ отсутствуют в Перечне, в связи с чем Организатор закупки не вправе был устанавливать требование о предоставлении участником закупки в составе своей заявки копии Свидетельства СРО, что является нарушением требований пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 3.6.2 Положения о закупке.

Таким образом, решение закупочной комиссии об отказе Обществу в допуске к участию в запросе предложений по данному основанию является неправомерным.

Вместе с тем, неправомерный отказ в допуске к участию в запросе предложений по указанному выше основанию не повлиял на результаты запроса предложений, так как у закупочной комиссии имелись иные (изложенные выше) основания для отказа Обществу в допуске к участию в запросе предложений; в связи с чем Комиссии приняла решение предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройсоюз» обоснованной (в части).

2. Признать Муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие «САХАРОВО» нарушившими требования пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 3.6.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Сахарово».

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны