Решение б/н Решение и Предписание по делу № 05-6/2-37-2017 от 5 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-37-2017

 

16 августа 2017 года                                                                                                                    г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия)

в присутствии представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее – Организатор торгов),

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Первая лифтовая компания» (далее – Общество),

 рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и проведя внеплановую проверку,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 07.08.2016 поступила жалоба Общества о нарушении Комиссией по проведению предварительного отбора при проведении открытого предварительного отбора подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706070018) порядка организации и проведения предварительного отбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, (далее – Порядок) в части признания заявки Общества не соответствующей требованиям документации о предварительном отборе.

Представитель Организатора торгов считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 182 Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утвержден вышеуказанный Порядок.

Согласно пункту 2 Порядка предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.   

08.06.2016 Организатором торгов на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru  размещены извещение № SBR037-1706070018 о проведении открытого предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области.

Предварительный отбор проводится в порядке, установленным Порядком.

Согласно подпунктам «о» и «п» пункта 23 Порядка при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора, в том числе требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности, требование о наличии у участника предварительного отбора опыта выполнения работ не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «а» - «д» пункта 8 Порядка.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 38 Порядка заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Порядка, в том числе:

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за отчетный период по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме или с приложением копии электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде, штатное расписание, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала (абзац 7);

- копии не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки. При этом в случае проведения предварительного отбора по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктами «а» - «д» пункта 8 Порядка, минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается заказчиком в документации о проведении предварительного отбора в соответствии с подпунктом «п» пункта 23 Порядка (абзац 8).

В пункте «л» пункта 4 раздела IV документации о проведении предварительного отбора установлено требование о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала для юридического лица и индивидуального предпринимателя:

№ п/п

Должность

Образование

Стаж работы по специальности

Кол-во

человек

Дополнительное профессиональное образование

1.

Руководитель организации,  сотрудники организации в области проектирования

 

Высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации

Не менее

5 лет

6

Не реже чем 1 раз в 5 лет с проведением аттестации

2.

Сотрудник организации в области сметного нормирования

 

 

1

Образование по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области сметного дела и ценообразования в строительстве

Согласно подпункту «л» пункта 4 раздела V документации о проведении предварительного отбора Организатором торгов установлено требование к участникам предварительного отбора о предоставлении в составе заявки на участие в предварительном отборе трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пунктом «л» Требований к участникам предварительного отбора.

В подпункте «м» пункта 4 раздела V документации о проведении предварительного отбора Организатором торгов установлено требование к участникам предварительного отбора о предоставлении в составе заявки на участие в предварительном отборе не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка Заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту (договору) должен составлять не менее 0,6 % указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона (в случае, если указанная в свидетельстве СРО стоимость более 60 000 000 (шестидесяти миллионов) рублей, но не превышает 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей).

Согласно пункту 26 Порядка при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций в случае:

а) несоответствия требованиям, установленным пунктом 23 Порядка;

б) непредставления документов, установленных пунктом 38 Порядка;

в) недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора.

В соответствии с пунктом 28 Порядка невключение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 26 Порядка, не допускается.

Согласно протоколу № 19 от 17.07.2017 комиссией по проведению предварительного отбора принято решение о несоответствии заявки Общества (порядковый номер заявки № 2) установленным требованиям, со следующим обоснованием: «Документы, представленные по пункту «л» раздела IV и подпункту «м» пункта 4  раздела V Документации о проведении предварительного отбора, не соответствуют требованиям».

Из материалов дела следует, что Общество в составе заявки представило 3 договора на выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, подрядчиком по которым указано ООО «УфаЛифт».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что содержащиеся в составе заявки Общества документов и сведения, в частности, информация об одном и том же ИНН, дают безусловные основания для вывода о наличии между ООО «УфаЛифт» и Обществом (ООО «Первая лифтовая компания») факта универсального правопреемства.

Таким образом, комиссией по проведению предварительного отбора решение о признании заявки Общества несоответствующей требованиям, установленным в документации о предварительном отборе, по данному указанному в протоколе основанию принято неправомерно, в отсутствие для этого законных оснований.

Вместе с тем, комиссией установлено, что Обществом в составе заявке не были представлены документы, предусмотренные пунктом «л» раздела IV и подпунктом «л» раздела V документацией о проведении предварительного отбора, а именно – отсутствуют сведения о наличии в штате у Общества сотрудника организации в области сметного нормирования, имеющего дополнительное образование по дополнительной программе повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области сметного дела и ценообразования в строительстве, а также подтверждение о проведении аттестации в отношении 6 сотрудников. В связи с чем, комиссия по проведению предварительного отбора правомерно признала заявку Общества в данной части несоответствующей требованиям.

На основании изложенного, жалоба Общества является обоснованной частично.

 

Кроме того, Комиссией установлено следующее.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 372-ФЗ) внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в частности, статьей 6 ФЗ № 372-ФЗ установлено, что с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом, согласно подпункту «а» пункта 23 Порядка при проведении предварительного отбора устанавливаются, в том числе, требование к участникам предварительного отбора о  наличие у участника такого отбора выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (далее - СРО), в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом в состав разрешенной деятельности должны входить, в том числе: монтаж лифтов, включая пусконаладочные работы, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части замены лифтов в многоквартирных домах.

Согласно извещению № SBR037-1706070018 о проведении открытого предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области, и документации о проведении предварительного отбора дата окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе – 03.07.2017, дата окончания рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе – 17.07.2017, при этом подпунктом «е» пункта 4 раздела V Документации о проведении предварительного отбора установлено, что в состав заявки на участие в аукционе включается «свидетельство о допуске к работам, перечень которых установлен нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, с указанием следующих видов разрешенной деятельности: монтаж лифтов, включая пусконаладочные работы», то есть, требования в документации установлены в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, в редакции, действующей как на момент объявления предварительного отбора, так и на момент принятия настоящего Решения.

Вместе с тем, ФЗ № 372-ФЗ, являющимся нормативным правовым актом большей юридической силы, чем утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Порядок, установлено, что с 01.07.2017 г., осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах Комиссия считает, что Организатору торгов при проведении спорного предварительного отбора надлежало устанавливать требования в соответствии с действующим градостроительным законодательством.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Следовательно, соответствие участников предварительного отбора требованиям действующего законодательства должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, а не копией выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, в связи с чем не может быть признано законным и правомерным отклонение заявки по причине не соответствия такого документа, как «выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам», действие которого утрачено с 01.07.2017, требованиям статьи 55.6 ГрК РФ, в редакции, действующей с 01.07.2017.

Вместе с тем, учитывая, что все участники предварительного отбора, в том числе те, чьи заявки признаны соответствующими требованиям документации о предварительном отборе, выдача предписания об отмене протоколов, сформированных в ходе проведения предварительного отбора, и повторном рассмотрении заявок, не будет отвечать целям предварительного отбора,  Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в документацию о проведении предварительного отбора.

 

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Первая лифтовая компания» обоснованной частично.
  2. Признать Комиссию по проведению предварительного отбора, созданную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области,  нарушившей требования пунктов 26 и 28 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.
  3. Выдать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, созданной им комиссии и оператору электронной площадки предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706070018).

           Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-6/2-37-2017

16 августа 2017 года                                                                                                                    г. Тверь

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия)

в присутствии представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО «Первая лифтовая компания»,

на основании решения от 16.08.2017 по делу № 05-6/2-37-2017 и статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

     ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В срок до 21.09.2017

1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и комиссии по проведению предварительного отбора отменить протоколы, составленные в ходе проведения предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706070018);

2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и комиссией по проведению предварительного отбора пункта 1 настоящего предписания;

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области:

-  внести изменения в документацию по проведению открытого предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706070018) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и с учетом принятого решения Комиссией Тверского УФАС России от 16.08.2017 по делу № 05-6/2-37-2017;

- продлить срок подачи заявок на участие в предварительном отборе в установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, порядке;

- поданные заявки на участие в предварительном отборе, в отношении которых принято решение об отказе во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций, вернуть участникам предварительного отбора, при этом уведомить о возможности повторной подачи заявок;

4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области пункта 3 настоящего предписания;

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, комиссии по проведению предварительного отбора и оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по предмету: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по замене лифтов на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706070018) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 28.09.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников закупок.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны