Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 05-6/2-41-2015 от 6 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-41-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 29 июля 2015 года                                                  г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 03 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в присутствии представителей:

- Управления муниципального заказа администрации города Твери (далее – Организатор торгов)

- Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери (далее – Уполномоченный орган):

- ООО «ТВЕРЬАВТОТРАНС» (далее - Общество):

- ООО «Камелот»:

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении конкурса на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок в городе Твери № 24 «ТЦ Метро – ул. 1-я за Линией» (извещение от 19.03.2015 № 288-адм/1) нарушен порядок организации и проведения торгов в части оценки заявки ООО «Камелот» по критерию оценки - «доступность транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, для граждан, относящихся к маломобильным группам населения».

Представители Организатора торгов и Уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно части 3.4 пункта 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.12.2014 № 479, договор заключается на конкурсной основе на срок пять лет. Порядок проведения конкурса на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, критерии конкурсного отбора, форма договора определяются постановлением администрации города Твери.

Порядок проведения конкурса на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городе Твери утвержден постановлением администрации города Твери от 13.03.2015 № 288 (далее – Постановление, Порядок).

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.

На момент рассмотрения жалобы договор Уполномоченным органом не заключен.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

19.03.2015 на официальном сайте администрации города Твери www.tver.ru размещено извещение № 288-адм/1 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок в городе Твери № 24 «ТЦ Метро – ул. 1-я за Линией» с количеством автобусов - 28 и категорией транспортного средства  М2.

Согласно пункту 1.3 Порядка под конкурсом понимается открытый конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их объединений в форме простого товарищества для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования город Тверь (далее - Конкурс).

Разделами 9 и 10 Порядка установлены Критерии конкурсного отбора на право заключения Договора и Методика оценки конкурсных заявок.

Определение лучших условий исполнения Договора и Победителя Конкурса осуществляется путем оценки и сопоставления условий, предложенных в конкурсных заявках участников Конкурса в соответствии с критериями и в порядке, установленными в Информационной карте Конкурса и в приложении № 5 к  конкурсной документации (пункт 11.1 документации).

Согласно Порядку (пункт 10.4) и конкурсной документации (Приложение № 5 к конкурсной документации) одним из критериев оценки на право заключения  договора является критерий «доступность транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, для граждан, относящихся к маломобильным группам населения», который оценивается следующим образом:

- наличие транспортного средства с низким расположением пола, оборудованного откидным мостом для заезда в салон инвалидной коляски или электрогидроподъемником с пультом управления для подъема инвалидной коляски и наличие в салоне транспортного средства особой площадки для размещения инвалидной коляски - 20 баллов;

- наличие транспортного средства с низким расположением пола - 10 баллов;

- отсутствие вышеперечисленных требований - 0 баллов.

Для определения количества баллов по данному критерию городская конкурсная комиссия рассматривает показатели по каждому транспортному средству, проставляет по ним баллы, сумму баллов делит на количество заявленных претендентом транспортных средств и выводит средний балл.

Для подтверждения наличия у претендента транспортных средств, адаптированных для перевозки граждан, относящихся к маломобильным группам населения, претендент в составе конкурсной заявки представляет паспорт указанного транспортного средства с соответствующими отметками или иной документ, выданный заводом - изготовителем транспортного средства, подтверждающий возможность перевозки граждан, относящихся к маломобильным группам населения (низкое расположение пола, откидной мост для заезда в салон инвалидной коляски, наличие в салоне транспортного средства особой площадки для размещения инвалидной коляски).

Пункт 8.5 Порядка дает следующее понятие транспортного средства с низким расположением пола - это транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

Согласно Перечню объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», являющемуся приложением № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), объектами технического регулирования являются, в том числе:

автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.;

категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

Согласно Единообразным предписаниям, касающимся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции, утвержденным постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 № 125-ст, транспортное средство с низким расположением пола: транспортное средство, в котором по меньшей мере 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров (или его передняя секция - в случае сочлененных транспортных средств), образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности (прим.: данный стандарт распространяется на одноэтажные транспортные средства - одиночные и сочлененные - сконструированные и изготовленные для перевозки пассажиров, вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, помимо водителя, и имеющие общую ширину свыше 2,3 м).

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 08.06.2015 № 288/1-1 на участие в конкурсе заявки подали 3 претендента: ООО «Камелот», ООО «Прогресс» и Общество.

Согласно протоколу допуска к осмотру транспортных средств от 16.06.2015 № 288/1-2 ООО «Камелот» и Общество допущены к участию в конкурсе.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 16.07.2015 (дата подписания, размещение  на сайте – 17.07.2015) победителем признано ООО «Камелот» с  итоговой суммой баллов 83, Обществу присвоено по результатам оценки и сопоставления заявок 82.12 баллов. При этом по критерию «доступность транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, для граждан, относящихся к маломобильным группам населения» ООО «Камелот» присвоено 1,25 баллов, Обществу – 3,87 баллов.

Общество в своей жалобе указало, что комиссией неправомерно оценены в 20 баллов представленные ООО «Камелот» два автомобиля  с государственными номера Н 608 00 152 и Н 609 00 152, поскольку они оборудованы специальным заездом в салон инвалидной коляски (аппарель), при том, что ни Порядком, ни конкурсной документацией не предусмотрена оценка транспортного средства с таким оборудованием. При этом Общество пояснило, что ни у ООО «Камелот», ни у самого Общества нет транспортных средств с низким расположением пола, указывая также на отсутствие в принципе транспортных средств категории М2 с низким расположением пола.

Представитель ООО «Камелот» также подтвердил, что у ООО «Камелот», также как и у Заявителя, нет транспортных средств категории М2 с низким расположением пола.

Буквальное содержание приведенных выше положений: пункта 10.4 Порядка и приложения № 5 к конкурсной документации, свидетельствует о том, что оценке в 20 и 10 баллов подлежат транспортные средства только с низким расположением пола.

В этой связи обоснованными являются доводы Общества о том, что конкурсной комиссией неправомерно присвоено указанным выше автомобилям ООО «Камелот» по 20 баллов, но по иным – не указанным в жалобе Общества, основаниям – в связи с тем, что у данных автомобилей отсутствует низкое расположение пола. При этом Комиссия приходит к выводу о том, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для присвоения 20 баллов и остальным представленным как самим Обществом, так и ООО «Камелот» транспортным средствам, поскольку они также не являются транспортными средствами с низким полом.

Комиссия критично относится к доводам Организатора торгов и Уполномоченного органа о том, что поскольку транспортные средства категории М2 конструктивно не могут иметь низкое расположение пола, конкурсная комиссия приняла решение максимально оценить транспортные средства, хоть и не имеющие низкое расположение пола, но которые – согласно представленным претендентами документам, приспособлены для перевозки маломобильных групп населения, так как это только подтверждает факт оценки конкурсной комиссией транспортных средств с нарушением установленного Порядком и конкурсной документацией такого порядка оценки, о том, что конкурсная комиссия для оценки конкурсных заявок применила не предусмотренные конкурсной документацией показатели. Комиссия также отмечает, что и форма конкурсного предложения не предусматривала указания сведений об оборудовании транспортного средства специальным заездом в салон инвалидной коляски (аппарель).

Следовательно, Организатор конкурса и созданная им конкурсная  комиссии  нарушили установленный Порядком и конкурсной документацией порядок организации и проведение конкурса в части оценки заявок участников.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения в связи с тем, что оно не повлияло на выбор победителя конкурса.

 

В то же время Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно приказу Росстата от 19.08.2014 № 527 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта» под транспортом для маломобильных групп населения следует понимать:

а) низкопольные транспортные средства,

б) а также транспортные средства, оснащенные устройствами для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.

Иных нормативных правовых актов, содержащих определение понятия «транспорт для маломобильных групп населения» (иного словосочетания, соответствующего по своему смыслу данному), Комиссия не установила, в связи с чем считает возможным и необходимым использовать вышеприведенное понятие.

Между тем, содержание показателей критерия «доступность транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, для граждан, относящихся к маломобильным группам населения», установленный как Порядком, так и воспроизведенный в конкурсной документации, свидетельствует о том, что в данном случае исключается возможность оценки транспортных средств, оснащенных устройствами для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.

Учитывая, что (на что указывает в своих пояснениях Организатор торгов, а также представители Заявителя) транспортные средства категории М2 по своей конструкции не могут быть отнесены к низкопольным транспортным средствам, фактически Организатор конкурса и Уполномоченный орган исключили возможность оценки транспортных средств в рамках обжалуемого конкурса, предназначенных для маломобильных групп населения.

Вместе с тем оценка подобного некорректного установления порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию «доступность транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, для граждан, относящихся к маломобильным группам населения», равно как действий Организатора торгов/ Уполномоченного органа по разъяснению положений конкурсной документации, возможно, повлекших за собой дополнительные траты претендентов в связи с переоборудованием транспортных средств не входит в полномочия антимонопольного органа, такие действия не нарушают антимонопольное законодательство.

 

В связи с изложенным и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТВЕРЬАВТОТРАНС» обоснованной.

            2. Признать Управление муниципального заказа администрации города Твери и созданную им конкурсную комиссию нарушившими порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршруту регулярных перевозок в городе Твери №24 «ТЦ Метро – ул. 1-я за Линией» (извещение от 19.03.2015 № 288-адм/1)

            3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку они не повлияли на выбор победителя конкурса.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны