Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/2-7-20... от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-7-2016

 

Резолютивная часть решения оглашена: 01 марта  2016 года                                           г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено: 04 марта  2016 года

 

Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»  в составе:

председатель Комиссии: Красюкова Л.К.- заместитель руководителя управления –начальник отдела контроля закупок,

члены Комиссии:

- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

- Изотов К.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия «Сахарово» (далее – Организатор закупки): ***

 - ООО «Империал» (далее – Общество): ***

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 18.02.2016 поступила жалоба  Общества, полагающего, что Организатором торгов при проведении  открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту в помещении административно-хозяйственного здания котельной «Южная»  (извещение № 31603247288 от 27.01.2016) (далее – закупка) нарушен  порядок определения победителя закупки.

Представитель Общества указал, что при вскрытии конвертов с заявками закупочной Комиссией было оглашено, что ООО «Стройсоюз» по критерию  «увеличение срока предоставления гарантии качества  выполненных работ» предложил 1 год, в то время как Общество предложило 40 месяцев, в связи с чем представитель Общества полагает, что Организатором закупки были неверно произведены расчеты по данному критерию.

Представители организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы договор заказчиком заключен.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба Обществом направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Общество соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов. При этом вышеуказанные положения Закона указывают на необходимость рассмотрения доводов жалобы как о действиях аукционной комиссии, так и организатора закупки.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.   

 

  1. 27.01.2016 организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение № 31603247288 о проведении открытого запроса предложений и документация о закупке (далее – Закупочная документация), согласно которым предметом договора  является выполнение работ по ремонту в помещении административно-хозяйственного здания котельной «Южная»; начальная (максимальная) цена договора составляет  616 519, 41 рублей.

Заказчик  осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Статья 17 Закона устанавливает  антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. При этом данный перечень запретов не является исчерпывающим.

Согласно части 5 статьи 17 Закона положения части 1 статьи 17 Закона распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 части 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

 

 

Исполнительным директором МУП «Сахарово» *** 11.03.2015 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «Сахарово» (далее – Положение о закупке) и размещено на официальном сайте.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.

В соответствии с  пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Раздел 10 Положения о закупке устанавливает особенности процедур запроса предложений.

Согласно подпунктам 12 и 13 пункта 10.1 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 2 Закупочной документации установлен перечень документов, требуемых от участников, в  том числе предложение на выполнение работ (подпункт 15 пункта 2) (приложение № 4);

Согласно пункту 5 Закупочной документации в рамках оценочной стадии Закупочная комиссия по запросу предложений оценивает и сопоставляет заявки на участие в процедуре закупки, проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Расчетом рейтинга участника процедуры закупки (приложение №10).

В Приложении № 10 к Закупочной документации установлены следующие шесть  критериев оценки (выбора участника) и их значимость, по которым осуществляется расчет рейтинга участника закупки:

1)         снижение предельной стоимости договора; коэффициент значимости - 0,3;

2)         отрицательный опыт работ с МУП «Сахарово» (отсутствие); коэффициент значимости - 0,2;

3)         увеличение срока предоставления гарантии качества выполненных работ; коэффициент значимости - 0,1;

4)         снижение срока выполнения работ; коэффициент значимости - 0,1;

5)         увеличение периода оплаты выполненных работ; коэффициент значимости - 0,1;

6)         изменение в лучшую сторону условий, указанных в техническом задании; коэффициент значимости - 0,2;

Приложением № 4  к Закупочной документации установлена форма предложения на выполнение работ.

 Форма предложения состоит из двух таблиц. В таблице 1 участник указывает  расчет стоимости выполнения работ.

В таблице 2 - прочие коммерческие  условия выполнения работ, в том числе:  условия оплаты; сроки  выполнения работ, гарантии, в том числе гарантийный срок на выполненные работы по ремонту в помещении административно-хозяйственного здания котельной «Южная» устанавливается  не менее ___ лет, с момента ввода в эксплуатацию; прочие условия согласно техническому заданию.

 Таким образом, в предложении участника по указанной в Приложении № 4 к закупочной документации форме, должны содержаться предложения участника применительно к критериям оценки, указанным в Приложении 10, и в соответствии с которыми будет рассчитываться рейтинг участника, с учетом коэффициента значимости.

Как указано выше, в соответствии с требованиями  подпункта 13 пункта 10.1 Положения о закупке  помимо критериев оценки  заявок должен быть установлен порядок оценки и сопоставления заявок.

Вместе с тем, в Закупочной документации такой порядок оценки и сопоставления заявок  по каждому критерию отсутствует.

Представители организатора торгов сообщили, что при вскрытии конвертов с заявками были оглашены условия, предложенные участниками в заявках, в том числе  сроки гарантии качества выполненных  работ в отношении каждого участника. Так же пояснили, что оценка проводится в соответствии с Бальной методикой оценки и сопоставления заявок участников закупок для нужд предприятия, утвержденной приказом №168/1П от 22.10.2014 (далее – Методика оценки),  которая содержит формулы расчета рейтинга по каждому критерию, оценки, однако данная методика оценки является внутренним документом Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия «Сахарово» и не размещается на официальном сайте.

При этом, порядок оценки и сопоставления предложений участников по всем критериям  в документации также  отсутствует.

Комиссия полагает, что отсутствие в Закупочной документации порядка оценки  и сопоставления предложений участников  по всем критериям  оценки, который должен быть  определен и заранее известен потенциальным участникам каким образом  будут оцениваться членами комиссии, препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений, и, как следствие, соблюдение основной цели проведения закупки – выявлению  действительно лучших предложений по выполнению работ, являющихся предметом закупки.

Таким образом, отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок по установленным критериям оценки не позволяет каким-либо образом оценивать объективность решения конкурсной комиссии, создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя запроса предложений  и ограничения  конкуренции  при проведении запроса предложений на выполнение работ по ремонту в помещении административно-хозяйственного здания котельной «Южная».

Следовательно, Организатором торгов нарушены требования  пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках,  подпункта 13 пункта 10.1 Положения о закупке, части 1 статьи  17 Закона.

 

2. В соответствии с пунктом 10.12 Положения о закупке в ходе публичного вскрытия поступивших на запрос предложений конвертов председатель или любой из членов закупочной комиссии, исходя из представленных в предложении документов, оглашает следующую информацию:

-           содержимое конверта (предложение, ее изменение, отзыв, иное);

-           наименование, юридический и фактический адрес участника запроса предложений;

-           краткое описание предложенной в заявке продукции и цену предложения (или иное указание на общую стоимость предложения участника запроса предложений), если цена предусмотрена;

-           для конвертов с изменениями и отзывами предложений — существование изменений или факт отзыва предложения.

Согласно пункту 10.16 Положения о закупке по результатам процедуры вскрытия конвертов с предложениями  закупочная комиссия составляет соответствующий протокол, который должен содержать следующие сведения:

-           поименный состав присутствующих на процедуре вскрытия;

-           общее количество поступивших предложений и перечень участников запроса предложений, представивших предложения, вместе с их адресами;

-           информация, которая была оглашена в ходе процедуры;

-           перечень опоздавших предложений (или опоздавших изменений, замены предложений), отклоненных в силу данного обстоятельства.

 

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 10.12 Положения о закупке при вскрытии конвертов оглашаются предложения участников, которые должны быть по каждому критерию оценки, указанному  в Приложении № 10 и в Приложении № 4 к Закупочной документации, в частности по шести критериям, указанным в Закупочной документации (Приложение № 10); данные предложения должны быть занесены  в протокол согласно требованиям пункта 10.16 Положения о закупке.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов от 11.02.2016 № 4 для участия в закупке заявки подали 3 участника: ООО «Стройсоюз», ООО «Империал», ***

В протоколе в отношении каждого участника указаны  подлежащие оценке следующие предложения: сумма договора, срок выполнения работ, условия оплаты. 

Однако, в нарушение требований пункта 10.16 Положения о закупке в протоколе не отражены предложения участников по трем критериям оценки из шести установленных в Приложении № 10 к Закупочной документации: отрицательный опыт работ с МУП «Сахарово» (отсутствие) (2), увеличение срока предоставления гарантии качества выполненных работ (3), изменение в лучшую сторону условий, указанных в Техническом задании (6).

Таким  образом, закупочной комиссией нарушены требования  пунктов 10.12 и 10.16 Положения о закупке.

 

Закупочной комиссией оценка предложений участников была проведена по всем шести критериям и в порядке, не установленном Закупочной документацией, в частности.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по определению победителя закупки от 17.02.2016 № 7 победитель определяется  из расчета  высшего рейтинга  участников закупки; по итогам закупки победителем признано ООО «Стройсоюз» на следующих условиях:

Сумма договора составляет: 508 474, 58 руб. без НДС, 600 000, 00 руб. с учетом НДС, НДС 18% 91 525, 42 руб.

Срок: 25 календарных дней (к./д.) с момента подписания договора.

Условия оплаты: в срок, не позднее 45 к./д. с даты подписания акта формы КС-2 и после  получения справки формы КС -3 путем перечисления денежных средств на расчетный счет.

Второе место – ООО «ИМПЕРИАЛ» со следующим предложением:

Сумма договора составляет: 573 360, 00 рублей без учета НДС, упрощенная система налогообложения (УСН).

Срок: 29 рабочих дней.

Условия оплаты: в срок не позднее 45 с даты подписания акта формы КС-2 и после  получения справки формы КС -3.

Согласно представленному на заседание Комиссии  представителями Организатора торгов,  в виде таблицы, Расчету рейтинга участников закупки (далее – Расчет) по критериям оценки «отрицательный опыт работ с МУП «Сахарово» и «изменение в лучшую сторону условий, указанных в Техническом задании» оценены одинаково «0» и «1» балл соответственно.

В Расчете приведены формулы для расчета каждого критерия. Критерий «увеличение срока предоставления гарантии выполнения работ» рассчитывается по следующей формуле:

 

Rci=((Ci-Cmin)/(Cmin*2))*100 где,

 

Cmin – min срок предоставления гарантии указанный в документации (в течении всего срока указанного в паспорте)

Ci – срок предоставления гарантии i-го участника, если Ci больше Cmin в 2 раза, Rci = 100 баллов.

Таким образом,  в протоколе оценки содержатся сведения об оценке  только по трем критериям, вместо установленных закупочной комиссией шести критериев, что свидетельствует о применении закупочной комиссией порядка оценки не установленного в закупочной документации.

 

3. Согласно пункту 10.26 Положения о закупке и пункту 5 Закупочной документации в срок не более 10 (десяти) календарных дней с момента публикации сведений о результатах закупки на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) договор должен быть подписан на условиях  запроса предложений и с учетом заявки на участие в процедуре закупки победителя.

Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи  1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Таким образом, Положение Закупочной документации и Положение о закупке в части сроков заключения договора по результатам закупки не соответствует требованиям части 4 статьи 18.1 Закона.

Данная позиция подтверждается Определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации  № 309-КГ15-14384 от 02.02.2016 по делу № А60-28335/2014, которая полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

 

 

 

Вместе с тем, учитывая, что по результатам закупки заключен договор, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

           

Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ИМПЕРИАЛ» обоснованной.
  2. Признать организатора торгов - Муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие «Сахарово»,  нарушившим требования пункта 10 части 4 Федерального закона от 18.07. 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 13 пункта 10.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Сахарово», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части отсутствия в  документации о закупке (извещение № 31603247288 от 27.01.2016) порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
  3. Признать организатора торгов - Муниципальное унитарное многоотраслевое жилищно-коммунальное предприятие «Сахарово», нарушившим требования части 4 статьи 18.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления срока заключения договора.
  4. Признать Закупочную комиссию нарушившей требования пунктов 10.12 и 10.16 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Сахарово».
  5. Учитывая факт заключения договора Муниципальным унитарным многоотраслевым  жилищно-коммунальным предприятием «Сахарово» предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны