Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-6/2-7-2017 от 20 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-7-2017

13 марта 2017                                                                                                                              г. Тверь

Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе:

председатель Комиссии:

члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- ООО «Калининская АЭС-Сервис» (далее – Организатор закупки):

- ООО «ТехноОйл» (далее - Общество):

- ООО «Навигатор»:

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 17.02.2017 поступила жалоба  Общества, полагающего, что Организатором закупки при проведении открытого запроса цен в электронной форме право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей  (извещение от 27.01.2017 № 31704710908), нарушен порядок организации и проведения открытого запроса цен в электронной форме. Такими нарушениями Общество считает отказ Организатора торгов в допуске представителям Общества в присутствии при процедуре рассмотрения заявок, поданных на участие в  открытом запросе цен в электронной форме и неправомерный выбор победителя  открытого запроса цен в электронной форме, так как в составе заявки ООО «Навигатор» указал недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре.

Представитель Организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

На дату рассмотрения жалобы договор заказчиком не заключен.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба Заявителем направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Заявитель соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов. При этом вышеуказанные положения Закона указывают на необходимость рассмотрения доводов жалобы как о действиях аукционной комиссии, так и организатора закупки.

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.   

27.01.2017 Организатором закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение № 31704710908 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей и документация о закупке (далее – Закупочная документация); начальная (максимальная) цена договора составляет  6 208 584,07 руб.

Организатор закупки осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 части 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 утвержден единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупке, Стандарт); указанное Положение размещено на официальном сайте.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно 19.2.1 Положения извещение о проведении запроса предложений размещается его организатором на официальном сайте не менее чем за 10 дней до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений, при этом указанный срок может быть уменьшен, но только по решению ЦЗК.

В соответствии с подпунктами «л» и «м» пунктом 19.2.2 Положения в извещении о проведении запроса предложений должны быть указаны, как минимум, следующие сведения: сведения о месте, дате и времени проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений; сведения о дате и месте проведения отборочной стадии и подведения итогов запроса предложений.

Во исполнение требований  Положения в извещении о проведении запроса предложений указаны: дата и время рассмотрения заявок - 16.02.2017; место рассмотрения заявок - 171841, Тверская область, г.Удомля, ул.Тверская, д.7, кабинет генерального директора 203; Дата и время подведения итогов -             21.02.2017.

Согласно подпункту 5.12 и 5.13 приложения 12 к Положению если участник закупки намерен направить своего представителя к организатору к моменту открытия доступа к заявкам (вскрытия конвертов с заявками в бумажной форме), такой участник должен не позднее чем за 1 (один) день до истечения срока подачи заявок направить организатору заявку на оформление пропуска с указанием. Присутствующие на заседании комиссии при открытии доступа к заявкам (вскрытии конвертов с заявками в бумажной форме) представители участников закупки регистрируются в Журнале регистрации представителей участников закупки.

Таким образом, представители участника закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками, а не на процедуре рассмотрения заявок участников закупки.

Следовательно, в данной части жалоба Общества является необоснованной. 

2. Согласно пункту 19.3.1 Положения     документация по запросу предложений является приложением к извещению, дополняет, уточняет и разъясняет его. Сведения, содержащиеся в документации по запросу предложений, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении (подраздел 19.2).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19.3.3.1 документация по запросу предложений должна содержать, в том числе требования к качеству, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и техническим характеристикам продукции, требования к безопасности продукции и иные показатели, связанные с определением соответствия продукции потребностям заказчика.

Техническое задание документации открытого запроса цен в электронной форме содержит 45 наименований требуемых к поставке товаров, со следующими характеристиками (по спорным позициям):

№ п/п

Вязкость масла, тип двигателя, вид смазки,

Характеристики (класс качества масла (не менее), одобрение заводов-производителей, ГОСТ, ТУ и пр.)

 

 

Ед. измерения

Предпо- лагаемый объём

Приме-чание

1

Масло моторное универсальное

15w40 API CG-4 /SJ

MB 228.3, DQC II 05 (DEUTZ),

MAN 3275,

Volvo VDS,

ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ

Литр

200

Канистра 15-25л

2

Масло моторное универсальное

15w40 API CG-4 /SJ

MB 228.3, DQC II 05 (DEUTZ),

MAN 3275,

Volvo VDS,

ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ

Литр

1000

Бочка 180-216л

3

Масло моторное универсальное

10w40  API CG-4 /SJ

MB 228.3,

DQC II 05 (DEUTZ),

MAN 3275, Volvo VDS,

ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ

Литр

 

1000

Канистра 15-25л

4

Масло моторное универсальное

10w40  API CG-4 /SJ

MB 228.3,

DQC II 05 (DEUTZ),

MAN 3275, Volvo VDS,

ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ

Литр

 

3000

Бочка 180-216л

17

Масло трансмиссионное

80w90 API GL-5, ZF TE ML 21A

MAN 342N,

DC 235.0,

Volvo 97310,

DAF, Renault

Литр

1600

Канистра 15-25 л

Согласно протоколу открытия доступа к заявкам от 06.02.2017 № 2027679/1 на участие в запросе цен заявки подали 3 участника закупки, в том числе Общество и ООО «Навигатор».

В соответствии с протоколом заседания закупочной  комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу цен Общество и ООО «Навигатор» допущены к участию в запросе цен; победителем запроса цен признанно ООО «Навигатор», с предложение по цене 3 866 750, 50 рублей.

Согласно пунктам 8.3 и 8.4 приложения 12 к Положению по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям:

а)         несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;

б)         несоответствие участника закупки требованиям документации;

в)         несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации;

г)         несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;

д)         несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, в том числе:

-           наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;

-           наличие предложения, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;

е)         несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте д) пункта 8.2 настоящего порядка.

Отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 8.3, не допускается.

Из анализа представленных на заседание Комиссии заявок Общества и ООО «Навигатор» следует, что ООО «Навигатор» предложило к поставке смазочные материалы и технические жидкости по спорным позициям производства ООО «Газпромнефть-смазочные материалы», при этом указанные в заявке характеристики предлагаемых к поставке товаров полностью соответствуют требованиям технического задания документации открытого запроса цен в электронной форме.

Таким образом, решение закупочной комиссии о допуске ООО «Навигатор» к участию в закупке принято в соответствии с требованиями Положения.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

В техническом задании документации открытого запроса цен в электронной форме в качестве характеристик, требуемых к поставке товаров, указаны одобрения заводов изготовителей (например: MAN 3275,Volvo VDS, ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ).

Согласно пояснениям представителей Общества и ООО «Навигатор» данные одобрения получаются производителями смазочных материалов и технических жидкостей от производителей автотранспортных средств после прохождения платных испытаний, по добровольной инициативе  производителей смазочных материалов и технических жидкостей. Действующее законодательство не содержит требований, обязывающих производителей  смазочных материалов и технических жидкостей получать подобные одобрения. Кроме того, в паспорте качества на смазочные материалы и технические жидкости полученные одобрения от производителей автотранспортных средств не указываются.

Таким образом, одобрения смазочных материалов и технических жидкостей, полученные от производителей автотранспортных средств, не являются технической характеристикой предусмотренной техническими регламентами или национальной системой стандартизации, при этом документация открытого запроса цен в электронной форме не содержит обоснования установления такой характеристики, что само по себе является нарушением требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также, письменные пояснения по факту установления подобных характеристик в техническом задании документации открытого запроса цен в электронной форме, представленное Заказчиком на заседании Комиссии, свидетельствуют о том, что Заказчик не обладает такими транспортными средствами, на которые требует наличие одобрений от производителей автотранспортных средств. Например, по пунктам 1-4 Технического задания документации открытого запроса цен в электронной форме требовалось одобрение производителей транспортных средств MB 228.3, DQC II 05 (DEUTZ), MAN 3275, Volvo VDS, ЯМЗ-4-02, КамАЗ, ЛИАЗ, вместе с тем данное моторное масло предполагается использовать Заказчиком на автомобилях МАЗ, КамАЗ, ГАЗ, ЛИАЗ.

Таким образом, факт установления Заказчиком одобрений заводов-производителей в качестве характеристик требуемых к поставке товаров нарушает требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и вводит участников закупки в заблуждения относительно действительных потребностей Заказчика.

            Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТехноОйл» необоснованной.

2. Признать ООО «Калининская АЭС-Сервис» нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «Калининская АЭС-Сервис» и закупочной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей  (извещение от 27.01.2017 № 31704710908).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.  

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-6/2-7-2017

13 марта 2017 года                                                                                                        г. Тверь

Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе:

председатель Комиссии:

члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- ООО «Калининская АЭС-Сервис» (далее – Организатор закупки):

- ООО «ТехноОйл» (далее - Общество):

- ООО «Навигатор»:

на основании решения от 13.06.2017 по делу № 05-6/2-7-2017, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.12.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. в срок до 05.04.2017:

1.1. ООО «Калининская АЭС-Сервис» и закупочная комиссия отменить протоколы, сформированные в ходе проведения открытого запроса цен в электронной форме право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей  (извещение от 27.01.2017 № 31704710908);

1.2. ООО «Калининская АЭС-Сервис» внести изменения в документацию об открытом запросе цен в электронной форме право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей  (извещение от 27.01.2017 № 31704710908), с учетом  принятого Комиссией Тверского УФАС России решения от 13.06.2017 по делу № 05-6/2-7-2017;

1.3. ООО «Калининская АЭС-Сервис» продлить срок подачи заявок на участие в открытом запросе цен в электронной форме право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей  (извещение от 27.01.2017 № 31704710908) в установленном единым отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» порядке.

2. Организатору торгов ООО «Калининская АЭС-Сервис» в срок до 07.04.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности,  предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны