Решение б/н решение по делу № 05-6/2-77-2015 от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-77-2015

                                              

25 ноября 2015 года                                                                                                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- ООО «Каппа-трейдинг» (далее – Организатор торгов):

- Белкина А.П. (далее - Заявитель):

в отсутствие надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - ТУ Росимущества в Тверской области),

рассмотрев жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 16.11.2015 поступила жалоба Заявителя, полагающего, что при проведении открытого аукциона по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод», (извещение на сайте http://www.torgi.gov.ru от 02.10.2015 № 021015/7538694/01, лот №1) нарушены порядок организации и проведения торгов в части отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе по причине непредоставления им в составе заявки нотариально заверенной копии свидетельства о присвоении ИНН.

Организатор торгов считает доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, представив письменное пояснение по существу жалобы.

На момент рассмотрения жалобы договор не заключен.

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы сторон, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Жалоба Заявителя подана с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона, и рассматривается в соответствии со статьей 18.1 Закона.

Частью 17 статьи 18.1 Закона предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Основанием для проведения торгов явилось постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришина П.В. о передаче арестованного имущества на торги от 22.06.2015г.

Между ТУ Росимущества в Тверской области и ООО «Каппа-трейдинг» заключен государственный контракт от 30.12.2014 № 43-02/2014, согласно которому ООО «Каппа-трейдинг» обязано осуществлять реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество от имени ТУ Росимущества в Тверской области, в том числе организовывать и проводить торги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, распоряжениями ТУ Росимущества в Тверской области и другими нормативными документами.

 

02.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Организатором торгов размещено извещение № 021015/7538694/01, лот № 1, о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод».

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Общие требования к организации и порядку проведения торгов установлены также ГК РФ, в частности, статьей 448 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Таким образом, установленный федеральным законодательством порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства устанавливает единственное требование к участнику торгов – требование о перечислении задатка.

Согласно пункту 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК РФ, применяются к публичным торгам, если иное не установлено ГК РФ и процессуальным законодательством.

Таким образом, отношения, которые возникают в ходе публичных торгов, носят публично-правовой характер, который исключает для организатора торгов, созданной им комиссии возможность действовать по собственному усмотрению, исходя из гражданско-правового принципа «можно все, что прямо не запрещено».

Извещения о проведении аукционов содержит следующие сведения: «Для участия в аукционе заинтересованным лицам необходимо представить организатору торгов заявку по утвержденной продавцом форме с приложением следующих до­кументов: платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты предмета торгов; доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, если заявка подается представителем претендента, оформленная в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством; опись представленных документов в двух экземплярах (с проставлением печати для юридических лиц); для физических лиц нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); нотариально заверенную копию свидетельства о присвоении ИНН (в случае наличия); совершенное в установленной законом форме согласие третьих лиц, если это требуется для совершения сделки претендентом, банковские реквизиты для возврата задатков; претенденты – юридические лица представляют: нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации юридического лица; надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента; письменное решение соответствующего органа управления претендента, разрешающее приобретение предмета торгов, если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента, выписку из ЕГРЮЛ (нотариально заверенную копию), выданную не ранее, чем за 30 дней до подачи заявки».

Согласно протоколу окончания приема заявок от 05.11.2015 по лоту № 1 на участие в аукционе поданы 3 заявки; Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе.

Из представленных пояснений Организатора торгов следует, что Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона, так как в составе заявки, поданной Заявителем, не представлена нотариально заверенная копия свидетельства о присвоении ИНН.

Из анализа заявки Заявителя, представленной на заседание Комиссии Тверского УФАС России, следует, что в составе заявки отсутствует копия свидетельства о присвоении ИНН.

Императивные требования ГК РФ указывают на то, что в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, которое внесет задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении публичных торгов.

Следовательно, такое лицо (претендент) должно быть допущено к публичных торгам без дополнительных условий, что соответствует принципу открытости и прозрачности проведения публичных торгов по реализации арестованного имущества.

Из представленных на заседание Комиссии Тверского УФАС документов следует, что Заявитель заполнил заявку, которая содержит, в том числе, паспортные данные Заявителя, которые подтверждены нотариально заверенной копией паспорта гражданина Российской Федерации, а также оплатил задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении публичных торгов, что не отрицается организатором торгов. Кроме того, к заявке приложены документ с указанием банковских реквизитов для возврата задатка, при этом в данном платежном документе указано, что ИНН получателя указывается в случае его наличия.

Таким образом, организатор торгов установил не предусмотренные действующим законодательством требования к участникам торгов и к содержанию подаваемой ими заявки, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя и не допустила его к участию в торгах, что нарушает порядок организации и проведения публичных торгов, установленный статьей 57 Закона об ипотеке и статьей 448 ГК РФ.

К довода Организатора торгов о том, что требование о предоставлении претендентом в составе заявки нотариально заверенной копии свидетельства о присвоении ИНН обусловлено положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ № 115-ФЗ) и Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», Комиссия относится критично в силу следующего.

Так, ФЗ № 115-ФЗ действительно в определенных им случаях устанавливает обязанность организаций, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливать в отношении физического лица идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а также в установленных случаях предоставлять такие сведения в уполномоченный орган. Вместе с тем, данный Закон не регулирует отношения, возникающие в ходе проведения торгов, в том числе, не устанавливает требования к участникам торгов, к объему предоставляемых ими документов и сведений; следовательно, сама по себе обязанность таких организаций устанавливать такие сведения (и только в отношении лица, с которым – применительно к спорному случаю, будет заключаться договор, а не в отношении любого претендента) не предоставляет права устанавливать спорные требования к претендентам и подаваемым ими заявкам; применительно к спорному случаю требование об установлении в отношении физического лица идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) может и должно быть восполнено, к примеру, на этапе заключения договора по результатам торгов.

Кроме того, с учетом предмета торгов – реализация движимого имущества, сомнительны обязанность исполнения требований ФЗ № 115-ФЗ.

Таким образом, жалоба Белкина А.П. является обоснованной, Организатор торгов и аукционная комиссия, отказав Заявителю в допуске к участию в торгах, нарушили порядок организации и проведения торгов.

 

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Белкина А.П. обоснованной.

2. Признать ООО «Каппа-трейдинг» и созданную им аукционную комиссию нарушившими порядок организации и проведения торгов по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (извещение на сайте http://www.torgi.gov.ru от 02.10.2015 № 021015/7538694/01, лот № 1).

3. Выдать ООО «Каппа-трейдинг» и созданной им аукционной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (извещение на сайте http://www.torgi.gov.ru от 02.10.2015 № 021015/7538694/01, лот № 1).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-6/2-77-2015

25 ноября 2015 года                                                                                                                                 г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:

члены Комиссии:

в присутствии представителей:

- ООО «Каппа-трейдинг» (далее – Организатор торгов):

- Белкина А.П. (далее - Заявитель):

в отсутствие надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - ТУ Росимущества в Тверской области),

на основании решения от 25.11.2015 по делу № 05-6/2-77-2015 и в соответствии со статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

В срок до 11.12.2015

Организатору торгов – ООО «Каппа-трейдинг» и созданной им аукционной комиссии:

1. Отменить протоколы, сформированные в ходе проведения открытого аукциона по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (извещение на сайте http://www.torgi.gov.ru от 02.10.2015 № 021015/7538694/01, лот №1).

2. Проинформировать участников, подавших заявки на участие в аукционе, об отмене  Протоколов; о необходимости наличия перечисленного задатка на участие в аукционе и (или) повторного внесения задатка, предусмотренного извещением о проведении торгов (в случае если задаток был возвращен организатором торгов), обеспечив разумный и достаточный срок (не менее 3-х рабочих дней) для повторного перечисления\внесения задатка и подтверждения перечисления\внесения такого задатка для участия в аукционе.

3. Назначить новую дату проведения процедуры открытого аукциона по продаже автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 г.в., цвет белый, гос. рег. знак К557РЕ69. Имущество принадлежит на праве собственности ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (извещение на сайте http://www.torgi.gov.ru от 02.10.2015 № 021015/7538694/01, лот №1) (далее - Аукцион), с учетом сроков для совершения действий, предусмотренных пунктом 2 настоящего предписания;

4. Повторно рассмотреть заявки участников Аукциона, поданные на участие в Аукционе, с учетом требований действующего законодательства, а также с учетом принятого Комиссией Тверского УФАС России решения от 25.11.2015 по делу № 05-6/2-77-2015.

5. Провести процедуру проведения Аукциона в установленном порядке с достигнутой в ходе проведения торгов от 09.11.2015 цены договора – с 843 860,10 (восемьсот сорок три тысячи восемьсот шестьдесят рублей 10 копеек); в случае отсутствия ценовых предложений по цене договора от участников Аукциона заключить договор с участником Аукциона, сделавшего максимальное предложение по цене договоров в ходе проведения Аукциона от 09.11.2015 с участником аукциона – Бондарь Анатолий Григорьевич.

6. О выполнении настоящего предписания организатору торгов – ООО «Каппа-трейдинг» сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: Неисполнение настоящего предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны