Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 19 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-81-2016

 

            12 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                                                  г. Тверь

 

Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

- Виноградова Ю.Д. – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (в лице филиала «Калининская АЭС») (далее – Организатор торгов): ***

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО Частное охранное предприятие «Алиот» (далее - Общество),

рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 22.11.2016 поступила жалоба Общества, полагающего, что Организатором торгов при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (извещение от 01.11.2016 № 31604277324) нарушен порядок организации и проведения торгов в связи с установлением требования о наличии у участника торгов договора с МО МВД России «Удомельский» на организацию взаимодействия и сотрудничества при пресечении правонарушений.

Представитель организатора торгов считает доводы, изложенные в жалобе – необоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представив письменные пояснения по существу жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба Обществом направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Общество соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов.

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.   

01.11.2016 организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в  информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещены извещение № 31604277324 о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация, согласно которым предметом контракта является оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС; начальная (максимальная) цена договора составляет  22 011 037, 51 рублей.

Заказчик осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупке и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.

В соответствии  с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе  требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 утвержден единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Положение о закупке, Стандарт); указанное Положение размещено на официальном сайте.

Раздел 5 Положения о закупке устанавливает порядок подготовки к проведению закупки.

Согласно подпункту «б» пункта 1.1 статьи 5.1 Положения о закупке заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в случаях установленных Стандартом – к субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям, критерии отбора и оценки заявок участников закупки, значение таких критериев и величины их значимости (если порядком проведения закупки предусмотрена оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке) (в соответствии с приложением № 10).

Методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии) (далее – Методика) изложены в Приложении № 10 к Положению о закупке.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1.1 раздела 1 Методики участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг.

Частью 1 Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки и составу заявки на участие в закупке.

Разделом 1.1.1 части 1 Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки и перечислены документы, которые должны представить претенденты для подтверждения своего соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1.7 раздела 1.1.1 части 1 и подпункту «к» пункта 1.7 конкурсной документации участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно: должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:

- лицензию МВД РФ на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности (основание: ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в ред. от 03.07.2016, ст.12 п.33 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- наличие договора с МО МВД России «Удомельский» на организацию взаимодействия и сотрудничества при пресечении правонарушений (основание: ч.4 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в ред. от 03.07.2016).

Часть 2 Конкурсной документации определяет порядок проведения процедуры закупки.

Согласно пункту 5 части 2 Конкурсной документации для участия в закупке участник должен подать заявку на участие в закупке (предложение, предоставляемое с использованием функционала и в соответствии с регламентом ЭТП, сделанное в электронной форме с приложением комплекта электронных документов, указанных в разделе 2 части 1 документации, содержание и оформление которых соответствует требованиям документации.

Подразделом 3.6 Технического задания конкурсной документации установлены специальные требования к участникам, в том числе, требование о  наличии лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной  деятельной, выданной  МВД РФ (пункт 3.6.1) и требование о наличии договора с МО МВД России «Удомельский» на организацию взаимодействия  и сотрудничества при пресечении нарушений (пункт 3.6.7).

Данное Техническое задание является неотъемлемой частью договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (пункт 11.9 договора).

Пунктом 8 части 2 Конкурсной документации установлен порядок проведения отборочной стадии.

Согласно пункту 8.1 части 2 Конкурсной документации в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии — допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

Порядок проведения  конкурса установлен в Приложении № 12 к Положению о закупке.

Согласно пункту 8.3 Приложения 12 к Положению о закупке по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора в том числе по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;

б) несоответствие участника закупки требованиям документации.

Таким образом, отсутствие в составе заявки участника конкурса договора с МО МВД России «Удомельский» на организацию взаимодействия и сотрудничества при пресечении правонарушений является основанием для отказа в допуске к дальнейшему участию в конкурсе.

            Как указано выше, предметом контракта является оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС.

            Регулирование частной детективной и охранной деятельности, в том числе, оказания услуг по охране объектов, осуществляется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).

            Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и части 1 статьи 11 Закона № 2487-1 для осуществления частной охранной деятельности требуется наличие лицензии.

            Так, согласно части 1 статьи 11 Закона № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

            Согласно части 4 статьи 3 Закона № 2487-1 организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», которым утверждены Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений (далее – Постановление №587, Правила)

Согласно пункту 3 Правил для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.

Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка, о чем уведомляет частную охранную организацию.

Вместе с тем, указанное соглашение не является документом, подтверждающим соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, которое должно быть установлено к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся предметом торгов.

При этом отсутствие такого соглашения не является и не может являться препятствием для оказания услуги по охране объектов, в том числе, объектов Калининской АЭС

Приведенный представителем Организатором торгов довод о необходимости наличия у участника торгов договора с МО МВД России «Удомельский» на организацию взаимодействия и сотрудничества при пресечении правонарушений в соответствии с требованиями Постановления № 587 является несостоятельным; требование о наличии спорного договора является избыточным и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункта 1.7 пункта 1.1 раздела 1 Приложения №10 к Положению о закупке.

В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО Частное охранное предприятие «Алиот» обоснованной.
  2. Признать АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Калининская АЭС» нарушившим требования пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подпункта 1.7 пункта 1.1 раздела 1 Приложения 10 к Единому отраслевому стандарту закупок  государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденному Решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37.
  3. Выдать АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Калининская АЭС» предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 05-6/2-81-2016

 

 12 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                                                                      г. Тверь

 

Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,

члены Комиссии:

- Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

- Виноградова Ю.Д. – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (в лице филиала «Калининская АЭС»): ***

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО Частное охранное предприятие «Алиот»,

руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения № 05-6/2-81-2016 по жалобе ООО Частное охранное предприятие «Алиот» о нарушении порядка организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (извещение от 01.11.2016 № 31604277324),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В срок до 16.01.2017:

1. АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Калининская АЭС» и созданной им закупочной комиссии

1.1. отменить протоколы, сформированные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (извещение от 01.11.2016 № 31604277324);

1.2. вернуть заявки участникам, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (извещение от 01.11.2016 № 31604277324);

1.3. внести изменения в конкурсную документацию на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС (извещение от 01.11.2016 № 31604277324), исключив непредусмотренные действующим законодательством требования к участникам конкурса, и продолжить процедуру проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Калининской АЭС с учетом требований действующего законодательства и решения Комиссии Тверского УФАС России от 12.12.2016 № 05-6/2-81-2016.

2.  В срок до 23.01.2017 г. АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Калининская АЭС» сообщить о выполнении настоящего предписания в Тверское УФАС России с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.

                                             

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности,  предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

          

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны