Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-61-73-2017 от 5 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Администрация Старицкого района Тверской области

ул. Советская, д. 6, г. Старица, Тверская обл., 171361

тел./факс 848-263-23082,

e-mail: starickiiraion-otdelzakupok@mail.ru

 

Заявитель:

ООО «Перспектива»

ул. Куйбышева, д.79, кв. 64, г. Самара, 443099

тел: +7(9878) 914-800

e-mail: pers-tender@mail.ru

 

 

 

30.05.2017 № 05-6/1-73-1747ВФ

РЕШЕНИЕ № 05-6/1-73-2017

 

25 мая 2017 года                                                                                                                      г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок  (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М.- руководитель управления;

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,

Кадичева Т.С.– ведущий - эксперт отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- Администрация Старицкого района Тверской области (далее – Заказчик):

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Перспектива» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Регламент),  жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                     

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 18.05.2017 поступила жалоба Общества о несоответствии документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение строительно - монтажных работ на объекте: «Средняя школа на 150 учащихся в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест», (извещение от 02.05.2017  №  0136300027817000030) требованиям Закона.

Представители Заказчика считают доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, действия Заказчика правомерными,.

На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее.

03.05.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0136300027817000030 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно - монтажных работ на объекте: «Средняя школа на 150 учащихся в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест», и документация об аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 94 204 930 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

 

1. Согласно пункту 3.3 проекта контракта Подрядчик обязан оформить разрешительную документацию на строительство.

Заказчик мотивирует установление данного требования в проекте контракта ссылкой на статью 747 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и тем, что после передачи земельного участка подрядчик получает его в аренду и становиться застройщиком, что обязывает его получить разрешение не строительство.

Согласно пунктам 1- 3 статьи 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок. Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги. Оплата предоставленных заказчиком услуг, указанных в пункте 2 статьи 747 ГК РФ, осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда.

Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно извещению объектом закупки является выполнение строительно - монтажных работ.

Вышеизложенные нормы, и тем более в совокупности с тем, что предметом контракта является не просто строительство объекта с «нуля», а фактически завершение строительства, свидетельствуют о том, что оформление «разрешения на строительство» либо других разрешительных документов, не может быть возложено на подрядчика;  также отсутствуют основания усматривать возможное возникновение у подрядчика арендных отношений на землю при окончании строительства объекта, объективно являющегося объектом муниципальной собственности.

Таким образом, Заказчик включил в проект контракта не предусмотренные Законом требования к содержанию контракта, возлагающие на подрядчика не предусмотренные действующим законодательством требования, что является нарушением требований части 4 статьи 64 и статьи 34 Закона.

Жалоба Общества в данной части является обоснованной.

 

2. Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении  о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом.

Согласно части 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Согласно пункту 4.1 проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта.

Извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе не установлено ограничений в отношении участников закупок, в соответствии с которыми участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то есть, закупка осуществляются на общих основаниях.

При этом Закон не обязывает Заказчика указывать в проекте контракта условие о том, что обязанность привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта, не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком, являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации.

Таким образом, в данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

3. Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.

Согласно пункту 9.2 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, что соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона.

Согласно пункту 27 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 9.6 проекта контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику в течение 10 рабочих дней.

Таким образом, контракт содержит условие о возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что соответствует требованиям части 27 статьи 34 Закона.

При этом Закон не обязывает Заказчика  устанавливать одинаковый срок для действия банковской гарантии и возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, что само по себе свидетельствует об отсутствии оснований для признания жалобы в данной части обоснованной. Кроме того, Комиссия отмечает, что документация об аукционе в спорной части не ограничивает количество участников закупки и не ставит их в неравные условия, поскольку такой участник закупки самостоятельно определяет для себя способ обеспечения исполнения контракта.

В данной части жалоба Общества является необоснованной.

 

При решении вопроса об объеме выдаваемого предписания в связи с выявленным нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссия исходит из того, что Общество не является лицом, реально претендующим на заключение контракта, и возможность устранения такого нарушения на этапе заключения контракта.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью  8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.

2. Признать Администрацию Старицкого района Тверской области нарушившей требования части 4 статьи 64 и статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии 

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии                      

 

Л.К. Красюкова

 

 

Т.С. Кадичева

 

 

Ю.Д. Виноградова

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчик:

Администрация Старицкого района

Тверской области

ул. Советская, д. 6, г. Старица, Тверская

обл., 171361

тел./факс 848-263-23082,

e-mail: starickiiraion-otdelzakupok@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

30.05.2017 № 05-6/1-73-1748ВФ

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/1-73-2017

об устранении нарушения в сфере закупок

 

25 мая 2017 года                                                                                                                  г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок  (далее – Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М.- руководитель управления;

члены Комиссии:

Красюкова Л.К. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок,

Кадичева Т.С.– ведущий - эксперт отдела контроля закупок,

Виноградова Ю.Д. – специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей Администрации Старицкого района Тверской области:

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Перспектива»,

на основании решения от 25.05.2017 по делу № 05-6/1-73-2017 и в соответствии с частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрация Старицкого района Тверской области:

1. При заключении контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно - монтажных работ на объекте: «Средняя школа на 150 учащихся в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест», (извещение от 02.05.2017  №  0136300027817000030) исключить из пункта 3.3 проекта контракта положение о необходимости Подрядчику оформить разрешительную документацию на строительство как несоответствующее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2. В течение пяти рабочих дней со дня исполнения предписания представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных копий документов.

 

Примечание: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В случае неисполнения предписания Тверское УФАС России вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершения действий, соответствующих законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии 

 

В.М. Фомин

Члены Комиссии                      

 

Л.К. Красюкова

 

 

Т.С. Кадичева

 

 

Ю.Д. Виноградова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны