Постановление б/н Прекращение энергоснабжения от 20 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 069/04/14.31-101/2019

о назначении административного наказания

за нарушение антимонопольного законодательства

    

         «20» июня 2019 года                                                                                          г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный  в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее - ПАО «МРСК Центра», (127018, г.Москва, ул.2-я Ямская, д.4, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001, дата государственной регистрации 17.12.2004), материалы дела № 069/04/14.31-101/2019  об административном правонарушении, материалы дела № 03-6/1-2-2019 о нарушении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие законного представителя ПАО «МРСК Центра», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте  рассмотрения дела, в присутствии представителя  по доверенности от 01.06.2019 № Д-ТВ/50 ХХХ,  

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по делу № 03-6/1-2-2019 действия ПАО «МРСК Центра» признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Резолютивная часть решения по делу № 03-6/1-2-2019 объявлена 27.03.2019, решение изготовлено в полном объеме 10.04.2019.

Дело № 03-6/1-2-2019 было возбуждено в связи с поступлением в Тверское УФАС России в октябре – декабре 2018 года из прокуратуры Калининского района Тверской области заявлений жителей различных населенных пунктов Калининского района Тверской области  (далее – Заявители) о неоднократных и длительных отключениях электричества в период с сентября по декабрь 2018 года: деревни Красная Новь, Синцово, Куркино, Захеево (ХХХ отдельно и от имени группы лиц), с.Покровское (заявитель ХХХ), д.Красная Новь (заявительХХХ), д.Зуево (заявительХХХ), д.Долматово (заявительХХХ), д.Кадино (заявительХХХ), п.Эммаусс (заявители   ХХХ),  деревни Новое Чопрово, Нездылово, Рагодино, Старое Чопрово, Красный Бор, Тверца, часть ж/д станции Кулицкая (заявитель ХХХ (коллективное, 82 подписи)), д.Глазково (заявительХХХ), д.Бирюлино (заявитель   ХХХ),  д.Лебедево (заявительХХХ),  с.Медное (заявитель ХХХ (коллективное)).

По информации ПАО «МРСК Центра» поставка электроэнергии прекращалась по инициативе ПАО «Россети». При этом при проведении отключений электроэнергии на территории Тверской области сетевая организация руководствовалась приказом ПАО «Россети» от 14.09.2018 № 434-ЦА «О подготовке и проведении учений в филиале ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Протоколом заседания Штаба по подготовке и проведению учений по отработке взаимодействия ПАО «МРСК Центра», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 17.09.2018 №4, Протоколом видеоконференции по вопросам организации и проведения учений по отработке взаимодействия ПАО «Россети» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 23.08.2018 №27-ВКС-ТОБП/ЦА и составленными на их основании графиками выполнения работ при проведении учений на территории Калининского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», согласованными с Администрацией МО Тверской области «Калининский район» (далее - Администрация Калининского района).

Согласно пунктам 1, 3 и 6.1 приказа ПАО «Россети» от 04.09.2018 № 434-ЦА местом проведения учений по отработке взаимодействия ПАО «МРСК Центра», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при ликвидации аварийных ситуаций в электросетевом комплексе на тему «Организация взаимодействия электросетевых компаний с органами исполнительной власти Тверской области, подразделений МЧС России, лесозаготовителями, подрядными организациями при устранении массовых нарушений на электросетевых объектах» (далее – Учения) определена зона эксплуатационной ответственности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверэнерго», срок подготовки и проведения Учений - с 20.09.2018 по 20.12.2018.

ПАО «МРСК Центра» представлены графики проведения работ за период с 17.09.2018 по 21.12.2018, согласованные в 2018 году (без указания конкретной даты согласования) с Администрацией Калининского района, а также план-график реконструкции объектов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», согласно которому в населенных пунктах Калининского района были предусмотрены работы на объектах электросетевого хозяйства в период проведения Учений.

По результатам анализа представленной ПАО «МРСК Центра» письмом от 25.02.2019 № МР1-ТВ/24/2307 информации установлено, что отключение электроэнергии составило:

- на ПС № 1 ВЛ-10 кВ № 04(12), от которой осуществляется питание д.Долматово –около 20 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС № 16 ВЛ-10 кВ № 08 до ЛР № 2, от которой осуществляется питание д.Зуево, - 59 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС Кулицкая ВЛ-10кВ № 14, от которой осуществляется питание деревень Старое Чопрово, Новое Чопрово, Красный Бор и др., - около 62 часов в течение сентября 2018 года;

- на ПС Глазково ВЛ-10 кВ № 17, от которой осуществляется питание д.Глазково, - около 32 часов в течение сентября- октября 2018 года;

- на ПС Гришкино ВЛ-10 кВ № 10, от которой осуществляется питание д.Бирюлино, - около 10 часов 11.10.2018;

- на ПС Эммаус ВЛ-10Кв № 5 - около 10 часов 27.11.2018;

- на ПС Эммаус ВЛ-10Кв № 6 - около 8 часов 27.11.2018;

- на РП Ильинское ВЛ 10 кВ № 5, от которой осуществляется питание с.Покровское - около 45 часов в течение октября 2018 года;

- на ПС Медновский водозабор ВЛ-10кВ № 17, от которой осуществляется питание дер. Кадино - более 100 часов в течение октября 2018 года;

- на ПС Гришкино ВЛ-10кВ № 10, деревни Гришкино, от которой осуществляется питание деревень Синцово, Красная Новь, Куркино, Захеево, Маслово, Козлятьево, Бакшеево – более 100 часов в период с 29.09.2018 по 06.11.2018, деревни Чудово, Перхурово, Азарниково более 80 часов в период с 29.09.2018 по 06.11.2018.

Кроме того, из информации ПАО «МРСК Центра» от 28.02.2019 № МР1-ТВ/24/2308 следует, что отключение ПС Гришкино ВЛ-10 кВ № 03(6), от которой осуществляется питание дер. Лебедево в период с 18.09.2018 до 03.12.2018 составило более 72 часов (с учетом аварийных работ 27.09.2018). Отключение ПС Медное, от которой осуществляется питание с.Медное составило более 100 часов в период с 05.09.2018 по 14.12.2018, из них в период с 16.10.2018 по 19.10.2018 и в период с 10.12.2018 по 11.12.2018 – более 24 часов подряд.

ПАО «МРСК Центра» оказывает услуги по передаче электрической энергии в соответствии с договором от 01.04.2014 № 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее – Договор № 69800126), заключенным с гарантирующим поставщиком АО «АтомЭнергоСбыт», согласно пункту 3.5.12 которого ПАО «МРСК Центра» обязуется уведомлять потребителей и АО «АтомЭнергоСбыт» о проведении ремонтных работ на принадлежащих сетевой компании объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления потребителям, и о сроках ограничения режима потребления электроэнергии, в связи с проведением этих работ, не позднее чем за 3 рабочих дня до их начала.

АО «АтомЭнергоСбыт» письмом от 18.02.2019 № 69-23/114 сообщило, что не получало уведомлений о проведении ремонтных работ и предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии в населенных пунктах Калининского района в период проведения указанных учений.

Согласно информации Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (отдел по Тверской области) (далее – Ростехнадзор), до и во время проведения Учений ПАО «МРСК Центра» не обращалось о согласовании сроков ограничения режима потребления, превышающих допустимое число часов отключения, что не отрицает ПАО «МРСК Центра».

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

 В соответствии с частями 1 и 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно абз. 3 и 4 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Правила № 442).

Согласно подпункту «и» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 442 в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором    оказания    услуг    по   передаче   электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность прекращения электроснабжения, но устанавливает предельный срок такого прекращения. Если для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимый срок превышает 72 часа либо 24 часа подряд, требуется согласование с органами Ростехнадзора. При этом в любом случае, на сетевую организацию возлагается обязанность самостоятельно или через гарантирующего поставщика, если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомить потребителей о предстоящих отключениях.

Отключения электроэнергии в деревнях Кадино, Гришкино, Синцово, Красная Новь, Куркино, Захеево, Маслово, Козлятьево, Бакшеево, Чудово, Перхурово, Азарниково, Лебедево, с.Медное имело место на время, превышающее установленный пунктом 33 Правил недискриминационного доступа предельный срок прекращения электроснабжения, однако, как следует из ответа Ростехнадзора 26.12.2018 № 07-11/7627, ПАО «МРСК Центра» не согласовало продолжительность отключения с органами Ростехнадзора.

Отсутствует документальное подтверждение своевременного размещения в газете «Афанасий-бизнес» информации о конкретных датах либо периодах отключения электричества в населенных пунктах Калининского района Тверской области в период проведения Учений.

Отсутствует документальное подтверждение своевременного размещения указанной информации на сайте Администрации Калининского района. При ознакомлении с архивом новостей на сайте http://kalinin-adm.ru/news/ имеется возможность ознакомиться с файлами, содержащими информацию о периодах отключения с 29.10.2018 по 03.11.2018, с 19.11.2018 по 24.11.2018, с 26.11.2018 по 01.12.2018, с 03.12.2018 по 08.12.2018, с 10.12.2018 по 15.12.2018. Информация о планируемом отключении электроэнергии с 17.09.2018 по 28.10.2018 отсутствует.

При этом факт согласования с Администрацией Калининского района предстоящих отключений электроэнергии, а также наличие в СМИ Тверского региона общей информации о предстоящих Учениях, не отменяет и не подменяет обязанности ПАО «МРСК Центра» обеспечить надлежащее и заблаговременное уведомление потребителей электроэнергии о предстоящих отключениях.

ХХХ (д.Зуево), ХХХ (отдельно и от имени группы лиц), ХХХ (д.Глазково) сообщили об отсутствии уведомлений об отключении, а по информации ХХХ (д. Кадино) информация на сайте ПАО «МРСК Центра» при отсутствии электричества недоступна. Кроме того, информация не размещалась заблаговременно, до отключения (20.10.2018 на сайте не было информации о последующем отключении, а 22.10.2018 на сайте появилась информация об отключении электричества в период с 20.10.2018 по 23.10.2018).

Таким образом, отсутствуют документальные доказательства заблаговременного уведомления потребителей о предстоящем ограничении электроснабжения в населенных пунктах Калининского района в период проведения Учений (с 20.09.2018 по 20.12.2018) и действия по ограничению электроснабжения осуществлены без предварительного уведомления потребителей о проведении отключения электроэнергии, в т.ч., продолжительностью, превышающей более 72 часов в год, что свидетельствует о нарушении требований пунктов 31 (6) и 33 Правил недискриминационного доступа и пункта 30 Правил № 442.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Центра» является предоставление услуг по передаче электрической энергии. В ОКВЭД указанному виду деятельности соответствует раздел D ОКВЭД «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», товарная группа «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», с кодом 35.12 «Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям».

ПАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении Верховного Суда РФ от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Как следует из заявлений, в отдельных населенных пунктах электричество является не только средством освещения, но и единственным источником отопления жилых помещений, в связи с чем получение заблаговременной информации о фактах его отключения является насущной потребностью и отсутствие такого уведомления лишает потребителей возможности минимизировать последствия отсутствия электроэнергии и ущемляет интересы неопределенного круга потребителей электроэнергии Калининского района.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 пункта 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

ПАО «МРСК Центра» в период с 20.09.2018 по 20.12.2018 энергоснабжение потребителей Калининского района Тверской области, не обеспечив предварительное уведомление потребителей о предстоящих отключениях; при этом продолжительность перерывов в энергоснабжении превышала предельно допустимую, и отсутствовало согласование с органами Ростехнадзора превышения предельно допустимой продолжительности   перерывов в энергоснабжении. Вышеуказанное свидетельствует о нарушении требований пунктов 31 (6) и 33 Правил недискриминационного доступа и пункта 30 Правил № 442, наличии в действиях ПАО «МРСК Центра» запрещенного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотребления доминирующим положением, повлекшим  ущемление интересов неопределенного круга потребителей электроэнергии Калининского района Тверской области.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 В действиях ПАО «МРСК Центра» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – с 20.09.2018 по 20.12.2018.

Место совершения административного правонарушения – Тверская область, Калининский район.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ПАО «МРСК Центра» совершено виновно, так как юридическое лицо должно было обеспечить заблаговременное уведомление жителей о предстоящих отключениях электричества и их продолжительности, а также обеспечить соблюдение требований Правил недискриминационного доступа и Правил № 442, имело такую возможность, однако, не предприняло надлежащих мер для этого, что вовлекло ущемление интересов неопределенного круга лиц и многочисленные жалобы в различные инстанции.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

Правоотношения в сфере антимонопольного регулирования являются предметом особой защиты со стороны государства, о чем свидетельствует, в том числе, установление значительных размеров санкций за деяния, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Действия ПАО «МРСК Центра», повлекшие ущемление интересов неопределенного круга лиц, представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в случае, если административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 2 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Установлено наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Вышеуказанных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно пункту 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Согласно письму ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» от 27.03.2019 № МР1-ТВ/24/3398:

- выручка от реализации всех товаров, работ и услуг за 2018 год составила 11 202 087 000 руб. (по филиалу «Тверьэнерго»);

-  выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии категории «население» и приравненных к ним категориям потребителей на территории Калининского района составила за 2018 год 11 347 570 руб.    

Согласно статье 3.5 КоАП РФ сумма выручки определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Расчет размера штрафа исходя из положений пункта 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ:

Минимальный размер административного штрафа – 34 042,71 руб. (три тысячных от 11 347 570 руб.); максимальный размер административного штрафа – 340 427,10 руб. (три сотых от 11 347 570 руб.).

 Сумма минимального размера административного штрафа (34 042,71 руб.) и половины разности максимального размера и минимального размера административного штрафа (153 192,20 руб.) составляет 187 234, 91 руб. (пункт 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ).

В связи с наличием одного смягчающего административную ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера и минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, т.е. на 38 298,05 руб.

Размер штрафа составляет 148 936, 86 руб. (187 234,91 руб. – 38 298,05 руб.).

ПАО «МРСК Центра» заявило ходатайство о применении положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, которая предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем, характер характером совершенного административного правонарушения и его последствия для потребителей Калининского района, не позволяют считать обстоятельства, связанные с совершенным административным правонарушением, исключительными. Документы, подтверждающие  сложное финансовое положение юридического лица ПАО «МРСК Центра» не представлены.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ - 1 год. В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. На момент вынесения постановления срок давности не истек.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001) административный штраф в размере 148 936,86 рублей (сто сорок восемь тысяч девятьсот тридцать шесть рублей 86 копеек).

 

Реквизиты для перечисления штрафов за нарушение антимонопольного законодательства: ХХХ

 

В соответствии с п.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В. Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны