Решение №05-6/2-90-2020 Решение от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Тверское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действие (бездействие) заказчика при проведение открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» за 2020 год (извещение № 32009399500 от 12.08.2020) (далее - Конкурс, Жалоба).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, правилам статьи 18.1 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также - Закона о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе участникам не предоставлено право подачи окончательных предложений.

 

В соответствии с Письмом Минфина России и ФАС от 24.01.2018 № 24-04-06/3691/РП/4072/18 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее Письмо) пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках исключает из сферы применения Закона о закупках только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности».

Согласно Письму юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом о закупках, положением заказчика о закупках.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно выписке, из ЮГРЛ в разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица» учредителем является Субъект Российской Федерации – Тверская область, размер доли (в процентах) 100.

Таким образом, Организатор торгов проводит закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

 В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются в том числе дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта.

Согласно пояснениям Организатора торгов, в пункте выражено намерение Организатора торгов проведения дополнительного этапа «8.19 Информационной карты «Сведения о праве Организатора проводить дополнительные этапы возможно, в соответствии с Регламентом ЭТП». В соответствии с пунктом 10.6 Регламента УТП АО «Сбербанк – АСТ».

 Комиссией установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса отсутствует дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта.

Таким образом действия Организатора торгов нарушают пункт 5 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В конкурсной документации отсутствует указание на нормативно-правовой акт, в соответствии с которыми проводится оценка заявок участников. Из пояснений Организатора торгов следует, что оценка заявок проводится в соответствии с  Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с пунктом 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

По показателю опыт и репутация Участника (ПОУ) показатель опыта определяется как соотношение количества проведенных аудиторских проверок в сфере деятельности заказчика на территории РФ, с предложением к участию в проверке штатных аудиторов имеющих опыт проведения более 5 аудиторских проверок в отрасли деятельности заказчика, в течение последних 5 лет конкретным участником конкурса к максимальному количеству аудиторских проверок таких организаций в сфере деятельности заказчика, проведенных всеми Участниками конкурса.

Значение ПОУ изменяется от 0 до 1, где 0 – наихудшая величина, 1 – наилучшая величина.

            ПОУ = ПОУучаст / ПОУмакс, где

            ПОУмакс – максимальное количество проведенных проверок среди Участников конкурса;

            ПОУучаст – количество проведенных проверок, предложенное конкретным Участником конкурса.

Подтверждением необходимой репутации для участия в конкурсе является:

наличие сертификатов, подтверждающих наличие действующих систем менеджмента качества услуг, являющихся предметом закупки; сведений о страховании профессиональной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности (подтверждаются копией соответствующего полиса страхования); рейтингов/рэнкингов (подтвержденных гарантийным письмом Участника).

Наличие действующего сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011                    

Наличие копии действующего полиса или договора страхования профессиональной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности с лимитом страхового покрытия не менее 100 млн.руб.

Нахождение участника в Списке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по данным Рейтингового агентства Эксперт РА за 2019 год: места в рейтинге с 1 по 50.

На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что при установлении указанного выше критерия оценки Организатор торгов руководствовался Методическими рекомендациями по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что из представленных возражений Заказчика не следует, что аудит в отношении организаций, чья деятельность связана со сферой деятельности Организатора торгов, является исключительным опытом невосполнимым и уникальным по отношению к аудиту иных хозяйствующих субъектов, чья деятельность не сопряжена со сферой деятельности Организатора торгов, равно как и не представлены сведения относительно того, каким образом указанные положения критерия позволяют выявить наилучшее предложение среди участников закупки.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

Связанные организации

Связанные организации не указаны