Решение №04-6/2-88ЛП о нарушении п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе от 13 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/28-302/2019

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2019 года                        г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2020 года  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Бакулина А.А., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 069/05/28-302/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя <***> и представителей потребительского кооператива «Семейные сбережения» (далее – ПК «Семейные сбережения»), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> (далее – Заявитель) в отношении ПК «Семейные сбережения» (ОГРН – 1191832011722, ИНН – 1841086262) по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в связи с распространением 28.08.2019 в 17:28 на телеканале «Первый канал» в перерыве передачи «Время покажет» рекламы услуг ПК «Семейные сбережения» - потребительской программы «Семейная» с процентной ставкой 16% годовых.

Согласно информации ООО «Регион Медиа» от 23.09.2019 № РМ-191/0919-1 реклама транслировалась 28.08.2019 в 17:25 в Тверском блоке в перерыве передачи «Время покажет».

В видеоролике (общая продолжительность которого составляет 10 секунд) реклама разделена на 2 рекламных блока; в первом блоке продолжительностью 5 секунд приведена реклама следующего содержания:

«Семейные сбережения потребительский кооператив

Потребительская программа «Семейная» 16,00 % годовых

Действует страхование*

4822 47-97-63 Волоколамский пр-т, 25, корп. 1.

Потребительский кооператив «Семейные сбережения ИНН 1841086262 ОГРН 1191832011722. Целевая потребительская программа «Семейная». Ставка 16,00 % годовых (до вычета НДФЛ). Срок договора 12 месяцев. Выплата процентов ежемесячно или в конце срока договора (на выбор). Минимальная сумма - 1000 руб. максимальная - не более 3,5 млн руб. Возможно досрочное расторжение договора, при этом перерасчет процентов производится по ставке 0,35% годовых. Существует возможность пополнения от 1000 руб.».

Во втором блоке продолжительностью 5 секунд приведена реклама следующего содержания:

 «Семейные сбережения потребительский кооператив

Потребительская программа «Семейная» 16,00 % годовых

Действует страхование*

4822 47-97-63 Волоколамский пр-т, 25, корп. 1.

Участие в программе доступно пайщикам кооператива, которыми могут стать физические лица, оплатившие разово вступительный взнос 20 руб., минимальный паевой взнос 20 руб. Для оформления программы «Семейная» необходимо предъявить пенсионное удостоверение. Условия действительны на момент выхода рекламы. *НКО МОВС», ИНН 7839045118. Лицензия Банка России ВС №4349 от 28.02.2019 года. С договором страхования можно ознакомиться в офисе кооператива.».

Видеоролик сопровождается звуковым рядом следующего содержания:

«Только для пенсионеров выгоды по сбережениям – 16% годовых ПК «Семейные сбережения», надежно, выгодно, застраховано, звоните 47-97-63, 47-97-63».

Рекламный ролик содержит информацию о процентной ставке 16% годовых, которая выполнена крупным шрифтом; остальные условия, в том числе, сведения о необходимости внесения паевых и вступительных взносов, являющиеся существенными условиями договора сбережений, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно достоверно определить сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, указаны мелким шрифтом.

Время размещения текста рекламы, выполненного мелким шрифтом, не позволяет потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по сбережениям, которая приведена крупным шрифтом.

Размещенная на телеканале «Первый канал» реклама услуг ПК «Семейные сбережения» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение на рынок потребительских услуг кооператива, то есть является рекламой.

ФАС России письмом от 08.11.2019 № ДФ/97700/19 наделило Тверское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения на телевидении услуг ПК «Семейные сбережения», в том числе, в отношении ПК «Семейные сбережения».

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Учитывая вышеизложенное, если информация приведена таким образом, когда она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не позволяет ознакомиться с существенной информацией о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

ООО «Регион Медиа» (ранее – АО «Регион Медиа») сообщило, что размещение рекламы осуществлялось ООО «Регион Медиа» в соответствии с договором от 22.08.2018 № РРМ-180822-0001 (далее – Договор) заключенным с ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» (ОГРН – 118430008545), в рамках которого были оказаны услуги по размещению 28 августа 2019 года в 17:25 рекламных материалов ПК «Семейные сбережения» на телеканале «Первый канал» (г. Тверь).

ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» сообщило, что реклама услуг ПК «Семейные сбережения» на телеканале «Первый канал» в Тверском блоке транслировалась в рамках договора об оказании услуг по организации размещения рекламно-информационных материалов от 20.06.2019 № 15 между ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» и ПК «Семейные сбережения», согласно которому ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» обязалось оказать ПК «Семейные сбережения» услуги по организации размещения рекламно-информационных материалов ПК «Семейные сбережения» в СМИ (пункт 1.1).

Также ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» сообщило, что согласно условиям вышеуказанного договора ПК «Семейные сбережения» предоставило готовые для размещения рекламно-информационные материалы по электронной почте (пункт 2.3.3 договора об оказании услуг по организации размещения рекламно-информационных материалов от 20.06.2019 № 15).

ООО «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» договор выполнило, факт выполнения работ по договору от 20.06.2019 № 15 подтвержден подписанным обеими сторонами актом от 31.08.2019 № б/н.

Позиция ПК «Семейные сбережения» изложена в письме от 03.12.2019 № 03/12 и заключается в следующем.

ПК «Семейные сбережения» является потребительском кооперативом, действующим на основании Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации». ПК «Семейные сбережения» принял целевую программу, утвержденную Советом потребительского кооператива от 20.06.2014 № 20 (06/19). Участие в данной программе доступно пайщикам ПК «Семейные сбережения», оплатившим вступительный взнос в размере 20 рублей, паевой взнос – 20 рублей.

ПК «Семейные сбережения» полагает, что рекламный видеоролик содержит информацию обо всех условиях рекламируемой программы «Семейная», что не противоречит части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Вместе с тем, информация о предоставлении возможности воспользоваться рекламируемой программы «Семейная» только членам кооператива является существенной, поскольку именно эта информация определяет возможный круг лиц, имеющих право воспользоваться услугой.

Учитывая вышеизложенное, при размещении рекламы ПК «Семейные сбережения» нарушены требования части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В действиях ПК «Семейные сбережения», являющегося рекламодателем, при размещении указанной рекламы содержится нарушение требований части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу распространённую 28.08.2019 в 17:25 на телеканале «Первый канал» в перерыве передачи «Время покажет» рекламы услуг ПК «Семейные сбережения» - потребительской программы «Семейная»  с процентной ставкой 16% годовых, нарушающими требования части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе».    

2. Выдать ПК «Семейные сбережения» (426076, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 185, офис 1, ОГРН – 1191832011722, ИНН – 1841086262) предписание о прекращении нарушения части 2 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».   

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.А. Бакулина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны