Заключение №04-6/1-18-1423ЕК об обстоятельствах дела от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

__ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 069/01/14.6-18/2021

«28» февраля 2022 года                                                                               г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Ключникова Е.В., временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

- Киртоакэ И.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

при участии посредством видеоконференц-связи представителя  Общества с ограниченной ответственностью «Ржевмаш» (далее – ООО «РЖЕВМАШ», ответчик): <***> (по доверенности от 05.04.2021 № 7),

в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОМАШГРУПП» (далее - ООО «ЭКОМАШГРУПП», заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 069/01/14.6-18/2021 по признакам нарушения ООО «РЖЕВМАШ» пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/01/14.6-18/2021 возбуждено по заявлению ООО «ЭКОМАШГРУПП», в котором сообщается о наличии в действиях ООО «РЖЕВМАШ» признаков нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции при размещении в поисковой системе «Яндекс» контекстной рекламы.

Согласно позиции ООО «ЭКОМАШГРУПП» действия ООО «РЖЕВМАШ» по размещению платного объявления в поисковой системе «Яндекс» при наборе ключевых слов «ЭКОМАШГРУПП» и «ecomg.ru», принадлежащих заявителю, являются актом недобросовестной конкуренции, и совершены с целью смешения с деятельностью заявителя. Потенциальные потребители могли  отождествлять ООО «РЖЕВМАШ» с ООО «ЭКОМАШГРУПП», заходить на сайт компании ООО «РЖЕВМАШ» и вести переговоры о сотрудничестве либо заключить соответствующие договоры, что могло причинить убытки ООО «ЭКОМАШГРУПП».

ООО «РЖЕВМАШ» полагает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции  при размещении  контекстной рекламы, поскольку за период ее размещения ООО «РЖЕВМАШ» не заключило ни одного договора на поставку товаров.

Материалы, представленные в рамках дела, свидетельствуют о следующем.

В период с 17.10.2020 по 20.11.2020 в сервисе «Яндекс.Директ» ООО «РЖЕВМАШ» размещало информацию следующего содержания:

«РЖЕВМАШ. Управление отходами. Российский завод!

О компании Всё оборудование Решения Контакты

ecomechanica.ru

Мусоросортировочные комплексы, оборуд. мусороперегрузки, сортировка/переработка ТКО

более 10 лет опыта своё производство полный цикл разработки под ключ

Россия, Тверская область, Ржев, Осташковское шоссе, 14

Контактная информация +7 (4822) 49-46-75Пн-пт 09:00-18:00 Ржев» (далее – «Реклама»).

Вышеуказанная реклама размещалась в рамках договора, заключенного между ООО «ЯНДЕКС» и ООО «РЖЕВМАШ», на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», размещенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/. Договор был заключен посредством акцепта ООО «РЖЕВМАШ» Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты.

Согласно информации ООО «ЯНДЕКС» при размещении вышеуказанной рекламы ООО «РЖЕВМАШ» использовало такие ключевые слова, как:

- «!экомашгрупп–!сайт!-производитель-завод-предприятие-фирма-отзыв!7733357999»,

-        «!экомашгрупп фирма»;

-        «!экомашгрупп завод»;

-        «!экомашгрупп отзывы»;

-        «ecomg.ru»;

-        «!экомашгрупп ! сайт-! официальный»;

-        «!экомашгрупп !официальный - !сайт»;

-        «!экомашгрупп !производитель»;

-        «!экомашгрупп ! официальный !сайт».

ООО «РЖЕВМАШ» полагает, что в результате размещения вышеуказанной контекстной рекламы не происходит смешения в связи с отсутствием в тексте рекламного объявления двух фирменных наименований или коммерческих обозначений.

Контекстная реклама - тип рекламы, которая размещается в сети Интернет, позволяет перейти по гиперссылке на сайт рекламодателя и показывается потребителю (пользователю) в зависимости от контекста поисковых запросов, просматриваемого содержимого и т.п., то есть подстраивается под интересы пользователя-потребителя. При этом используются ключевые слова - наиболее распространенные на практике среди потребителей при поиске информации слова, обозначающие определенную сферу (тему) интереса, товар, услугу и т.п. Ключевые слова определяют контекст, в котором будет показываться реклама.

При включении в настройки контекстной рекламы ключевых слов, содержащих упоминание товарных знаков, в представлении потребителя может произойти смешение деятельности рекламодателя с деятельностью правообладателей товарных знаков-конкурентов (в отношении товаров, работ, услуг, используемых средств индивидуализации и т.п.).

Пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно пункту 172 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу которого использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Закона о защите конкуренции, статья 10.bis Парижской конвенции).

Следовательно, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией такие действия должны одновременно: совершаться хозяйствующим субъектом-конкурентом; быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинять (иметь возможность причинять) убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту либо наносить (иметь возможность наносить) вред его деловой репутации (причинение вреда).

ООО «ЭКОМАШГРУПП» является правообладателем товарного знака «ЭКОМАШГРУПП» (свидетельство на товарный знак № 598723 с датой приоритета от 18.08.2014), обозначение которого тождественно фирменному наименованию организации.

Правообладателю товарного знака – ООО «ЭКОМАШГРУПП» стало известно о том, что ООО «РЖЕВМАШ» при размещении контекстной рекламы незаконно использовало в качестве ключевых слов товарный знак «ЭКОМАШГРУПП», принадлежащий заявителю, а также наименование официального сайта заявителя  - ecomg.ru, который известен именно как сайт заявителя.

ООО «ЭКОМАШГРУПП», зарегистрированное 13.04.2012 в г. Твери, осуществляет основную деятельность по производству пневматических подъемников и конвейеров и прочего оборудования непрерывного действия для товаров или материалов (код ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 - 28.22.7).  

Ответчик выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием ООО «РЖЕВМАШ» с 08.09.2015, осуществляя деятельность, аналогичную деятельности ООО «ЭКОМАШГРУПП», так как осуществляет производство подъемно-транспортного оборудования (код ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 - 28.22).

Производство мусоросортировочного оборудования ООО «ЭКОМАШГРУПП» и ООО «РЖЕВМАШ» осуществляется в Тверской области (ООО «ЭКОМАШГРУПП»  - г. Тверь и ООО «РЖЕВМАШ»  -  г. Ржев).

Согласно представленной информации ООО «РЖЕВМАШ» осуществляют поставку оборудования для сортировки отходов на территории Российской Федерации (Брянская область, Ивановская область, Свердловская область, Сахалинская область, г. Москва,  Республика Коми), так и за ее пределами (Республика  Беларусь).

ООО «ЭКОМАШГРУПП» осуществляют поставку оборудования для сортировки отходов на территории Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Владимирская область, Самарская область, г. Зеленоград, г. Домодедово, г. Рошаль, г. Калуга, г. Троицк, г.о. Можайский, г. Пермь, г. Петропавловск-Камчатский,  г. Сухиничи, г. Тольятти), так и за ее пределами (Республика  Беларусь).

Таким образом, география поставок заявителя и ответчика охватывает значительную часть субъектов Российской Федерации, в том числе оба хозяйствующих субъекта осуществляют поставку оборудования покупателям г. Москвы, что свидетельствует о наличии конкурентных отношений в пересекающихся географических границах.

Администратором доменного имени ecomg.ru является ООО «ЭКОМАШГРУПП», что подтверждено справкой о принадлежности доменного имени, выданной АО «РСИЦ» 09.12.2020.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что ООО «ЭКОМАШГРУПП» и ООО «РЖЕВМАШ» являются участниками одного товарного рынка по поставке оборудования для сортировки отходов на территории Российской Федерации.

Действия ООО «РЖЕВМАШ» при размещении вышеуказанной контекстной рекламы, в настройки которой были включены ключевые слова, содержащие упоминание товарного знака «ЭКОМАШГРУПП», принадлежащего ООО «ЭКОМАШГРУПП», содержат признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен краткий обзор состояния конкуренции на товарном рынке по реализации мусоросортировочного оборудования.

 Исследуемый товарный рынок имеет следующие границы:

-   продуктовые границы – реализация оборудования для сортировки отходов;

-   географические границы – Российская Федерация.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 29.10.2020 по 28.02.2022 (дата выдачи заключения).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке, входят ООО «ЭКОМАШГРУПП» и ООО «РЖЕВМАШ».

В соответствии с целями исследования проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, поскольку необходимо было установить положение на рынке, сложившееся на дату рассмотрения настоящего дела.

Использование ООО «РЖЕВМАШ» при размещении контекстной рекламы обозначения «ЭКОМАШГРУПП», сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, принадлежащем ООО «ЭКОМАШГРУПП», которое последнее использует в коммерческих целях, способно повлечь смешение с деятельностью ООО «ЭКОМАШГРУПП».

Действия ООО «ЕХП-ЭКОСПАС», выразившиеся в незаконном использовании при размещении контекстной рекламы, в настройки которой были включены ключевые слова, содержащие упоминание товарного знака «ЭКОМАШГРУПП», принадлежащего ООО «ЭКОМАШГРУПП», сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству Российской Федерации № 598723, свидетельствуют о наличии признаков нарушения ООО «РЖЕВМАШ» антимонопольного законодательства, а именно пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «РЖЕВМАШ», выразившиеся в незаконном использовании  при осуществлении предпринимательской деятельности, товарного знака, правообладателем которого является ООО «ЭКОМАШГРУПП», как действия, нарушающие требования пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующим в деле, предлагается в срок до 07.04.2022 представить Комиссии Тверского УФАС России пояснения, дополнительные  доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 069/01/14.6-18/2021.

Председатель Комиссии: Е.В. Ключникова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, И.В. Киртоакэ

Связанные организации

Связанные организации не указаны