Постановление №069/04/14.31-526/2022 постановление от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Законному представителю

ПАО «Россети Центр»

ул. М.Ордынка, д. 15, г. Москва, 119017

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго»

ул. Бебеля, д.1, г. Тверь, 170006

tverenergo@mrsk-1.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 069/04/14.31-526/2022

о назначении административного наказания

21 декабря 2022 года г. Тверь

(…), рассмотрев протокол и материалы дела №069/04/14.31-526/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее - ПАО «Россети Центр») (119017, г.Москва, ул. М.Ордынка, д. 15, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001, дата государственной регистрации 17.12.2004) в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) от 20.05.2022 (изготовлено в полном объеме) по делу № 069/01/10-631/2021 действия (бездействие) ПАО «Россети Центр», выразившиеся в необеспечении надлежащей передачи электроэнергии на объекты в д. Видогощи Калининского района Тверской области с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии, что ущемляет права неопределенного круга лиц в д. Видогощи на получение услуги, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Решение антимонопольного органа вступает в силу с даты изготовления в полном объеме.

Дело № 069/01/10-631/2021 возбуждено на основании заявления (…) (далее – Заявитель), поступившего из ФАС России, о неоднократных отключениях электрической энергии в д. Видогощи Калининского района Тверской области.

10.01.2022 в Тверское УФАС России поступило заявление инициативной группы жителей д. Видогощи (20 подписей), подтвердивших многочисленные отключения электроэнергии в 2021 году.

В заявлениях и представленных документах содержится информация о том, что с начала 2021 года отключалось электроснабжение в д. Видогощи и в доме заявителя (д. Видогощи, д. 9) более чем на 72 часа

ПАО «Россети Центр» письмом от 14.01.2021 подтвердило 4 аварийных отключения общей продолжительностью 29 часов 54 мин: 23.02.2020, 13.03.2020, 08.07.2020, 15.07.2020 в 2020 году.

ПАО «Россети Центр» письмом от 25.03.2021 подтвердило 4 аварийных отключения ВЛ 10 кВ ф № 9 ПС Головино общей продолжительностью 41 час 24 минуты в январе 2021 года:

- 04.01.2021 – с 23.08 до 21.17 05.01.2021 (22 ч 09м) – причина – падение дерева, восстановление вязки проводов;

- 07.01.2021- с 09.24 до 09.25 (01м) - повторное включение – успешно, причины отключения не установлены;

- 10.01.2021- - 09.20 до 19.21 (10 ч 01м) - причина – падение деревьев на провода ВЛ без повреждения проводов, мероприятия – удаление упавшего дерева;

- 22.01.2021 – с 14.32 до 20.16 (5 ч 44 м)- причина обрыв проводов, мероприятия – ремонт проводов;

- 24.01.2021 – 18.15 до 21.45 (3ч 30м) – причина - падение деревьев на провода без повреждения проводов, мероприятия – удаление упавшего дерева.

ПАО «Россети Центр» письмами от 20.01.2022 м от 16.02.2022 также подтвердило отключения электроэнергии на ВЛ-10 кВ № 9 ПС Головино:

- 05.01.2021 – с 03.39 до 21.20 (17 ч 41 м) – аварийное отключение в связи с неблагоприятными погодными условиями, характеризующимися наклоном деревьев извне охранной зоны потяжестью налипшего снега, обрывом провода из-за падения деревьев извне охранной зоны;

- 31.07.2021 – с 12.52 до 13.41 (49 м) - аварийное отключение, повреждение провода на ВЛ -10 кВ № 9 ПС Головино;

- 16.08.2021 – с 11.56 до 16.22 (4 ч 26 м) – плановое отключение в связи с капитальным ремонтом ТП 808;

- 18.08.2021 – с 14.39 до 16.00 (1 ч 21 м) – аварийное отключение, повреждение на оборудовании ПС Головино;

- 27.08.2021 – с 11.08 до 15.06 (3 ч 58 м) – плановое отключение, замена проходных изоляторов на ПС Головино;

- 01.09.2021 – с 12.10 до 12.30 (20 м) – оперативные подключения на подстанции;

- 20.09.2021 – с 11.59 до 13.37 (1 ч 38) – внеплановое отключение для технического обслуживания ВЛ-10 кВ № 9;

- 21.09.2021 – с 13.56 до 14.04 (08 м) – оперативные переключения на ВЛ 35 кВ;

- 20.12.2021 – с 13.46 до 14.41 (55 м) – аварийное отключение, обрыв проводов на ВЛ -10 кВ № 9 ПС Головино в связи с падением дерева извне охранной зоны;

- 23.12.2021 – с 12.40 до 15.48 (3 ч 08 м) – аварийное отключение, восстановление провода в пролете опор № 98- № 99.

Итого время отключения составило – 34 часа 40 минут. При этом не указана информация об отключениях 07.01.2021, 10.01.2021, 22.01.2021 и 24.01.2021, содержащаяся в письме от 25.03.2021 (всего 19 часов 16 минут), и с учетом указанного времени всего время отключения за указанный период согласно представленной ПАО «Россети Центр» информации составило 53 часа 56 минут за 2021 год.

В обоснование своей позиции ПАО «Россети Центр» представило скан «Сводной формы журнала отключений за указанный период» (форма 8.1), содержащий информацию по перечисленным датам отключения.

При этом ПАО «Россети Центр» полагает, что не отвечает за надежность обеспечения электроэнергией перед потребителями, непосредственно с которыми не имеет договорных отношений по поставке электрической энергии.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия отклонила доводы ПАО «Россети Центр» об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

С учетом положений части 1 пункта 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении Верховного Суда РФ от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

На основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), с учетом ограничений, установленных абз.3 пункта 1.3 и пунктом 12.5 Порядка, проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Калининском районе Тверской области, в границах зон прилегания сетей ПАО «Россети Центр», согласно которому положение ПАО «Россети Центр» на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ПАО «Россети Центр», предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области в 2020-2021 г.г. являлось доминирующим.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 1 и 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно абз. 3 и 4 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Продолжительность допустимого числа часов отключения в год установлена в зависимости от категории надежности; сроки и порядок восстановления энергоснабжения установлены пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа, согласно которому для второй категории надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

При этом для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

В соответствии с пунктом 30 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Передача электроэнергии на объекты потребителей в д. Видогощи Калининского района Тверской области осуществляется в соответствии с заключенным между АО «АтомЭнергоСбыт» и ПАО «Россети Центр» договором от 01.04.2014 № 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому ПАО «Россети Центр» обязуется оказывать АО «АтомЭнергоСбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически вязанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации территориальным сетевым организациям, к объектам электросетевого хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

По информации ПАО «Россети Центр» электроснабжение д.Видогощи осуществляется по ВЛ 0,4 кВ № 1 от ТП № 808 «Видогощи» по ВЛ 10 кВ № 09 от ПС 35/10 кВ «Головино», находящихся на балансе и в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «Россети Центр».

По информации АО «АтомЭнергоСбыт» качество электрической энергии, приобретенной Гарантирующим поставщиком на оптовом рынке и поставляемой потребителя в д. Видогощи соответствует требованиям нормативных документов (ГОСТ 32144-2013). АО «АтомЭнергоСбыт».

Заявителем представлена информация об отключениях электроэнергии более чем на 100 часов за 2021 год, а также сканы СМС сообщений об отключениях электробытового прибора, установленного на объекте в д. Видогощи, с использованием GSM модуля «Котел OK», подтверждающие отключения электроэнергии.

Из представленных сканов переписки с Заявителем на портале «Светлая страна», следует, что ПАО «Россети Центр» подтвердило следующие аварийные отключения на ВЛ 10 кВ № 09 ПС Головино.

Информация от 14.01.2021 (отвечал Лобков М.В. – первый заместитель директора- главный инженер филиала «Тверьэнерго») отключения вследствие падения деревьев из грубины лесного массива и неблагоприятные погодные условия:

- 23.02.2020 – с 12.12 до 16.48 (4ч 36м);

- 13.03.2020 – 09.10 до 23.26 (12ч 16м);

- 08.07.2020 – 09.20 до 18.12 (10ч 52м);

- 15.07.2020 – 10.37 до 13.27 (2ч 50м);

- 07.01.2021 – 09.39 до 18.41 (9ч 02м);

- 10.01.2021 – 08.06. до 19.22 (11ч 16м).

Информация от 11.08.2021 – отключения ввиду схлестывания проводов в пролете опор № 50, № 51

- 31.05.2021 – 12.52 до 13.41 (49м).

Информация от 15.09.2021 (отвечал Лобков М.В. – первый заместитель директора- главный инженер филиала «Тверьэнерго»)

- 27.08.2021 – 11.08 до 15.06 (3ч 58м) – замена проходных изоляторов на крыше коллекторного распределительного устройства наружной установки 10 кВ, а также капитального ремонта шинного и линейного разъединителей 10 кВ.

Информация от 17.09.2021 и от 28.09.2021 (отвечал Майоров А.В. – заместитель генерального директора - главный инженер филиала «Тверьэнерго»):

- 16.08.2021 – 11.56 до 16.22 (4ч 26м) – в связи с покраской трансформаторной подстанции, ревизией оборудования;

- 17.08.2021 – 12.50 до 16.28 (3ч 38м) – в связи с покраской и капитальным ремонтом трансформаторной подстанции;

- 27.08.2021 – 11.08 до 15.06 (3ч 58м) – замена проходных изоляторов на крыше коллекторного распределительного устройства наружной установки 10 кВ, а также капитального ремонта шинного и линейного разъединителей 10 кВ.

Информация от 05.10.2021 (отвечал Майоров А.В. – заместитель генерального директора - главный инженер филиала «Тверьэнерго»):

-06.09.2021 -15.00 до 15.58 (58м) – в связи с оперативными переключениями, восстановлением схемы;

-21.09.2021 – 13.56 до 14.04 (08) в связи с оперативными переключениями на воздушной линии 35 кВ;

-23.09.2021 – 09.00 до 17.00 (8ч) – отключение по причине проведения работ на крыше комплектного распределительного устройства наружной кустановки.

Информация от 17.01.2022 (отвечал Лобков М.В. –первый заместитель директора- главный инженер филиала «Тверьэнерго»)

20.12.2021 – 13.46 до 14.41 (55м) – падение дерева на провода, обрыв вязки на опоре № 54;

- 21.12.2021 – 09.44 до 15.17 (5ч 33м) – обрыв провода в пролете опор № 45 - № 46.

Итого, как следует из переписки, время отключения за 2021 год составило 52 часа 41 минуты.

Перепиской подтверждено отключение электроэнергии, отраженной в вышеуказанных письмах ПАО «Россети Центр». Вместе с тем, в переписке указано более длительное время отключения 07.01.2021 (9 часов 02 мин), что подтверждается СМС сообщениями, по сравнению с указанному в письме от 25.03.2021 (0 часов 1 минута).

Таким образом, как следует из данных переписки с должностными лицами ПАО «Россети Центр», с учетом информации ПАО «Россети Центр» от 25.03.2021, в т.ч. об отключении электричества 04.01.2021 – с 23.08 до 21.17 05.01.2021 (22 ч 09м), с учетом информации ПАО «Россети Центр» от 20.01.2022 и от 16.02.22 об отключении электричества 23.12.2021 – с 12.40 до 15.48 (3 ч 08 м), в период с 04.01.2021 до 23.12.2021 ПАО «Россети Центр» допустило нарушение предельного времени отключения электроэнергии в д.Видогощи – 77 часа 58 минут.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» в 2021 году допустило перерывы в электроснабжении потребителей д. Видогощи Калининского района с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Центр» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необеспечении надлежащей передачи электроэнергии на объекты в д. Видогощи Калининского района Тверской области с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии, что ущемляет права неопределенного круга лиц д. Видогощи на получение услуги.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.31, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Установленные в рамках дела № 069/01/10-631/2021 обстоятельства указывают на наличие в действиях ПАО «Россети Центр» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – период с 04.01.2021 до 23.12.2021.

Место совершения административного правонарушения – ул. М. Ордынка, д.15, г. Москва, ПАО «Россети Центр» (необеспечение надлежащей передачи электроэнергии произведено на объекты, расположенные в д. Видогощи Калининского района Тверской области).

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение ПАО «Россети Центр» совершено виновно, так как юридическое лицо должно было не допускать нарушения антимонопольного законодательства, однако, не предприняло надлежащих мер для этого, что вовлекло ущемление интересов неопределенного круга лиц и жалобы.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

Правоотношения в сфере антимонопольного регулирования являются предметом особой защиты со стороны государства, о чем свидетельствует, в том числе, установление значительных размеров санкций за деяния, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Действия ПАО «Россети Центр», выразившиеся в необеспечении надлежащей передачи электроэнергии на объекты в д. Видогощи Калининского района Тверской области с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии, повлекли ущемление интересов неопределенного круга потребителей, представляли угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность: 1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год; 2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Обстоятельств, смягчающие и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно пункту 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ сумма выручки определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Приказ № 64 о возбуждении дела № 069/01/10-631/2021 издан 30.11.2021.

Согласно письму ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Тверьэнерго» от 01.12.2022 б/н:

- общая сумма выручки филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» от реализации всех товаров, работ и услуг за 2020 год составила 10 887 418 тыс. руб.;

- общая сумма выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии в д. Видогощи Калининского района Тверской области за 2020 год составила 1 919 194,18 руб.

Расчет размера штрафа исходя из положений пункта 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ:

Минимальный размер административного штрафа – 5757,58 руб. (три тысячных от 1 919 194,18 руб.); максимальный размер административного штрафа – 57575,82 руб. (три сотых от 1 919 194,18 руб.).

Сумма минимального размера административного штрафа (5757,58 руб.) и половины разности максимального размера и минимального размера административного штрафа (25909,12 руб.) составляет 31666,7 руб. (пункт 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ).

Руководствуясь санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, размер штрафа подлежит доведению до 100 тыс. руб.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ - 1 год. В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. На момент вынесения постановления срок давности не истек.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо Публичное акционерное общество «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 770501001, дата государственной регистрации 17.12.2004) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на Публичное акционерное общество «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 770501001, дата государственной регистрации 17.12.2004) административный штраф в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей).

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Тверской области (Тверское УФАС России), л/с 04361361360

ИНН 6905005800 КПП 695001001

Р/сч. 03100643000000013600 в ОТДЕЛЕНИИ ТВЕРЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Тверской области г. Тверь

Кор/с 40102810545370000029

БИК 012809106

код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0031 140

ОКТМО 28701000

Назначение платежа – штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, оплата штрафа по постановлению № 069/04/14.31-526/2022

Идентификатор начисления (обязательно для указания) 16100500000001565445

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), оставляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Сведения о взыскателе: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722, КПП 695001001, Дата регистрации 03.11.2003 Лицевой счет 04361361360

Связанные организации

Связанные организации не указаны