Решение №05-6/1-5-2019 без аннотации от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-5-2019

 

01 марта 2019 года                                                                                                                           Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: ***,

члены Комиссии:

***

в присутствии представителей Государственного казенного учреждения Тверской области «Тверьоблстройзаказчик» (далее – Заказчик): ***,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей ООО «Монолитстроймонтаж» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,                                                            

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 22.02.2019 поступила жалоба Общества, согласно которой положения документация об электронном аукционе на право заключения контракта на осуществление функций генерального подрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово» (извещение от 06.02.2019 № 0836200001819000001) не соответствуют требованиям Закона в части:

1) объект закупки описан без использования позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) неустановления в документации об аукционе требований к участникам закупки о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

3) объединения в один лот технологически не связанных между собой работ;

4) размещения аукционной документации в формате PDF, что не позволяет участникам закупки копировать текст как полностью, так и фрагментов такой документации;

Заказчик представил письменные возражения на жалобу, считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

 

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

06.02.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0836200001819000001 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление функций генерального подрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово», и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 204 459 944.60 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

В соответствии частью 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Порядка под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Как указано выше, предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово» (код по ОКПД - 41.20.40.900), а извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Заказчиком 06.02.2019.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://www.zakupki.gov.ru/epz/ktru/quicksearch/search.html  размещен единый «Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в который включен, в том числе код позиции «41.20.40.000-000 работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)», при этом датой начала обязательного применения данной позиции каталога является 01.07.2019.

Таким образом, у Заказчика отсутствует обязанность использовать в описании объекта закупки информацию, включенную в соответствующую позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а жалоба Общества в данной части является необоснованной.

 

2. Согласно доводам жалобы Общества в соответствии с проектно-сметной документацией, размещенной заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в составе документации об аукционе, в объект закупки включены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые подлежат выполнению лицами, имеющими выдаваемые МЧС России лицензию на осуществление деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», следовательно, Заказчик в документации об аукционе обязан был установить требования о наличии у участника аукциона вышеуказанной лицензии.

Данный довод Общества Комиссия считает необоснованным в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленными в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно пункту 17 Требований к участникам электронного аукциона информационной карты документации об аукционе участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; участник аукциона - член саморегулируемой организации должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии); саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При этом, как следует из жалобы Общества и не отрицается Заказчиком, в объем работ, подлежащих выполнению в ходе исполнения контракта, входят, в том числе, такие работы как: автоматическое управление пожаротушением, охранная сигнализация, пожарная сигнализация, огнезащитное покрытие металлоконструкций, огнезащитное покрытие деревянных конструкций.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с данным Законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно части 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225, (далее – Положение) лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно части 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в данный перечень входят в том числе: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Таким образом, работы по монтажу автоматического управления пожаротушением, охранной сигнализации, пожарной сигнализации, огнезащитного покрытия металлоконструкций, огнезащитного покрытия деревянных конструкций подлежат выполнению лицом, имеющим лицензию на соответствующие виды работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Как указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Содержание извещения о проведении аукциона и документации об аукционе свидетельствуют о том, что Заказчик определил объект закупки следующим образом – «осуществление функций генерального подрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово»»; работы, для выполнения которых требуется вышеуказанная лицензия, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по реконструкции дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово, следовательно, устанавливать требования к участникам закупки Заказчик обязан в соответствии с градостроительным законодательством.

При этом Комиссия отмечает, что документация об аукционе и проект государственного контракта предусматривают право генерального подрядчика вправе привлекать к выполнению работ по контракту других лиц (субподрядчиков), обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием.

В этой связи Комиссия считает правомерным неустановление в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 03.09.2016 № 304-КГ16-10578 по делу № А75-11617/2015 и от 02.11.2016 № 305-КГ/16-11212 по делу № А40-147967/2015.

Таким образом, жалоба Общества в данной части признается необоснованной.

 

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 данного Закона запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Как указано выше, предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Реконструкция дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово», вместе с тем, Общество в своей жалобе указывает на то, что документацией об аукционе предусмотрена поставка технологического оборудования, а именно: электрополотенца, кресла, мойки, громкоговорители, одежда сцены и так далее, которое, по мнению Общества, технологически и функционально не связаны со строительными работами.

Как следует из письменных и устных пояснений Заказчика монтаж указанного оборудования затрагивает вопросы согласования или сопряжения данного оборудования и с другими процессами строительства, такими как электроснабжения, водоотведение, прокладка слаботочных систем, проведение пусконаладочных работ и так далее.

На заседание Комиссии Заказчиком представлена локальная смета № 02-01-21 на технологическое оборудование (монтируемое), данная локальная смета входит в состав проектно-сметной документации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок и содержит, в том числе, позиции, на которые указывает Общество в своей жалобе, что, с учетом пояснений Заказчика, подтверждает, что данное оборудование требует монтажа.

Также Заказчик пояснил, что часть предусмотренных локальными сметами товаров (в частности, локальной сметой № 02-01-15 на технологическое оборудование (не монтируемое)) не были включены в объект закупки как раз по причине возможности их отдельной закупки.

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют основания для вывода о том, что указанное выше оборудование функционально и/или технологически не связано с предметом закупки и должны поставляться и устанавливаться (монтироваться) отдельно от выполнения работ по реконструкции дворца культуры «Шахтер» в г. Нелидово.

Доводы и доказательства обратного Общество в своей жалобе не представило.

Таким образом, жалобы Общества в данной части является необоснованной.

 

4. Относительно довода Общества о нарушении Заказчиком требований Закона в связи с размещением документация об аукционе в формате PDF, что не позволяет производить копирование текста, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системе в сфере закупок» (далее - Правила) технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 307-КГ15-17127 по делу № А66-15075/2014 ни в Законе, ни в Положении о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденном приказом Минэкономразвития России и Федерального Казначейства от 14.12.2010 № 646/21н, не содержатся требования об обязательном обеспечении при размещении информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов возможности копирования фрагментов текста, а также в каком именно формате должна быть опубликована информация; все участники аукциона находятся в равных правах и имеют равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности ее копирования, размещение информации в формате PDF, не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.

Таким образом, жалоба Общества в данной части является необоснованной.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Монолитстроймонтаж» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны