Определение №04-6/2-4610ЛП по признакам нарушения статьи 28 Закона о рекламе от 27 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 069/05/28-230/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

27 сентября 2019 г.                                                                          г. Тверь                                                        

Председатель Комиссии Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Посохова Л.В., заместитель руководителя управления, рассмотрев служебную записку отдела контроля органов власти о размещении в общественно-политическом еженедельнике «Новая жизнь» рекламы услуг по предоставлению денежных займов с нарушением требований рекламного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В выпусках общественно-политического еженедельника «Новая жизнь» от 31.05.2019 № 22 (12597) и от 07.06.2019 № 23 (12598) на первой странице размещена информация следующего содержания: «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ 0% ЗНАЧИТ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИ ЗА НЕДЕЛЮ ЗАЙМА!», далее приведены адрес и номер телефона, ниже - текст мелким, не поддающимся прочтению, шрифтом.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная в еженедельнике «Новая жизнь» информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по представлению денежных займов.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно информации, представленной АНО «Редакция газеты «Новая жизнь», вышеуказанная реклама размещена в газете «Новая жизнь» на основании заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Касса Взаимопомощи Деньги Людям» (далее – ООО МКК «КВ Деньги Людям») договора на информационное обслуживание от 08.11.2018 № б/н (далее  - Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора Исполнитель (АНО «Редакция газеты «Новая жизнь») обязуется оказать Заказчику (ООО МКК «КВ Деньги Людям») услугу по размещению рекламного материала Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу на условиях Договора.

В соответствии с пунктом 1.3 Договора макеты рекламных объявлений по согласованию сторон изготавливаются Исполнителем или Заказчиком.

Подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Договора предусмотрено, что Заказчик обязуется предоставить Исполнителю, необходимую для изготовления оригинал-макета либо направить Исполнителю согласованный сторонами макет рекламы в форме, готовой для размещения публикуемого в Издании рекламного и/или рекламно-информационного материала, за 5 календарных дней до подписания в печать номера Издания.

Приложением № 10 к Договору 25.05.2019 сторонами согласован оригинал-макет, содержащий следующую информацию размером 100х80 мм: «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ 0% ЗНАЧИТ НИЧЕГО НЕ ПЛАТИ ЗА НЕДЕЛЮ ЗАЙМА! г. Бологое, ул. Кирова, д. 16 А, 8 (910) <***>. Ниже приведен микротекст: *Заём на условиях «Неделя даром» предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 до 85 лет при первом обращении в организацию. Заём предоставляется наличными денежными средствами на срок от 31 до 35 дней, размер займа составляет от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. Процентная ставка с 1 по 21 день пользования займом составляет 1% в день (365% годовых), с 22 по 28 день проценты не начисляются, с 29 дня и далее процентная ставка составляет 1% в день (365% годовых). Досрочный возврат займа осуществляется в соответствии со ст. 809 ГК РФ. Займы предоставляются ООО МКК «КВ Деньги Людям» (зарегистрировано в реестре МФО 651403111005137 от 20 мая 2014 г., сайт www.creditcassa-march.ru)».

Согласно информации АНО «Редакция газеты «Новая жизнь» (письмо от 09.09.2019 № 8) рекламный макет был предоставлен ООО МКК «КВ Деньги Людям» в готовом виде в виде единого PDF-документа, который не мог быть видоизменен.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Вышеуказанная реклама содержит информацию о процентной ставке за неделю займа – 0%, это условие указано крупным шрифтом, и такая информация в первую очередь воспринимается потребителями рекламы.

Условия предоставления займа - срок, сумма займа и иные условия, являющиеся существенными условиями договора предоставления займа, поскольку без них (при наличии информации только о процентной ставке) невозможно определить сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, указаны мелким шрифтом.

Сведения о лице, оказывающем финансовые услуги, а также дополнительные условия, влияющие на величину расходов, приведены не поддающимся прочтению шрифтом (текст расплывчатый, буквы сливаются), что содержит признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рекламы следует, что за неделю займа проценты не начисляются (0%). Эта информация приведена крупным шрифтом. Мелким нечитаемым шрифтом в рекламе указано, что проценты не начисляются только с 22 по 28 день займа, то есть с третьей недели предоставленного займа.

Отсутствие полной информации о размере начисления процентов за предоставление займа может ввести потребителей в заблуждение, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Как указано выше, объектом рекламирования является финансовая деятельность, следовательно, в отношении распространения такой рекламы применяются предусмотренные пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе специальные требования.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель; ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем является ООО МКК «КВ Деньги Людям» (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная Слободка, д. 22Б, ОГРН - 1142907000037, ИНН – 2907015690), которое включено ЦБ РФ в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Рекламораспространителем является АНО «Редакция газеты «Новая жизнь».

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.         Возбудить производство по делу № 069/05/28-230/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2.    Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

2.1.     Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Новая жизнь» (171070, Тверская область, г. Бологое, пл. Ленина, д. 6, ОГРН - 1026901605356, ИНН – 6907002593),

2.2.  ООО МКК «КВ Деньги Людям» (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Южная Слободка, д. 22Б, ОГРН - 1142907000037, ИНН – 2907015690).

3.         Назначить дело № 069/05/28-230/2019 к рассмотрению на 25.10.2019 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 23, кабинет 120.

4.     В срок до 23.10.2019 АНО «Редакция газеты «Новая жизнь» представить следующие документы и сведения:

- документы, подтверждающие факт оплаты вышеуказанной рекламы за 31.05.2019 и 07.06.2019;

- сведения о размещения вышеуказанной рекламы по состоянию на дату получения настоящего определения;

- документы, подтверждающие обращение к рекламодателю о направлении макета рекламы в другом формате.

5.        В срок до 23.10.2019 ООО МКК «КВ Деньги Людям» представить следующие документы и сведения:

- сведения о полном перечне условий предоставления займа на условиях «Неделя даром»;

-   позицию по делу.

Председатель Комиссии                                                                            Л.В. Посохова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны