Решение №04-6/1-303-3065ЕК о нарушении ч. 1 и ч. 3 статьи 17 Закона о защите конкуренци... от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу  № 069/01/17-303/2020

Резолютивная часть решения оглашена «28» мая 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2021 года              г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Ключникова Е.В. – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/01/17-303/2020 по признакам нарушения  Министерством здравоохранения Тверской области (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23, ОГРН – 1026900516246, ИНН – 6905044950, далее - Министерство) частей 1, 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (система линейного ускорителя) (извещение № 0136500001120000699),

при участии на заседании и посредством видео-конференцсвязи представителей:

  • заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Центр Медицинских Технологий» (далее – ООО «Центр Медицинских Технологий»): <***> (по доверенности от 20.05.2021 № 21),
  • ответчика - Министерства здравоохранения Тверской области (далее – Министерство): <***> (по доверенности от 06.11.2020 № б/н) и <***> (по доверенности от 22.03.2021 № б/н),
  • заинтересованных лиц:

- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер» (далее - ГБУЗ ТОКОД): <***> – главного врача  и <***> (по доверенности от 02.02.2021 № 2/2021), 

- Общества с ограниченной ответственностью «Передовые Медицинские Технологии» (далее – ООО «Передовые Медицинские Технологии»): <***> - генерального директора, <***> (по доверенности от 08.07.2020 № б/н), <***> (по доверенности от 08.07.2020 № б/н),  

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/01/17-303/2020 возбуждено на основании заявления ООО «Центр Медицинских Технологий» (далее – Общество), в котором изложена позиция о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (система линейного ускорителя) (извещение № 0136500001120000699) (далее - Аукцион), которое могло привести к необоснованному увеличению цены закупаемого оборудования. Общество, в частности, указало, что техническое задание (далее – ТЗ) содержит требование об оснащении линейного ускорителя стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента, характеристики которой в совокупности соответствуют исключительно оборудованию ExacTrac производства БрейнЛАБ АГ (Германия), в связи с чем участвовать в аукционе могут только дистрибьюторы БрейнЛАБ АГ (Германия). Кроме того, Общество указало, что такое формирование технического задания (не посредством отдельных закупок линейного ускорителя и стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента, а посредством объединения в один предмет двух самостоятельных медицинских изделий) влечет существенное удорожание.

Министерство полагает, что при проведении Аукциона не нарушены требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку техническое задание сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), между включенным в предмет закупки медицинским оборудованием имеется технологическая и функциональная взаимосвязь.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ГБУЗ ТОКОД и ООО «Передовые Медицинские Технологии» полагают, что  Министерством при проведении Аукциона не нарушены требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку техническое задание сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, между включенным в предмет закупки медицинским оборудованием имеется технологическая и функциональная взаимосвязь, одновременная закупка системы линейного ускорителя с дополнительным оборудованием, позволяет повысить качество оказания медицинских услуг.

21.05.2021 в Тверское УФАС России поступило ходатайство ООО «Передовые Медицинские Технологии» о предоставлении аудиозаписей заседаний комиссий Тверского УФАС России, проведенных 03.02.2021. 28.04.2021 и 12.05.2021, по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе в его удовлетворении. Результаты рассмотрения ходатайства отражены в протоколе заседания Комиссии Тверского УФАС России от 27.05.2021.

26.05.2021 в Тверское УФАС России поступило ходатайство ООО «Передовые Медицинские Технологии» об отложении заседания Комиссии в связи с необходимостью проведения экспертизы об установлении средней рыночной стоимости системы линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии, по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе в его удовлетворении. Результаты рассмотрения ходатайства отражены в протоколе заседания Комиссии Тверского УФАС России от 27.05.2021.

Комиссия в ходе рассмотрения дела на основании материалов, представленных лицами, участвующими в рассмотрении дела, информации, а также полученной Тверским УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела, установила следующее.         

1. 18.03.2020 Комитетом государственного заказа Тверской области размещено извещение о проведении Аукциона, заказчиком является Министерство, поставка - для нужд ГБУЗ ТОКОД. Предмет Аукциона – поставка системы линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая, укомплектованная дополнительным оборудованием, в том числе, стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента.

Согласно протоколу от 13.04.2020 для участия в Аукционе поступила единственная заявка ООО «Передовые Медицинские Технологии»,  которая признана соответствующей требования документации, Аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт № 0136500001120000699 на поставку медицинских изделий (система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая в составе: системы лучевой терапии Clinac iX производства Вариан Медикал Системс Инк и дополнительного оборудования, в том числе, стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента ExacTrac производства «БрейнЛАБ АГ», заключен 24.04.2020 с единственным участником ООО «Передовые Медицинские Технологии» по начальной (максимальной) цене 262 037 500,00 рублей. 

Согласно государственному контракту от 24.04.2020 № 0136500001120000699 на поставку системы линейного ускорителя срок поставки обусловлен заявкой заказчика, которая должна быть направлена не позднее 15.07.2020. При этом срок поставки составляет 90 дней со дня получения вышеуказанной заявки.

Министерство письмом от 18.06.2020 № 4975-КС представило информацию о том, что техническому заданию в совокупности соответствует три модели линейных ускорителей двух производителей: Clinac iX и TrueDeam производства Varian и Versa HD производства Electa.

В ходе рассмотрения заявления Общества был направлен запрос в ООО «МедЛайн» от 10.06.2020 № 05-6/3-1-3113ЛП, которое, согласно официальному сайту организации, осуществляет поставки по заказу систем лучевой терапии Varian Clinac iX.

ООО «МедЛайн» письмом от 21.07.2020 № 189-20/МЛ подтвердило, что параметрам, указанным в техническом задании, могут соответствовать линейные ускорители TrueBeam и Clinac IX производства Varian, причем последний, только в случае его доукомплектования столом пациента с 6-тью степенями свободы движения, который может быть изготовлен сторонним производителем. Кроме того, ООО «МедЛайн» указало, что указанное в разделе 2 технического задания дополнительное оборудование, а именно, «Стереоскопическая система контроля положения и укладки пациента» (п. 2.9 ТЗ), «Дополнительные системы и принадлежности (п. 2.10 ТЗ), «Система радиационного контроля» (п. 2.11 ТЗ), не производится компанией Varian Medical Systems.

ООО «МедЛайн» также отметило, что в техническом задании описано две системы стереоскопического контроля положения и укладки пациента, они указаны в п. 2.8 и п. 2.9 технического задания, при этом, линейные ускорители Clinac IX и TrueBeam производства Varian оснащены системой контроля положения и укладки пациента, однако, систему, соответствующую п. 2.9 технического задания, Varian Medical Systems не производит.

Министерство не отрицало возможность двух самостоятельных закупок - линейного ускорителя и стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента. Закупка единым аукционом двух самостоятельных единиц оборудования Министерство обосновывает желанием получить уже смонтированное оборудование, а не монтировать его после поставки линейного ускорителя. Техническое или иное обоснование невозможности или недопустимости закупки стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента отдельно от закупки линейного ускорителя Министерство не представило. При этом из пояснений Министерства следует, что линейный ускоритель и стереоскопическая система контроля положения и укладки пациента поставлены не как единое оборудование, которое в таком неразрывном виде и будет монтироваться, а как самостоятельные единицы, которые последовательно будут монтироваться в ГБУЗ ТОКОД.

ГБУЗ ТОКОД поддерживает доводы Министерства, представило пояснения, изложенные в письмах от 12.10.2020 № 1050, от 01.02.2021 № 95, от 10.03.2021 № 254, от 20.03.2021 № 336, от 26.05.2021 № 569, сообщив следующее. Закупка линейного ускорителя, оснащенного, в том числе системой контроля положения и укладки пациента, нельзя рассматривать как закупку двух товаров объединенных в один лот, поскольку оснащение линейного ускорителя как единого комплекса стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента ExacTrac обусловлено спецификой его применения и направленностью ее применения в целях максимальной помощи пациенту в излечении заболевания. Также ГБУЗ ТОКОД привело доводы о том, что в рамках рассмотрения жалобы Общества на положения документации Аукциона, поданной в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, решением Тверского УФАС России от 10.04.2020 по делу № 05-6/1-053-2020 жалоба Общества признана необоснованной.

Доводы ГБУЗ ТОКОД подлежат отклонению, учитывая следующее.

Настоящее дело № 069/01/17-303/2020 возбуждено по признакам нарушения частей 1, 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, порядок рассмотрения которого регламентирован Законом о защите конкуренции и  Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. Выводы  рассмотрения жалобы Общества в рамках Закона о контрактной системе не могут быть учтены в настоящем деле, поскольку процедура рассмотрения дела регламентирована антимонопольным законодательством.

Кроме того, вывод о невозможности закупки двух товаров – линейного ускорителя и системой контроля положения и укладки пациента опровергается пояснениями Министерства и не доказан документально.

ООО «Передовые Медицинские Технологии» поддерживает доводы Министерства и ГБУЗ ТОКОД, представив позицию в письмах от 12.10.2020 № 158, от 10.03.2021 № 1496, от 27.04.2021 вх. № 2699-эл и от 25.05.2021 № 128. ООО «Передовые Медицинские Технологии» полагает, что закупаемый в Аукционе комплекс является универсальным средством лечения пациентов с онкологическими заболеваниями. Его особенностью является совмещение в нем одновременно средства для проведения радиохирургических операций, а также лучевой терапии. Описанию предмета закупки в части аппарата линейного ускорителя соответствуют 3 модели 2 разных производителей – CLINAC iX и TRUEBEAM производства компании Varian Medical System, а также Versa HD производства компании Elekta Limited. ООО «Передовые Медицинских Технологий» предложило систему производства БрейнЛАБ. При этом ООО «Передовые Медицинские Технологии» полагает, что закупка в виде линейного ускорителя и стереоскопической системы укладки пациента работает в рамках единого технологического процесса, обеспечивает  функционирование всего комплекса для выполнения высокосложных лучевых система ExacTrac компании BrainLab, являясь дополнительной опцией линейного ускорителя, контролирует положение пациента в процессе сеансов лучевой терапии.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом вышеуказанной статьей закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Учитывая вышеуказанные законодательные требования, допустимым признается закупка в составе одного лота товаров, работ, услуг, отвечающих требованию одновременной технологической и функциональной взаимосвязи.

Технологическая и функциональная взаимосвязь подразумевает взаимную обусловленность использования определенных объектов по целевому назначению и невозможность их использования раздельно без какого-либо ущерба для качества и целевого назначения данных объектов по отдельности, либо без снижения их функциональных характеристик.

В случае, если закупаемый заказчиком комплекс оборудования (как в рассматриваемом случае), составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит функционированию исключительно при взаимосвязи оборудования, входящего в него, объединение оборудование данного комплекса в предмет одного лота не противоречит антимонопольному законодательству, соответствует положениям части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и не ведет к необоснованному ограничению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку направлено на обеспечение наиболее эффективного и оптимального функционирования закупаемого в составе одного лота единым комплексом оборудования.

Линейный ускоритель и стереоскопическая система контроля положения и укладки пациента являются самостоятельными медицинскими изделиями, что подтверждается наличием на каждое медицинское изделие собственного регистрационного удостоверения, что не отрицается Министерством и лицами, участвующими в деле.

Согласно письму от 06.02.2020, подписанному региональным менеджером по продажам БрейнЛАБ АГ, система контроля положения и укладки пациента ExacTrac производства БрейнЛАБ АГ не является самостоятельным лечебным оборудованием и может использоваться при лечении пациентов только будучи установленным на медицинском линейном ускорителе.

Согласно письму от 09.04.2020, подписанному региональным менеджером по продажам БрейнЛАБ АГ, система контроля положения и укладки пациента ExacTrac производства БрейнЛАБ АГ имеет возможность функционировать со всеми типами линейных ускорителей, в том числе, Varian и Electa.

Пояснения Министерства и ГБУЗ ТОКОД, а также позиция поставщика ООО «Передовые Медицинские Технологии» об объединении в рамках одного лота закупки как линейного ускорителя, так и стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента, свидетельствуют о том, что такое объединение обусловлено удобством одновременного монтажа и необходимостью сокращения сроков в результате одной закупки. При этом из пояснений не следует, что линейный ускоритель не способен  функционировать и выполнять основную функцию без его монтажа системой контроля положения и укладки пациента; более того, линейный ускоритель уже укомплектован такой системой, а указанная в пункте 2.9 ТЗ «Стереоскопическая система контроля положения и укладки пациента» монтируется в дополнение к уже существующей в линейном ускорителе системе. Также из пояснений не следует, что только при взаимном и неразрывном использовании линейного ускорителя и соответствующей пункту 2.9 ТЗ стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента возможно достижение целевого назначения линейного ускорителя, а без такого доукомплектования линейный ускоритель не выполняет свою основную функцию.

Таким образом, не подтверждена одновременная технологическая и функциональная взаимосвязь между линейным ускорителем и предусмотренной пунктом 2.9 ТЗ стереоскопической системой контроля положения и укладки пациента. При этом Комиссия учитывает значительный период времени с даты объявления закупки (18.03.2020) до момента поставки оборудования (октябрь 2020 года), в течение которого заказчик имел возможность закупить соответствующую пункту 2.9 ТЗ стереоскопическую систему контроля положения и укладки пациента и любое иное оборудование, которое, по мнению заказчика, необходимо для улучшения качества медицинской помощи.    

При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям. Однако из буквального толкования статей 8 и 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.    

Закупка оборудования линейного ускорителя и предусмотренной пунктом 2.9 ТЗ стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента, которая соответствует в совокупности оборудованию исключительно ExacTrac производства БрейнЛАБ АГ при отсутствии такой неразрывной технологической  и функциональной взаимосвязи противоречит требованиям части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку лица, не являющиеся официальными представителями БрейнЛАБ АГ, или не связанные длительными коммерческими связями с последним, существенно ограничены в возможности принять участие в такой закупке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками  ограничения конкуренции признаются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,  а также установление органами государственной власти, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В результате Общество не смогло подать заявку на участие в Аукционе.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика (Министерства) при проведении Аукциона свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.04.2020 поступила единственная заявка ООО «Передовые Медицинские Технологии»,  которая признана соответствующей требования документации, Аукцион признан несостоявшимся и договор на поставку системы лучевой терапии Clinac iX производства Вариан Медикал Системс Инк с дополнительным оборудованием заключен с единственным участником - ООО «Передовые Медицинские Технологии» по начальной (максимальной) цене 262 037 500,00 (двести шестьдесят два миллиона тридцать семь тысяч пятьсот) рублей. 

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно частям 2, 3, 5, 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным (иные методы применяются в установленных вышеуказанным законом случаях) и заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении указанного метода информация о ценах должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров (работ, услуг).  В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных  или однородных товаров (работ, услуг), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе   методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно пункту 3.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, (далее Методические рекомендации) в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в течение последних трех лет.

Согласно пункту 3.9 Методических рекомендации в случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) такой запрос рекомендуется направлять в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим контракты в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК.

Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Таким образом, императивные требования статьи 22 Закона о контрактной системе и методические рекомендации по ее применению, возлагают на заказчика обязанность учитывать при расчете НМЦК коммерческие предложения лишь реальных участников соответствующего товарного рынка, обладающих положительным и некраткосрочным опытом поставок соответствующего товара (работы, услуги) и исключают возможность направлять запросы коммерческих предложений хозяйствующим субъектам, не имеющим опыты поставок, либо опыт поставок которых не может быть признан положительным вследствие нарушения условий контракта, и тем более не вправе учитывать при расчете НМЦК коммерческие предложения таких хозяйствующих субъектов.

Согласно письму ГБУЗ ТОКОД от 01.02.2021 № 95 НМЦК формировало Министерство, выступившее заказчиком. 

Анализ ценовых предложений, учтенных при формирование НМЦК Аукциона свидетельствует о том, что НМЦК в размере 262 037 500,00 руб. сформирована Министерством на основе 4-х ценовых предложений:

- ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» (ИНН 7725405487), которое представило коммерческое предложение о поставке линейного ускорителя Versa HD производства Electa, доукомплектованного системой контроля положения и укладки пациента ExacTrac; цена 289 млн.руб.; коммерческое предложение подписано заместителем генерального директора <***>;

-  ООО «Фабрика радиотерапевтической техники» (ИНН 5010052215), которое представило коммерческое предложение о поставке линейного ускорителя Clinac iX производства Varian (Россия), доукомплектованного системой контроля положения и укладки пациента ExacTrac (Германия); цена 237 млн.руб.;

- ООО «Передовые медицинские технологии» (ИНН 7718998476), которое представило коммерческое предложение о поставке линейного ускорителя производства Varian (Россия), доукомплектованного системой контроля положения и укладки пациента ExacTrac (Германия); цена 248,5 млн.руб;

 - ООО «Торговый дом Синергия» (ИНН 7716931998), которое представило коммерческое предложение о поставке линейного ускорителя производства Varian (США), доукомплектованного системой контроля положения и укладки пациента ExacTrac; цена 273,65 млн.руб.

Наибольшее ценовое предложение, учтенное при формировании НМЦК, поступило от ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» (ИНН 7725405487). Вместе с тем, юридического лица, имеющего наименование ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» и ИНН 7725405487, не существует. Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте ФНС России, ИНН 7725405487 имеет юридическое лицо с наименованием ООО «Интерактивная цифровая подпись», виды деятельности которого не имеют отношения к производству и поставкам медицинского оборудования (разработка программного обеспечения и торговля компьютерами, периферийными устройствами, компьютерными программами).

ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» имеет ИНН 7714335421. Согласно общедоступным сведениям, размещенным на сайте ФНС России, в 2017 году сведения об ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» признаны налоговым органом недостоверными, в ноябре 2019 года налоговый орган принял решение о предстоящем исключении ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, 12.03.2020 юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ.

Таким образом, НМЦК сформирована Министерством с учетом ценового предложения недействующего юридического лица, относительно которого в период запроса коммерческих предложений регистрирующим органом уже принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.

При этом Министерство не представило обоснование направления запроса коммерческого предложения в адрес ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» с учетом требований статьи 22 Закона о контрактной системе. Как следует из письма Министерства от 30.03.2021, Министерство не располагает информацией об участии ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» (ИНН 7725405487) и ООО «Интерактивная цифровая подпись» (ИНН 7725405487)  в государственных закупках в качестве поставщика высокотехнологичного медицинского оборудования, в том числе, оборудования для лучевой терапии. Информацию о причинах и основаниях направления запроса коммерческих предложений в адрес ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» Министерство не представило.

ООО «Фабрика радиотерапевтической техники», ООО «Передовые медицинские технологии» и ООО «Центр Медицинских Технологий» указали (письма от 23.03.2021 № 114, от 29.03.2021 № 77 и от 26.03.2021 б/н соответственно), что не располагают информацией об участии ООО «Инжиниринговый центр Прогресс» (ИНН 7725405487) и ООО «Интерактивная цифровая подпись» (ИНН 7725405487)  в торгах, предметом которых является закупка медицинского оборудования, аналогического предмету Аукциона.

Учитывая вышеизложенное, у Министерства отсутствовали законные основания для формирования НМЦК в размере 262 037 500,00 руб. с учетом самого высокого коммерческого предложения ООО «Инжиниринговый центр Прогресс». Действия Министерства повлекли необоснованное завышение НМЦК, вследствие чего для единственного участника Аукциона ООО «Передовые медицинские технологии» (ИНН 7718998476) фактически созданы благоприятные условия участия в Аукционе, поскольку при надлежащем формировании заказчиком НМЦК исходя из 3-х коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, обладающих положительным опытом поставок, аналогичных предмету Аукциона, государственный контракт мог быть заключен по цене не выше 253 050 000 руб..

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещено создание участнику торгов, или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (пункт 2).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками  ограничения конкуренции признаются, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Действия заказчика (Министерства) при проведении Аукциона повлекли существенный (необоснованный) рост цены государственного контракта, не обусловленный общими условиями обращения товара (медицинского оборудования) на товарном рынке, что признается признаком ограничения конкуренции и свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Тверским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, определенном пунктом 10.10 Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Согласно извещению предметом Аукциона является система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая; код позиции КТРУ  32.50.50.190-00001393; код по ОКПД2 32.50.50.190: изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом от даты опубликования извещения о проведении закупки (18.03.2020) до даты заключения контракта (24.04.2020).

На дату рассмотрения дела поставка системы линейного ускорителя осуществлена в ГБУЗ ТОКОД и введена в эксплуатацию.

В связи с исполнением государственного контракта от 24.04.2020 № 0136500001120000699 на поставку системы линейного ускорителя, отсутствуют  основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать в действиях Министерства здравоохранения Тверской области нарушение пункта 2 части 1 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 069/01/17-303/2020 по статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

3. В связи с тем, что государственный контракт исполнен, Министерству здравоохранения Тверской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Направить материалы дела № 069/01/17-303/2020 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии: Е.В. Ключникова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев 

Связанные организации

Связанные организации не указаны