Решение б/н Решение комиссии Тверского УФАС России от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело рассмотрено 19 ноября 2008 г.
г. Тверь
Решение изготовлено 03 декабря 2008 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее –Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Л.В. Посохова, заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е.– начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело № 03-6/1-99-2008 по признакам нарушения ОАО «Тверьавтотранс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено 10.09.2008 г. по инициативе Тверского УФАС России по факту взимания ОАО «Тверьавтотранс» с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета.
В соответствии с требованиями приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 25.04.2006 г. № 108, зарегистрированного в Минюсте России 27.07.2006 г. № 812, а также согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 г. № 9541), Тверским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов г. Твери, который выявил, что на территории г. Твери ОАО «Тверьавтотранс» является единственной организацией, оказывающей услуги автовокзала (иные автовокзалы в г. Твери отсутствуют), с долей на указанном рынке 100 %.
Учитывая, что доля ОАО «Тверьавтотранс» на рынке услуг автовокзалов г. Твери превышает 50%, его положение в соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции, признаётся доминирующим.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей ОАО «Тверьавтотранс», пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Тверьавтотранс» по взиманию с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо основной стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с билета, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
Факт осуществления деятельности ОАО «Тверьавтотранс» на рынке автовокзалов подтверждается сведениями, представленными Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области от 19.06.2008 № 02-17, и наличием в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) отдельно выделенной группы услуг под кодом 63.21.2 «Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта», данная группировка услуг включает в себя услугу 63.21.21 «Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.)».
ОАО «Тверьавтотранс» оказывает услуги, указанные в п. 3 ГОСТ Р 51825-2001 в группе «услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке пассажиров», которые в соответствии ОКВЭД классифицированы как прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, деятельность терминалов (автобусных станций).
Согласно Федеральному закону 08.10.2008 № 213-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.
В соответствии со ст.ст. 784,786 Гражданским кодексом РФ и Законом Тверской области от 15.12.2004 № 73-ЗО «Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Тверской области» перевозка пассажира - это доставка (непосредственное перемещение) пассажира и его багажа в пункт (место) назначения с использованием транспортного средства. Перевозка осуществляется на основании договора перевозки, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира с автоперевозчиком удостоверяется билетом.
Приказом генерального директора ОАО «Тверьавтотранс» от 17.01.2007 № 3 установлена плата за услуги автовокзала в размере 10 рублей для пассажиров междугородних маршрутов, которая включает в себя, согласно приказу, следующие возмездные услуги автовокзала:
- справочно-информационное обслуживание (на автовокзалах и пассажирских автостанциях/ информация о расписании движения автобусов, тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров; предоставление информации в справочном бюро или по телефону; зрительная и звуковая информация о месте и времени отправления автобуса; информация о порядке оформления багажа; информация о встречающих);
- размещение пассажиров в залах ожидания, комнатах длительного отдыха пассажиров, и т.д.;
- оказание экстренной медпомощи в медпунктах;
- хранение и выдача вещей, забытых пассажиром;
- прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах;
- услуги перронных контролёров по размещению пассажиров и багажа.
При этом, плата в размере 10 руб. взимается с пассажиров пользующихся услугами автовокзала г. Твери при продаже билета без доведения до пассажиров информации о возможности приобретения билетов без оплаты стоимости услуг автовокзала в размере 10 руб.
Нормативные документы, предусматривающие возможность взимать с пассажиров плату за услуги автовокзала в размере 10 руб. отсутствуют.
Статьёй 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) закреплено безусловное право пассажира бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.
Таким образом, взимание платы за размещение пассажира в зале ожидания противоречит Уставу автомобильного транспорта.
ОАО «Тверьавтотранс» являясь исполнителем услуг, заключает возмездные договоры с автоперевозчиками на оказание услуг по организации перевозок пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах междугороднего, внутриобластного, пригородного сообщения, в соответствии с которыми ОАО «Тверьавтотранс» принимает на себя обязательства оказывать автоперевозчикам следующие услуги:
-продавать билеты и багажные квитанции перевозчика на территории исполнителя;
- выделять на территории автовокзала площадки для посадки и высадки пассажиров;
- обеспечивать регулярные перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах перевозчика междугороднего и пригородного сообщения;
- проверять проездные документы (билеты) у пассажиров, осуществляющих поездку на посадочных площадках автовокзала;
- контролировать соблюдение водителями перевозчика расписаний движения автобусов;
- предоставлять и принимать необходимую информацию, связанную с организацией перевозок пассажиров на регулярных маршрутах пригородного и междугороднего сообщения.
В свою очередь перевозчики оплачивают ОАО «Тверьавтотранс» вышеуказанные услуги в размере 15-18 % от стоимости реализованных билетов на их автобусы.
Таким образом, затраты ОАО «Тверьавтотранс», связанные со справочно-информационным обслуживанием, приемом сдаваемых проездных билетов и резервированием мест в автобусах, оказанием услуг перронных контролеров (договорами предусматривается, что ОАО «Тверьавтотранс» оказывает возмездные услуги по обеспечению перевозчику регулярных перевозок пассажиров междугороднего сообщения, продаже билетов, контролю соблюдения расписаний, проверке проездных документов и т.д.) компенсируются возмездными договорами, заключенными с перевозчиками в рамках организации перевозок пассажиров по регулярным междугородним маршрутам.
Статьи 227 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок и лицо, компенсирующее затраты, связанные с хранением забытых вещей. Таким лицами являются только владелец вещи или иное уполномоченное лицо. ОАО «Тверьавтотранс» установило и взимает с большинства пассажиров междугородних рейсов, приобретающих проездные билеты, плату за услуги по хранению и выдаче забытых вещей, независимо от того, являются ли они владельцами этих вещей, уполномоченными лицами, или нет.
Таким образом, ОАО Тверьавтотранс» без правовых оснований перекладывает на пассажиров затраты, связанные с хранением забытых вещей.
ОАО «Тверьавтотранс», взимая с пассажира плату в размере 10 руб., сверх установленной регулирующим органом провозной платы перевозчика, фактически навязывает пассажиру дополнительную плату за услуги, которые либо должны быть бесплатны (зал ожидания), либо уже оплачены перевозчиком (справочно-информационное обслуживание, прием сдаваемых проездных билетов и резервирование мест в автобусах, оказанием услуг перронных контролеров), либо являясь услугой, в которой пассажир не заинтересован и не обращался с просьбой ее оказать (экстренная медпомощь в медпункте, хранение и выдача забытых вещей).
Таким образом, взимание ОАО «Тверьавтотранс» дополнительной платы к стоимости билета за услуги автовокзала противоречит действующим нормативно-правовым актам и является прямым ущемлением интересов пассажира.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия расценивает указанные выше действия ОАО «Тверьавтотранс» как злоупотребление доминирующим положением.
В результате необоснованного взимания с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, дополнительной платы в размере 10 рублей ОАО «Тверьавтотранс» был получен доход в размере 11 906 925, 4 руб. (за 2007 год – 8 077 537,28 руб, за 1-ое полугодие 2008 года – 3 829 388,12 руб) согласно представленных данных Сводных таблиц доходов, полученных ОАО «Тверьавтотранс» за реализацию услуги автовокзала в 2007 году и 1-ом полугодии 2008 года (письмо от 21.10.2008 г. № 446).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции, лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Тверьавтотранс» занимающим доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов г. Твери с долей 100% в границах г. Твери.
2. Признать действия ОАО «Тверьавтотранс», выразившиеся во взимании с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать ОАО «Тверьавтотранс» предписание по делу № 03-6/1-99-2008:
а) в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания прекратить взимание с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей;
б) перечислить в федеральный бюджет доход в размере 11 906 925, 4 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период 2007 года и 1-ое полугодие 2008 года;
4. О выполнении предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 24 декабря 2008 г.

Председатель Комиссии
Л.В. Посохова

Члены Комиссии:
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Т.Н. Забелина


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 03-6/1-99-2008

Дело рассмотрено 19 ноября 2008г. г. Тверь
Решение изготовлено 03 декабря 2008г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
-Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16 октября 2008г. по делу № 03-6/1-99-2008 о нарушении ОАО «Тверьавтотранс» (170100, г.Тверь, Свободный пер, д.5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать действия ОАО «Тверьавтотранс», выразившиеся во взимании с пассажиров междугородних маршрутов отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Выдать ОАО «Тверьавтотранс» предписание по делу № 03-6/1-99-2008:
а) в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания прекратить взимание с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей
б) перечислить в федеральный бюджет доход в размере 11 906 925, 4 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период 2007 года и 1-ое полугодие 2008 года;
4. О выполнении предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 24 декабря 2008 г.

Председатель Комиссии
Л.В.Посохова

Члены Комиссии:
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Т.Н. Забелина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны