Решение №069/01/10-73/2023 б/а от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Центр»

ул. М.Ордынка, д. 15, г. Москва, 119017

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго»

ул. Бебеля, д.1, г.Тверь, 170006

ОП «АтомЭнергоСбыт» Тверь

пр-т Калинина, д. 17, г.Тверь, 170001

(…)

РЕШЕНИЕ

по делу № 069/01/10-73/2023

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2023 года г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено 01 сентября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- (…) – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

- (…) - начальник отдела антимонопольного контроля,

- (…) - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

в отсутствии лиц, привлеченных к рассмотрению дела, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 069/01/10-73/2023 по признакам нарушения ПАО «Россети Центр» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела явились заявления граждан (далее – Заявители) по вопросу ненадлежащего напряжения в электросети и нестабильных параметрах электроснабжения и неоднократных отключениях электрической энергии в д.Видогощи Калининского района Тверской области:

- заявление (…) (вх. №7166-ИП/22 от 02.11.2022);

- заявление (…) (вх. №8864-ИП/22 от 29.12.2022, вх. №25/23 от 09.01.2023), направленное Управлением Роспотребнадзора по Тверской области);

- коллективное заявление жителей д.Видогощи, направленное (…) (вх. №7572-ЭП/22 от 17.11.2022).

В частности, из заявлений следует, что в период с 30.10.2022 по 31.10.2022 на протяжении более 30 часов в д. Видогощи Калининского района Тверской области отсутствовала электрическая энергия.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила недискриминационного доступа) при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Продолжительность допустимого числа часов отключения в год в зависимости от категории надежности, сроки и порядок восстановления энергоснабжения установлены пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности (бытовые потребители относятся к третьей категории надежности) допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Антимонопольные органы наделены полномочиями осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также наделены полномочиями по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нарушением антимонопольного законодательства признаются противоправные действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

С учетом положений части 1 пункта 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении Верховного Суда РФ от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

На основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), с учетом ограничений, установленных пунктом 1.3 и пунктом 12.5 Порядка, проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Калининском районе Тверской области, в границах зон прилегания сетей ПАО «Россети Центр», согласно которому положение ПАО «Россети Центр» на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ПАО «Россети Центр», предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области является доминирующим.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 1 и 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно абз. 3 и 4 части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Передача электроэнергии на объекты потребителей в д. Видогощи Калининского района Тверской области осуществляется в соответствии с заключенным между АО «АтомЭнергоСбыт» и ПАО «Россети Центр» договором от 01.04.2014 № 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому ПАО «Россети Центр» обязуется оказывать АО «АтомЭнергоСбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически вязанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации территориальным сетевым организациям, к объектам электросетевого хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

Согласно письму ПАО «Россети Центр» от 27.02.2023 электроснабжение д.Видогощи осуществляется от ВЛ-0,4 кВ № 1 от ТП № 808 «Видогощи-2» от ВЛ-10 кВ № 09 ПС 35/10 кВ «Головино», находящихся на балансе и в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «Россети Центр».

Услуга по передаче электрической энергии на территории д. Видогощи Калининского района Тверской области предоставляется ПАО «Россети Центр» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства.

ПАО «Россети Центр», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии.

ПАО «Россети Центр» состоит в Реестре естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

Согласно документальным доказательствам, представленным Заявителями и приобщенным к материалам дела, в период с 30.10.2022 по 31.10.2022 в д. Видогощи Калининского района Тверской области отсутствовала электрическая энергия на протяжении более 30 часов (с 08 час. 05 мин. 30.10.2022 до 15 час. 19 мин 31.10.2022, всего 31 час. 14 мин.), что превышает продолжительность допустимого числа часов отключения, установленной пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допустило перерывы в электроснабжении потребителей д. Видогощи Калининского района с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Центр» (119017, г.Москва, ул. М.Ордынка, д. 15, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001) нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необеспечении надлежащей передачи электроэнергии на объекты в д. Видогощи Калининского района Тверской области с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии, что ущемляет права неопределенного круга лиц на получение услуги.

В связи с восстановлением электроснабжения д. Видогощи Калининского района Тверской области основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, КПП 771501001), выразившееся в необеспечении надлежащей передачи электроэнергии на объекты в д. Видогощи Калининского района Тверской области с превышением предельно допустимого уровня отключения электроэнергии, что ущемляет права неопределенного круга лиц на получение услуги.

2. Направить материалы дела № 069/01/10-73/2023 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии (…)

Члены Комиссии (…)

(…)

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны