Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 04-6/23-2010 в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери о нарушении части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
г. Тверь
Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2010
В полном объеме решение изготовлено 30.08.2010

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии – Посохова Л.В., заместитель руководителя;
Члены Комиссии:
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
- Кочетурова Ю.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
в присутствии:
- представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери <…>;
- ООО «Эко-сервис» <…>;
в отсутствие представителей Управления ФСБ по Тверской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев по заявлению Управления ФСБ по Тверской области дело № 04-6/23-2010 по признакам нарушения департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери (далее Департамент) (ул. Московская, д. 24, к. 1, г. Тверь, 170000) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствие с частью 2 статьи 45 Закона о конкуренции дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления ФСБ по Тверской области.
Основанием для возбуждения дела № 04-6/23-2010 послужила поступившая в Тверское УФАС России информация из Управления ФСБ по Тверской области о деятельности ООО «Эко-сервис» (далее Общество), осуществляющего в нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году продажу специальных разрешений на перевозку транспортными средствами тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее специальные разрешения, пропуски) на территории г. Твери.
Департамент полагает правомерным наделение Общества отдельными полномочиями при выдаче специальных разрешений и считает, что антимонопольное законодательство не нарушено, поскольку:
договор от 29.03.2010 № 18, заключенный между Департаментом и Обществом, по своей правовой природе является агентским и, согласно ему, Департаментом Обществу были переданы только технические функции по оформлению и выдаче пропусков;
принятие решений о выдаче (либо отказе в выдаче) пропусков, а также расчет их стоимости осуществлялись уполномоченными лицами Департамента;
согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» Департамент вправе привлекать на договорной основе сторонние организации для исполнения возложенных на него действующим законодательством функций.
Общество своей позиции не представляло и не высказывало в ходе рассмотрения дела.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, установила следующее.
Согласно Федеральному закону от 08.11.2010 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о дорожной деятельности) в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, выдача специального разрешения осуществляется органом местного самоуправления городского округа (часть 6 статьи 31); размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения, определяет орган местного самоуправления (пункт 7 статьи 13, пункт 3 части 9 статьи 31).
Во исполнение Закона о дорожной деятельности Главой администрации г. Твери принято постановление от 26.03.2010 № 675 «Об ограничении движения транспортных средств по дорогам местного значения города Твери» (в ред. постановления Главы администрации г. Твери от 15.04.2010 № 962) (далее Постановление № 675), которым на дорогах местного значения г. Твери на период с 05.04.2010 по 05.05.2010 введено ограничение движения транспортных средств по разрешенной максимальной массе.
Согласно Постановлению № 675 обязанность по изготовлению и выдаче пропусков возложена на Департамент (подпункт 6.1); администратором денежных средств, полученных в порядке компенсации ущерба, наносимого транспортными средствами, определен также Департамент (пункт 4).
Постановлением Главы администрации г. Твери от 19.01.2009 № 43 «О департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери» (далее Постановление № 43) на Департамент возложены следующие функции:
организация выдачи специальных разрешений для движения по автомобильным дорогам местного значения транспортным средствам, осуществляемым перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3.18);
организация работ по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3.19).
Анализ положений Закона о дорожной деятельности, Постановления № 675 и Постановления № 43 свидетельствует о том, что функции по выдаче пропусков и расчету размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения (т.е. расчету стоимости пропусков) возложены на Департамент.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
Таким образом, часть 3 статьи 15 Закона о конкуренции содержит безусловный запрет наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением двух, предусмотренных в Законе о конкуренции, случаев.
Вместе с тем, Департамент наделил Общество полномочиями по изготовлению и выдаче специальных разрешений, что подтверждается заключенным Департаментом с Обществом договором от 29.03.2010 № 18 (далее Договор).
Согласно преамбуле Договор заключен в рамках пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с Договором Общество за вознаграждение выполняет часть функций Департамента, в том числе:
обязуется выполнять все виды работ по оформлению и выдаче пропусков на проезд транспортных средств по дорогам местного значения города Твери (пункты 1.1 и 2.2.2 Договора);
обязуется в течение суток с момента поступления заявления с приложением копии документа на транспортное средство (копии ПТС) и квитанции об оплате за пропуск выдать лицу, подавшему заявление, оформленный пропуск (пункт 2.2.3 Договора);
рассчитывает стоимость пропусков в соответствии с Постановлением № 675 (пункт 2.2.4 Договора);
открывает отдельный расчетный счет в банке на получение средств, полученных за выдачу пропусков (пункт 2.2.5 Договора); один раз в 15 календарных дней перечисляет собранные средства на счет Департамента и окончательно перечисляет собранные средства Департаменту в срок не позднее 15.05.2010 (пункты 2.2.6-2.2.7 Договора);
гарантирует выполнение работ и предоставление отчетности в соответствии с условиями Договора и несет ответственность за надлежащее и своевременное оформление бланков пропусков (пункт 2.2.9 Договора).
Таким образом, Обществу договором от 29.03.2010 № 18 переданы часть функций Департамента, которые за ним закреплены Законом о дорожной деятельности и Постановлениями № 675 и № 43.
Эти функции не являются техническими, поскольку предполагают выполнение всего комплекса работ по оформлению и выдаче пропусков, в том числе, и расчет стоимости пропусков, и Общество данные функции органа местного самоуправления по оформлению, выдаче и расчету стоимости пропусков должно было выполнять в течение всего периода введения ограничения на проезд транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам местного значения г. Твери (этот период установлен с 05.04.2010 по 05.05.2010).
07.04.2010 дополнительным соглашением № 1 в Договор были внесены изменения в части открытия Обществом отдельного расчетного счета в банке по получению средств, полученных за выдачу пропусков, и установлено, что денежные средства за специальные разрешения перечисляются непосредственно на расчетный счет Департамента. При этом, иные обязанности, возложенные на Общество Договором, такие как оформление, выдача и расчет стоимости пропусков, не изменились.
Приказом Департамента от 08.04.2010 № 40-ОД «О создании рабочей группы по выдаче пропусков на проезд транспортных средств по дорогам местного значения города Твери» определено, что все виды работ по оформлению и выдаче пропусков выполняет рабочая группа по выдаче пропусков, в состав которой не входят представители Общества.
Вместе с тем, Договор не был расторгнут и в него не были внесены изменения в части полномочий Общества по оформлению, выдаче и расчету стоимости пропусков.

В ходе рассмотрения материалов дела установлены факты выдачи хозяйствующим субъектам пропусков с завышением и занижением их стоимости по отношению к временным ставкам (в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства и срока действия пропуска), установленным в Приложении № 1 Постановления № 675.
Согласно Приложению № 1 Постановления № 675 пропуск для транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 15 тонн на 1 день проезда стоит 2711 рублей, на весь период ограничения движения – 16261 рублей. Пропуск на 1 день проезда транспортного средства с разрешенной максимальной массой от 10 до 15 тонн стоит 1987 рублей и на весь период – 119376 рублей.
Согласно счету от 09.04.2010 №2 и заявлению на выдачу разового пропуска на 13.04.2010, с указанием стоимости пропуска, согласованной Департаментом, печатью и подписью специалиста Департамента, ООО ПКФ «Мегастрой» оплатило за 1 день проезда транспортного средства с разрешенной максимальной массой 16 тонн 11937 рублей вместо 2711 рублей.
ООО «Квадрат» за пропуск для одной поездки транспортного средства с разрешенной максимальной массой 11,2 тонн, в соответствии с заявлением о выдаче пропуска для одной поездки, оплатило 1443 рублей (счет от 12.04.2010 № 10) вместо 1987 рублей.
Таким образом, завысив стоимость пропусков для одних и занизив стоимость пропусков для других хозяйствующих субъектов, на рынке перевозки автомобильным грузовым транспортом были созданы дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Статья 15 Закона о конкуренции запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещает создание дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
При вынесении решения Комиссия принимает во внимание тот факт, что 12.04.2010 прокуратурой Центрального района г. Твери в отношении администрации г. Твери было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о защите конкуренции и бюджетного законодательства по факту наделения Общества функциями и правами Департамента по оформлению и выдаче специальных разрешений. Представление рассмотрено и администрацией г. Твери к должностным лицам Департамента применены меры дисциплинарного взыскания (письмо от 26.05.2010 № 02/2681и).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:
1. Признать департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части наделения ООО «Эко-сервис» договором от 29.03.2010 № 18 функциями и правами департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери по оформлению, выдаче и расчету стоимости специальных разрешений на перевозку транспортными средствами тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на территории г. Твери в период с 05.04.2010 по 05.05.2010.
2. Признать департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов на рынке перевозки автомобильным грузовым транспортом.
3. Предписание департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери не выдавать в связи с тем, что срок действия договора от 29.03.2010 № 18 истек.
4. Передать материалы дела № 04-6/23-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
Л.В.Посохова
Члены Комиссии:
М.Ю. Шуклина
Ю.В. Кочетурова

Связанные организации

Связанные организации не указаны