Определение №04-6/1-1092ЛП по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренц... от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 069/01/16-99/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 К РАССМОТРЕНИЮ

«05» марта 2020 г.                                                                                               г. Тверь

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Тверского УФАС России от 02.03.2020 № 18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Основанием для возбуждения настоящего дела послужило направленное из Торжокской межрайонной прокуратуры обращение <***> о проблемах при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг в г. Торжке.

Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), а также принимаемыми в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Главы города Торжка от 25.03.2005 № 252 утверждено Положение об организации похоронного дела и ритуальных услуг в г. Торжке (далее – Положение), регулирующее вопросы организации похоронного дела и ритуальных услуг в городе Торжке.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения (в ред. постановления Администрации города Торжка (далее – Администрация) от 05.06.2009 № 221) погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми Администрацией, и иными лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Пунктом 8.1 Положения (в ред. постановления Администрации от 05.06.2009 № 221) предусмотрено, что услуги по погребению на территории городских кладбищ могут осуществляться хозяйствующими субъектами, наделенными статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также иными юридическими и физическими лицами.

Согласно пункту 8.3 Положения (в ред. постановления Администрации от 05.06.2009 № 221) оформление заказов на захоронение может производиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке погребения и рынке ритуальных услуг. Выделение мест для захоронения на родственных участках и закрытых для свободного захоронения кладбищах осуществляется организацией или должностным лицом, уполномоченными Администрацией, которые осуществляют комплекс мероприятий по ведению учета, контроля и созданию архивного фонда по захоронениям на городских кладбищах не менее чем за 24 часа до проведения захоронения.

Постановлением Главы города Торжка от 13.04.2007 № 196 «О городской специализированной службе по вопросам похоронного дела» ООО «Ритуал-Сервис» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

ООО «Ритуал-Сервис» оказывает ритуальные услуги в помещении, пристроенном к зданию морга, расположенном на земельном участке, принадлежащем ГБУЗ «Торжокская ЦРБ». Также ООО «Ритуал-Сервис» принадлежит двухэтажное здание, расположенное на земельном участке, граничащим с земельным участком ГБУЗ «Торжокская ЦРБ».

11.01.2012 между Администрацией и ООО «Ритуал-Сервис» заключено соглашение о взаимодействии по вопросам организации похоронного дела и ритуальных услуг на территории муниципального образования город Торжок (далее – Соглашение), в соответствии с пунктом 1.2 которого Администрация поручает специализированной службе осуществлять выделение мест под захоронение, регистрацию захоронений на территории городских кладбищ и ведение архивного фонда по захоронениям в соответствии с требованиями действующего законодательства и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения ООО «Ритуал-Сервис» принимает на себя следующие обязательства: оформление заказов на осуществление захоронения (подпункт «д» пункта 2.2.3.2); исполнение заказа на сопровождение процессии до места погребения (подпункт «б» пункта 2.2.3.3); содержание территорий кладбищ (в т.ч. уборка мусора, расчистка снега) (пункт 2.2.5).

Согласно информации Администрации (письмо от 26.12.2019  № 01-17/5960) по вопросам выделения мест для захоронений умерших родственников на кладбищах города Торжка надлежит обращаться в ООО «Ритуал-Сервис».

Таким образом, ООО «Ритуал-Сервис» является участником рынка ритуальных услуг и одновременно наделено полномочиями рассматривать обращения о выделении мест для захоронений на кладбищах г. Торжка и принимать по ним решения, т.е. имеет возможность влиять на выбор обратившихся родственников ритуальной организации.

Кроме того, отсутствует регламент рассмотрения ООО «Ритуал-Сервис» таких обращений о выделении мест под захоронения, что дает возможность принимать произвольные решения по таким обращениям.

Пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (статья 29 Закона о погребении).

Статьей 9 Закона о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительных прав на рынке услуг по погребению.

Системный анализ приведенных норм Закона о погребении в совокупности со статьями 8 и 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующей поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и равенство всех форм собственности, недопустимость ограничения прав иначе как на основании  федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства,  статьями 23 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими предпринимательскую деятельность граждан и правоспособность юридических лиц, свидетельствует о следующем: устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон № 8-ФЗ не исключает возможности выполнения указанной деятельности другими коммерческими организациями. При этом статус специализированной службы по вопросам похоронного дела не предоставляет хозяйствующему субъекту, имеющему вышеуказанный статус, дополнительных прав, по сравнению с иными участниками рыка, а лишь возлагает дополнительные обязанности в виде недопустимости уклониться от оказания услуг.     

Наделение одного участника рынка услуг по погребению исключительными полномочиями по осуществлению погребения приводит к нарушению гарантированного федеральным законодательством права граждан и их родственников на свободный выбор организации, осуществляющей погребение, проживающих на территории города Торжка.

Лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Следовательно, такие услуги могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

В соответствии с условиями Соглашения ООО «Ритуал-Сервис» предоставлены исключительные права в сфере оказания ритуальных услуг на территории города Торжка по сравнению с иными хозяйствующими субъектами товарного рынка, позволяющие создавать препятствия для выхода на рынок иным хозяйствующим субъектам, в том числе, путем получения информации в приоритетном порядке о предполагаемых захоронениях и возможности получить такую информацию другим лицам.

Согласно информации Администрации на рынке ритуальных услуг в городе Торжке присутствуют ООО «Бонис» (172002, Тверская область, г. Торжок, ул. Белинского, д. 1А, ОГРН - 1026901913235, ИНН – 6915000198), ИП <***> (адрес), ИП <***>, (адрес) и ИП <***> (адрес), помимо ООО «Ритуал-Сервис».

Ритуальные услуги, включая погребение, на территории г. Торжка оказывают два хозяйствующих субъекта: ООО «Ритуал-Сервис» (ул. Больничная, д. 30) и ИП <***> (адрес). При этом ИП <***> самостоятельно не оказывает и не имеет возможности оказывать услуги по копке могилы, поскольку такие услуги оказываются исключительно ООО «Ритуал-Сервис».

ИП <***> представила 28.02.2020 информацию, из которой следует, что осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере ритуальных услуг на территории города Торжка и Торжокского района с 24.09.2019. С начала осуществления деятельности ООО «Ритуал-Сервис» препятствует ИП <***> как в выделении на кладбище города Торжка мест для захоронения умерших, так и по оказанию услуг по копке могил работниками ИП <***>. ИП <***> представлены копии платежных документов, подтверждающих оказание услуг по копке могил на кладбище города Торжка ООО «Ритуал-Сервис».

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Действия Администрации и ООО «Ритуал-Сервис», которые заключили Соглашение и реализуют его, содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 069/01/16-99/2020 к рассмотрению на 15 апреля 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу:  г. Тверь, ул. Советская, 23, каб. 120.

2.      Привлечь к участию в рассмотрении дела № 069/01/16-99/2020 в качестве:

- ответчиков:

1) Администрацию муниципального образования город Торжок (172002, Тверская область, г. Торжок, Новгородская наб., д. 1а, ОГРН 1026901914930, ИНН  6915001018);

2)  ООО «Ритуал-Сервис» (172002, Тверская область, г. Торжок, ул. Больничная, д. 30);

- заинтересованных лиц:

1) ИП <***> (адрес);

2) ИП <***> (адрес);

3) ИП <***> (адрес).

3.      Администрации муниципального образования города Торжок в срок до 08 апреля 2020 года надлежит представить документы (в заверенных копиях) и сведения:

3.1.  Перечень хозяйствующих субъектов, оказывавших в период с 01.01.2018 по 29.02.2020 услуги по погребению на муниципальных кладбищах города Торжка (наименование, ИНН, адрес место нахождения и регистрации, директор, контактная информация);

3.2.   Перечень кладбищ в г. Торжке, на которых осуществляется захоронение и подзахоронение умерших граждан;

3.3.   Cведения о количестве обращений о выдаче разрешений на захоронения на муниципальных кладбищах г. Торжка за период с 01.01.2018 по 29.02.2020 и сведения о результатах их рассмотрения;

3.4.  Копию книги учета захоронений за период с 01.01.2018 по 29.02.2020 по муниципальным кладбищам города Торжка.

3.5.  Документы о назначении на должность Главы города Торжка <***>, а также о прекращении его полномочий;

3.6.   Позицию по существу дела.

4.    ООО «Ритуал-Сервис» в срок до 08 апреля 2020 года надлежит представить следующие документы (в заверенных копиях) и сведения: 

4.1. Документы о назначении на должность генерального директора <***>., а в случае ее увольнения – документы об увольнении;

4.2. Сведения о количестве услуг по копке могил по годам (с 01.01.2018 по 29.02.2020) и о количестве полного комплекса ритуальных услуг по годам (с 01.01.2018 по 29.02.2020);

4.3.   Сведения о количестве обращений о выдаче разрешений на захоронения на муниципальных кладбищах г. Торжка за период с 01.01.2018 по 29.02.2020;

4.4.   Позицию по существу дела.

5.      ИП <***>., ИП <***> и ИП <***> в срок до 08 апреля 2020 года надлежит представить позицию по делу с приложением копий соответствующих документов.

 

Председатель Комиссии                                                                   Л.В. Посохова 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны