Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 03-6/1-17-2011

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2011г.           г.Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2011г.           г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в следующем составе:
Председатель Комиссии:
– Посохова Л.В. –заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии Гасановой В.М. - представителя ООО «Зубцовский рынок», в отсутствии представителя администрации г. Зубцов Тверской области надлежащим образом изве-щенного о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 2 статьи 45, ча-стью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон),
рассмотрев дело № 03-6/1-17-2011 по признакам нарушения ООО «Зубцовский рынок» части 1 статьи 10 Закона,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) о нарушении ООО «Зубцовский рынок» антимонопольного законодательства путем установления и применения условий договора предоставления торгового места на розничном рынке, противореча-щих Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и типовой форме такого догово-ра, утвержденной постановлением администрации Тверской области 08.05.2007 № 132-па, что может иметь своим результатом ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В рамках рассмотрения дела № 03-6/1-17-2011 Управлением, в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. приказом ФАС России от 25.12.2007 №447, Порядком проведения анализа и оценки со-стояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок), был проведен анализ состояния конкуренции на рынке по предоставлению в пользование торговой площади на стационарном розничном рынке г. Зубцов Тверской области за 2010г., результаты которого отражены в аналити-ческом отчете и приобщены к материалам дела.
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как услуги по предо-ставлению в пользование торговой площади на стационарном рынке.
Определение географических границ товарного рынка осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона, в соответствии с которым границы товарного рынка представляют собой территорию, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Определение географических границ товарного рынка проводилось на основе ин-формации о муниципальном образовании, в котором действует хозяйствующий субъект и о ценообразовании на рынке услуг по предоставлению в пользование торговой площади на стационарном рынке.
Хозяйствующие субъекты получают услугу по предоставлению в пользование торговой площади на стационарном рынке у единственного хозяйствующего субъекта, предоставляющего в г. Зубцов в пользование торговую площадь на стационарном рынке, так как арендовать торговую площадь у управляющих рынками организаций в иных муниципальных образованиях связана с высокими транспортными издержками и временными затратами, в связи с чем, при определении географических границ исследуемого рынка существенное положение имеет такой фактор, как удаленность иных рынков от потребителей услуг.
Исходя из вышеизложенного, географические границы товарного рынка услуг по предоставлению в пользование торговой площади на стационарном розничном рынке определены границами г. Зубцов Тверской области и совпадают с границами террито-рий, занимаемых ООО «Зубцовский рынок».
В соответствии со статьей 5 Закона, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Показатели уровня концентрации рынка услуг по предоставлению в пользование торговой площади на стационарном розничном рынке г. Зубцов за 2010гг. характеризуют его как высококонцентрированный рынок (70%<CR3<100%; 2000<HHI<10000, тип рынка – неразвитая конкуренция), доля ООО «Зубцовский рынок» на рассматриваемом товарном рынке составляла ***%, следовательно, положение ООО «Зубцовский рынок» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона является доминирующим и на обще-ство распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона.
Доказательства того, что положение ООО «Зубцовский рынок» на товарном рынке не может быть признано доминирующим, возможность представления которых предусмотрена пунктом 4 статьи 5 Закона, обществом не представлены.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
Согласно договору купли-продажи от ****, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Зубцовского района и ООО «Зубцовский рынок», за послед-ним закреплено право собственности на земельный участок для обслуживания рынка общей площадью 2639 м2 (свидетельство о государственной регистрации права от ******).
По информации, представленной ООО «Зубцовский рынок» (исх. от 15.02.2011 № 6 и от 10.05.2011 №17) общее количество фактически используемых торговых мест по состоянию на 01.01.2011 составило 53 единицы и заключены 37 Договоров о предоставление торгового мест на розничном рынке (далее – Договор).
Анализ представленной ООО «Зубцовский рынок» (исх. от 15.02.2011 №7 и от 10.05.2011 №17) информации, свидетельствует, что заключенные ООО «Зубцовский рынок» с 26.12.2010 по 30.12.2010 Договоры включают в себя положения, согласно которыми Арендодатель дополнительно возлагает на Арендатора обязанности соблюдения правил пожарной безопасности, уборке и т.д, а именно:
- пункт 4.9. содержит условие об обязанности за свой счет обеспечить арендованное место необходимым количеством средств первичного пожаротушения;
- пункт 4.10. содержит условие об обязанности обеспечить торговое место дезинфицирующими средствами и уборочным инвентарем;
- пунктом 6.4. определено, что арендатор обязан являться для проведения сани-тарного дня, а в случае неявки арендодатель вправе требовать уплаты штрафа в размере 50% от ежедневной оплаты торгового места;
- пункт 8.4. содержит условие при котором, в случае неоднократного нарушения условий порядка проведения санитарного дня (в том числе неявки для проведения), до-говор может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке;
Форма Договора, заключенных ООО «Зубцовский рынок» с хозяйствующими субъектами с 26.12.2010 по 30.12.2010 утверждена приказом ООО «Зубцовский рынок» от 01.11.2010 №16.
Пункт 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда со-держание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми акта-ми.
Пункт 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации, определяет, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установлен-ным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 12 Федерального закона № 271 - ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках) на управляющую рынком компанию возложена обязанность по оборудованию рынка, в том числе по оборудованию мест для размещения средств пожаротушения.
Пункт 6 статьи 15 Закона о розничных рынках устанавливает, что порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом о розничных рынках, администрацией Тверской области издано постановление от 08.05.2007 № 132-па «О розничных рынках на территории Тверской области», которое регламентирует порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках на территории Тверской области и утверждает типовую форму договора о предоставлении торгового места на розничном рынке (далее – типовая форма договора).
Пунктом 3.2 типовой формы договора предусмотрены обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на розничном рынке. Положений, согласно которым Арендодатель дополнительно возлагает на Арендатора обязанности соблюдения правил пожарной безопасности, в том числе за свой счет обеспечить арендованное место необходимым количеством средств первичного пожаротушения и уборки, в том числе обеспечить торговое место дезинфицирующими средствами и уборочным инвентарем, а также являться для проведения санитарного дня не предусмотрено.
Действия ООО «Зубцовский рынок» в части установления и применения с 26.12.2010 по 30.12.2010 условий договора предоставления в пользование торгового места на розничном рынке, отличных и противоречащих типовой форме такого договора, утвержденной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-па, ущемляют права хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на розничном рынке г. Зубцов, поскольку устанавливает дополнительные, не предусмотренные законодательством обязательства, и, следовательно, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ООО «Зубцовский рынок» признал факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и согласно Протоколу заседания комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-17-2011 от 27.04. 2011, представитель ООО «Зубцовский рынок» Гасанова В.М. пояснила следующее:
1) пункт 4.9 Договора подразумевает необходимость нахождения на торговом месте первичных средств пожаротушения – бутылки воды и ведра песка. Покупку огнетушителя ООО «Зубцовский рынок» от арендаторов не требует;
2) пункт 4.10 Договора подразумевает, что арендатор убирает территорию в ради-усе 1м от занимаемого торгового места ежедневно;
3) пункт 6.4. Договора подразумевает проведение одного раза в месяц санитарно-го.
Применения на практике вышеуказанных пунктов Договора Комиссией не установлено.
ООО «Зубцовский рынок» направило в Комиссию ходатайство (исх. от 10.05.2011 №18) о добровольном прекращении нарушения антимонопольного законодательства по средствам расторжения Договоров, заключенных за период с 26.12.2010 по 30.12.2010 и заключения с 10.05.2011 Договоров типовой формы, утвержденной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-па и представило их копии.
Анализ Договоров, заключенных ООО «Зубцовский рынок» после 10.05.2011 свидетельствует, что Договоры соответствуют типовой форме, утвержден-ной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-па.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО «Зубцовский рынок» в части установления и применения с 26.12.2010 по 30.12.2010 условий договора предоставления в пользование торгового места на розничном рынке, отличных и противоречащих типовой форме тако-го договора, утвержденной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-паООО «Зубцовский рынок» нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Зубцовский рынок» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
3. Выдать ООО «Зубцовский рынок» предписание не допускать при перезаключении договора предоставления в пользование торгового места на розничном рынке на новый срок, включения условий, отличных и противоречащих типовой форме, утвержденной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-па.

Председатель Комиссии     Л.В. Посохова
Члены Комиссии:               С.Е. Иванов
                                        Т.Ю. Жаркова
                                        Е.Е. Вавилова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ
21 июня 2011г.                                                                                                    г.Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
- Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом «и» статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 21.06.2011 по делу № 03-6/1-05-2011 о нарушении ООО «Зубцов-ский рынок» (место нахождения: *****)пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «Зубцовский рынок» не допускать нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при перезаключении договоров предоставления в пользование торгового места на розничном рынке на новый срок, путем включения условий, отличных и противоречащих типовой форме, утвер-жденной постановлением администрации Тверской области от 08.05.2007 № 132-па.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив заверенные копии документов, подтверждающих очередное продление Договоров в 2011г.

Председатель Комиссии      Л.В. Посохова
Члены Комиссии:                С.Е. Иванов
                                         Т.Ю. Жаркова
                                         Е.Е. Вавилова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны