Предупреждение №04-8/12-5646ПМ по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренц... от 24 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

23 сентября 2020 года                                                                                  г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России), рассмотрев обращение Межрегиональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции»  установило в действиях Администрации Осташковского городского округа (далее – Администрация) признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам значения городского округа относятся, в том числе: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организации благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.   

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ  финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Постановлением Администрации от 04.09.2019 № 1499 создано Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» Осташковского городского округа (далее - МБУ «Благоустройство») и утвержден его устав.

В соответствии с Уставом МБУ «Благоустройство» осуществляет следующие виды деятельности:

-  текущее содержание тротуаров, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах Осташковского городского округа (пункт 2.3.1);

-   озеленение территорий, расположенных в границах Осташковского городского округа (пункт 2.3.2);

- содержание прочих объектов внешнего благоустройства в границах Осташковского городского округа: (пункт 2.3.3);

-   создание условий для массового отдыха жителей Осташковского городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.3.5);

-     ремонт муниципального жилищного фонда (пункт 2.3.6),

-     организация ритуальных услуг (пункт 2.3.7);

- осуществление контрольно-распорядительных функций по вопросам организации похоронного дела (пункт 2.3.8).

27.09.2019 Администрацией сформировано и утверждено муниципальное задание для МБУ «Благоустройство» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, предусматривающее выполнение работ по организации благоустройства и озеленения.

30.09.2019 между Администрацией и МБУ «Благоустройство» заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее – Соглашение), в соответствии с которым МБУ «Благоустройство» выделена субсидия в размере 700 000, 00 рублей. В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения указанное Соглашение действует в течение 2019 финансового года.

Решением Осташковской городской Думы от 28.12.2019 № 227 «О внесении изменений в Решение Осташковской городской Думы от 20.12.2018 № 178 «О бюджете Осташковского городского округа на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в размере 706 718,58 рублей.

27.12.2019 стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к Соглашению, в соответствии с которым размер субсидии МБУ «Благоустройство» увеличен до 706 718,58 рублей и изменен график перечисления субсидии.

В соответствии с отчетом о выполнении муниципального задания МБУ «Благоустройство», согласованного начальником финансового управления Осташковского городского округа <***> и утвержденного Главой Осташковского городского округа <***>, работы по текущему содержанию и ремонту благоустройства и озеленения выполнены  МБУ «Благоустройство» на 100%.

Указанная субсидия перечислена МБУ «Благоустройство» в 4 квартале 2019 года в размере 233 335,00 рублей (в октябре 2019 года), 233 335,00 рублей (в ноябре 2019 года) и 240 048,58 рублей (в декабре 2019 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 8 части 123.22 ГК РФ особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В силу пункта 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Таким образом, некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, признаются хозяйствующими субъектами независимо от того на какие цели направляются полученные денежные средства.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, признается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно пункту 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Из положений статьи 3 названного федерального закона следует, что закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) является совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).

Определением поставщика (подрядчика, исполнителя) является совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

С учетом изложенных норм бюджетное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг населению. При этом такое учреждение оказывает указанные услуги и работы населению за счет средств муниципального бюджета.

В свою очередь, предусмотренная Уставом МБУ «Благоустройство» деятельность по организации благоустройства территории Осташковского городского округа не относится к тем видам работ и услуг, которые указаны в статье 9.2 Закона № 7-ФЗ и которые должны осуществляться в ходе исполнения муниципального задания, финансируемого путем выделения соответствующих субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, выполнение работ по благоустройству является функциональной задачей органа местного самоуправления, обеспечивает интересы неопределенного круга лиц, осуществляется за счет средств местного бюджета, что отвечает признакам муниципальных нужд.

При этом обеспечение потребностей муниципального образования в работах (услугах), удовлетворение муниципальных нужд возможно исключительно путем размещения муниципального заказа в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

Содержание объектов озеленения, малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства в сфере архитектуры и градостроительства, городского хозяйства и охраны  окружающей среды является потребностью органа местного самоуправления, выполнение данных работ обеспечивается за счет средств бюджета Осташковского городского округа, данные работы являются муниципальной нуждой, в связи с чем при использовании бюджетных средств, направленных на оплату соответствующих работ, обязательным условием является применение положений Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В результате действий Администрация создала условия, позволяющие МБУ «Благоустройство» получать объемы работ (услуг) и бюджетное финансирование без применения положений Закона № 44-ФЗ, а самой Администрации - возможность организовать получение результатов работ и услуг для муниципальных нужд и осуществление бюджетных расходов в нарушение установленного порядка, предусмотренного названным федеральным законом.

Принятие решения о включении работ для обеспечения муниципальных нужд в задание МБУ «Благоустройство» без проведения процедуры торгов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях Администрации Осташковского городского округа (172735, Тверская область, г. Осташков, Ленинский проспект, д. 46, пом. 1, ОГРН - 1176952021290, ИНН - 6913017005) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Администрацию Осташковского городского округа о необходимости в срок до 05.11.2020  отмены муниципального задания для МБУ «Благоустройство» на плановый период 2020-2021 годов.

О выполнении предупреждения Администрации Осташковского городского округа необходимо сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Руководитель управления: П.А. Мироненко

Связанные организации

Связанные организации не указаны