Решение №04-6/2-530ПМ о нарушении ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекл... от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/28-506/2020

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года                          г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Мироненко П.А., руководитель управления,

члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля,

-  Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/05/28-506/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в сети Интернет,  в отсутствие заявителя – <***>, а также представителей Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области (далее – Администрация), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело 069/05/28-506/2020 возбуждено по заявлению <***>  в отношении Администрации по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в связи с размещением на странице сайта Администрации (страница сайта http://вазузское.рф/sel-skaya-ipoteka.html) рекламы следующего содержания:

«РоссельхозБанк

от 2,7 % годовых

Ипотечный кредит на строительство и покупку жилья на селе».

Далее, в указанном рекламном сообщении приведены мелким шрифтом дополнительные условия по кредиту следующего содержания:

«Кредиты предоставляются на объекты недвижимости, расположенные на сельских территориях (сельских агломерациях) в том числе: на приобретение жилого помещения или жилого дома с земельным участком по договору купли-продажи/договору участия в долевом строительстве/договору уступки прав требования по указанному договору: на строительство жилого дома на земельном участке, находящемся в собственности у заемщика, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дона по договору подряда с подрядной организацией, на приобретение земельного участка и строительство на нем жилого дома по договору подряда с подрядной организацией. Ипотечный кредит в рамках настоящей программы может быть предоставлен Заемщику только один раз. Сумма кредита - от 100 тыс. рублей до 5 млн рублей включительно в зависимости от расположения объекта недвижимости. Срок действия решения АО «Россельхозбанк» - 60 календарных дней. Срок кредита - 25 лет включительно. Процентная ставка составляет от 2,7% годовых. Процентная ставка действует при условии оформления договора личного страхования. В случае отказа от личного страхования ставка составит 3% годовых…».

Факт размещения рекламы подтвержден представленными фотографиями.

Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная на странице вышеуказанного сайта информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение на рынок предлагаемых услуг АО «РоссельхозБанк», то есть является рекламой.

Специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены статьей 28 Закона о рекламе.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно представленной информации АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (письмо от 18.11.2020 № 019-38-13/2203) в целях информирования муниципальных образований Зубцовского района Тверской области об условиях кредитования по обозначенной программе, доведения соответствующей информации до жителей муниципальных образований, 09.09.2020 на электронную почту администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области банком направлен файл, содержащий информационный буклет «Ипотечный кредит на строительство и покупку жилья на селе». Информационный буклет на странице сайта http://вазузское.рф/sel-skaya-ipoteka.html размещен в ином виде, с другим качеством.

Реклама, представленная АО «РоссельхозБанк», содержала следующие условия по предоставлению кредита на строительство и покупку жилья на селе: процентная ставка от 2,7% годовых действует при условии оформления договора личного страхования, в случае отказа от личного страхования процентная ставка составит 3% годовых.

Таким образом, имеется дополнительное условие (обязанность оформления личного страхования), существенно влияющее на величину расходов лиц, воспользовавшихся вышеуказанной финансовой услугой.

Искаженное изображение дополнительных условий ипотечного кредита в рекламе на сайте Администрации не позволяет потребителям воспринимать данные сведения и соответственно не может быть расценено как их фактическое наличие, а, следовательно, может ввести потребителя рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму расходов.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Учитывая вышеизложенное, если информация приведена таким образом, когда она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не позволяет ознакомиться с существенной информацией о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, указание в рекламе на сайте Администрации условий шрифтом, не поддающимся прочтению, не позволяет потребителям воспринять данную информацию и является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Администрация Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области письмом от 11.11.2020 № 672 представила письмо полученное на адрес электронной почты от компании АО «Российский Сельскохозяйственный банк» с просьбой разместить на сайте вышеуказанную рекламу. Как следует из файла, прикрепленного к письму, рекламный буклет «Ипотечный кредит на строительство и покупку жилья на селе» читаем и полностью разборчив.

Сотрудники Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области внесли изменения в представленный АО «Российский Сельскохозяйственный банк» макет и разместили его в искаженном виде.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе.

В данном случае Администрация, как лицо внесшее изменения в рекламный макет при размещении на официальной странице сайта Администрации, приведшие к искажению изображения дополнительных условий ипотечного кредита, нарушила требование части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Администрация Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области письмом от 29.12.2020 № 780 сообщила, что вышеуказанная реклама 16.11.2020 удалена со страницы сайта Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области (страница сайта http://вазузское.рф/sel-skaya-ipoteka.html), в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.  

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1.    Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг на странице сайта Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области (страница сайта http://вазузское.рф/sel-skaya-ipoteka.html), поскольку при ее размещении нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»; признать действия Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области нарушающими требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе».    

2.    Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе Администрации Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.   

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: П.А. Мироненко

Члены Комиссии:  Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны