Решение №04-6/2-2855ЛП о нарушении ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе от 2 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 069/05/18-149/2020 

­­­­

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2020 года                                г. Тверь

Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 069/05/18-149/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  

в отсутствие заявителя <***>, а также представителей АО «Банк Русский Стандарт», надлежащим образом, уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела

   УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело № 069/05/18-149/2020 возбуждено по заявлению <***> (далее - заявитель) в отношении АО «Банк Русский Стандарт» по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения 19.02.2020 в 11:34 на выделенный заявителю телефонный номер +7903<***> рекламы посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента.   

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службой России от 05.04.2007 №АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством телефонной  связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются услуги банка «Русский Стандарт».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. 

Таким образом, обязанность доказать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Из обращения заявителя следует, что на выделенный ему телефонный номер <...> <***> поступил звонок 19.02.2020 в 11:34 с абонентского номера +7495<***>, что подтверждается приложенной к заявлению аудиозаписью. Звонивший предложил заявителю воспользоваться услугами банка «Русский Стандарт».

Содержание телефонного соединения подтверждает, что лицо, которое осуществило звонок с телефонного номера +7495<***>, предварительно, до озвучивания рекламной информации, не получило согласие абонента на получение рекламы.  

Телефонный номер абонента закреплен за оператором связи ПАО «МТС» (Тверская область). ПАО «МТС» подтвердило факт телефонного звонка 19.02.2020 в 11:34 с телефонного номера +7495<***>, входящего в ресурс нумерации ПАО «ВымпелКом».

Согласно информации ПАО «ВымпелКом» (письмо от 24.03.2020 № б/н) телефонный номер <...> <***> выделен АО «Банк Русский Стандарт» по договору об оказании услуг связи «Билайн» от 10.10.2010 № JE093.

АО «Банк Русский Стандарт» письмом от 27.04.2020 № б/н сообщило, что работником банка, осуществляющим набор номера, была допущена ошибка при наборе номера, в связи с чем 19.02.2020 на телефонный номер <...> <***> звонок произведен ошибочно.

Также АО «Банк Русский Стандарт» сообщило, что банком ранее не осуществлялось и более не осуществляется направление какой-либо информации абоненту на телефонный номер <...> <***>.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель. 

В данном случае рекламораспространителем является АО «Банк Русский Стандарт», которое самостоятельно осуществило телефонный звонок 19.02.2020 на телефонный номер <...> <***> без его предварительного согласия.

В связи с прекращением рекламы посредством телефонной связи на номер <...> <***>, отсутствуют основания для выдачи АО «Банк Русский Стандарт» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.         Признать рекламу, распространенную посредством телефонной связи на номер заявителя +7903<***> ненадлежащей; признать действия АО «Банк Русский Стандарт» (105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36, ОГРН – 1027739210630, ИНН – 7707056547), выразившиеся в распространении 19.02.2020 в 11:34 информации об услугах банка «Русский Стандарт» посредством телефонной связи на номер абонента +7903<***> без его предварительного согласия нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ  «О рекламе».        

2.         Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе АО «Банк Русский Стандарт» не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения до принятия решения по настоящему делу.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны