Решение б/н Решение комиссии Тверского УФАС России от 4 февраля 2008 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 04-6/2-1-2008


02 апреля 2008 г. г. Тверь
Изготовлено 14 апреля 2008

Комиссия Тверского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., зам. руководителя управления;
- Красюкова Л.К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Киртоакэ И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа
в присутствии:
- представителя ОАО «Завод по розливу минеральной воды «Вереск» (далее ОАО «ЗМВ «Вереск»), юрисконсульта Андреевой Е.Ю., по доверенности от 01.08.2007 № 517;
- представителя ОАО «Эра», зам. ген.директора по коммерческим вопросам Татаревского И.Н., по доверенности от 04.03.2008;
рассмотрев дело № 04-6/2-1-2008 по признакам нарушения пункта 4 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон «О рекламе»), в связи с опубликованием 08.11.2007 в газете «Мой край» №45 (г.Торопец Тверской области) рекламной статьи «Быть, а не казаться!»,

установила:

На основании пункта 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и с учетом наличия доказательств надлежащего уведомления (почтовое уведомление о вручении от 30.01.2008), Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Мой край».
Основанием для возбуждения дела послужило заявление ОАО «Эра» в связи с опубликованием 08.11.2007 в газете «Мой край» №45 (г.Торопец Тверской области) на правах рекламы статьи «Быть, а не казаться!» (подписана Андреем Антоновым), содержащей сведения о преимуществах минеральной воды «Кашинская» из источника 12-бис, производимой ОАО «ЗМВ «Вереск», перед находящейся в обороте произведенными другими изготовителями минеральной водой с наименованием «Кашинская», в том числе минеральной водой «Кашинская» из источника № 12 санатория «Кашин», производимой заявителем. Кроме того, указанная статья содержала порочащие сведения об иных производителях, в том числе с указанием на торговую марку ОАО «Эра», которые рассматриваются заявителем как ложные, искаженные и способные нанести ущерб его деловой репутации и содержащие признаки нарушения Закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускаются недобросовестная и недостоверная реклама.
Недобросовестной признается реклама, которая, в том числе, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе»); порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента (пункт 2 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе»); является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством (пункт 4 части 2 статьи 5 Закона «О рекламе»).
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»).
Комиссией установлено нарушение Закона «О рекламе» исходя из содержания спорной рекламной статьи «Быть, а не казаться!», а именно:
1. Информация о свойствах минеральной воды из скважины 12-бис с изображением бутылки с этикеткой и описанием, соответствующим (по внешнему виду) бутылке с этикеткой «Минеральная природная вода Кашинская», производимой ОАО «ЗМВ «Вереск», не содержит указания на производителя, что может привести к формированию у потребителя впечатления, что только в такой бутылке и с такой этикеткой продается минеральная вода «Кашинская» и тем самым вводит потребителей в заблуждение в отношении производителей минеральной воды с наименованием «Кашинская».
При этом, этикетка минеральной воды «Кашинская» скважина №12-бис схожа по стилистическому оформлению (в овале изображено культовое сооружение, под овалом крупными буквами написано «Кашинская») с этикеткой минеральной воды «Кашинская» источник №12 санатория «Кашин», производимой ОАО «Эра» с 1995 года.
Вместе с тем, под маркой «Кашинская», помимо указанной минеральной воды, также производится и реализуется минеральная вода из скважин/источников № 12 (производитель ОАО «Эра») и № 18 (производитель ООО «Марков и К»).
При этом, ОАО «Эра», также как и ОАО «ЗМВ «Вереск», имеет право на использование наименования места происхождения товара «Кашинская» (свидетельства от 12.10.1995 № 0014/1 и от 17.08.2007 № 14/1 соответственно).
2. Делается заявление, что вода источника № 12-бис обладает наибольшим спектром лечебных свойств, что не соответствует действительности, поскольку вода из обеих скважин № 12 и № 12-бис показана при лечении одних и тех же заболеваний, что подтверждается сравнительным анализом Бальнеологического заключения на минеральную воду из скважины ОАО «Эра» (№12) от 14.02.2005 № 14/39 и Бальнеологического заключения на минеральную воду из скважины № 12-бис ОАО «ЗМВ «Вереск» от 13.04.2007 № 14/122.
3. Дается негативная оценка деятельности некоторых, с точки зрения рекламодателя, недобросовестных производителей. При этом в качестве средства идентификации таких производителей отмечается, что ими на этикетках минеральная вода представляется эдаким «изливающимся фонтаном», что может указывать на ОАО «Эра», товарный знак которого выполнен в виде изливающегося фонтана с расположенной по центру буквой «К» (свидетельство от 29.09.1995 № 132202) и располагается как в верхней части этикетки, так и на крышке бутылки производимой им минеральной воды «Кашинская» источник № 12 санатория «Кашин».
4. Ставится под сомнение право иных производителей (в том числе и ОАО «Эра») на розлив воды с территории санатория «Кашин», указывается недобросовестное отношение к качеству розлива воды (устаревшие, а зачастую и откровенно ржавые цистерны), а также к имиджу и необходимости развития производства (ветхое оборудование, столь же устаревшие бутылка и этикетка), что также не соответствует действительности.
Указанные обстоятельства опровергаются лицензией на пользование недрами от 29.07.2004 № 56741, согласно которой ООО «Санаторий Кашин» имеет право на добычу подземных минеральных вод из пермских, верхнекамменноугольных и верхнефаменских отложений для собственных нужд и для передачи ОАО «Эра» и другим потребителям для розлива с последующей реализацией через торговую сеть, а также договором от 01.01.2004 (срок действия до 31.12.2010) на поставку минеральной воды санаторием «Кашин» ОАО «Эра», согласно которому подача минеральной воды производится самотеком из скважины № 12 при постоянно открытой задвижке в накопительный резервуар, установленный в здании насосной станции ОАО «Эра» и далее подается насосами в цех.
5. В рассматриваемой статье указывается, что крупнейшие сети Тверской области заключили эксклюзивные договоры на поставку природной минеральной воды «Кашинская источник 12-бис», выводя из своего ассортимента все остальные «аналоги», что может рассматриваться потребителем как доказательство общественного признания.
Подобное заявление не нашло документального подтверждения и способствует формированию у потребителя мнения о превосходстве минеральной воды «Кашинская источник 12-бис» по сравнению с аналогичной продукцией иных производителей бутылированной минеральной воды «Кашинская», а также с минеральной водой «Нарзан» и «Ессентуки».
Таким образом, в рекламной статье «Быть, а не казаться!» потребителям сообщаются не соответствующие действительности сведения, в том числе, о преимуществах минеральной воды «Кашинская источник 12-бис перед находящейся в обороте аналогичной минеральной воды с наименованием «Кашинская» иных производителей, в том числе ОАО «Эра», что порочит деловую репутацию последнего.
Следовательно, размещенная в газете 08.11.2007 в газете «Мой край» №45 рекламная статья «Быть, а не казаться!» является недобросовестной и недостоверной, что недопустимо в соответствии с ч.1 ст.5 Закона «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» за размещение недобросовестной и недостоверной рекламы несет ответственность рекламодатель.
Представитель ОАО «ЗМВ «Вереск» отрицает причастность компании к размещению рассматриваемой рекламы. В указанной газете 08.11.2007 (на странице 7) размещалась пробная реклама с изображением объекта архитектуры (спорная реклама размещена на странице 5) и информацией о том, что минеральная вода источника № 12-бис используется для бальнеологических процедур и внутреннего приема в санатории «Кашин» на основании договора от 19.11.2007 № 52, что подтверждается актом от 08.11.2007 № 402 на выполнение работ-услуг, согласно которому за объявление в газете № 45 размером 108 см2 подлежит оплате 1620 рублей 00 копеек, а также платежным поручением от 06.11.2007 № 1786, согласно которому ОАО «ЗМВ «Вереск» оплатило указанную сумму.
Договор на размещение рекламной статьи «Быть, а не казаться!» в газете «Мой край» №45 отсутствует.
Приходно-кассовый ордер от 31.10.2007 №215 об оплате 5010 рублей, счет-фактура от 31.10.2007 № 384 и выписка из журнала регистрации рекламы/объявлений не могут рассматриваться как надлежащее доказательство того, что ОАО «ЗМВ «Вереск» является рекламодателем рекламной информации, размещенной 08.11.2007 в газете «Мой край» №45, на странице 5, поскольку документ, указывающий на одобрение текста рекламной информации со стороны ОАО «ЗМВ «Вереск», а также на то, что ОАО «ЗМВ «Вереск» является источником этой рекламной информации отсутствует.
Кроме того, согласно указанным приходно-кассовому ордером и журналом регистрации рекламы/объявлений размещение рекламной статьи «Быть, а не казаться!» 08.11.2007 в газете «Мой край» №45 оплатило ОАО «Вереск», что не соответствует наименованию ОАО «ЗМВ «Вереск».
Таким образом, отсутствует надлежащее документальное подтверждение, что ОАО «ЗМВ «Вереск» является рекламодателем рекламной статьи «Быть, а не казаться!».
В соответствии с пунктом 4 статьи33 и частью 3 статьи 38 Закона «О рекламе» недобросовестная и недостоверная реклама подлежит публичному опровержению (размещению контррекламы).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, ч. 1 ст. 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36, 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия

решила:

1. Признать рекламную статью «Быть, а не казаться!», размещенную в газете от 08.11.2007 № 45 (г.Торопец Тверской области) ненадлежащей рекламой, поскольку нарушены часть 1, пункты 1,2 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Прекратить дело № 04-6/2-1-2008 в отношении ОАО «Завод по розливу минеральной воды «Вереск».
3. Рассмотреть вопрос о предъявлении в суд иска к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Мой край» о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) в соответствии с пунктом 4 статьи33 и частью 3 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» (в случае неразмещения в добровольном порядке контррекламы в срок до 10.05.2008).


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председатель Комиссии
И.С.Демина

Члены Комиссии
Л.В.Посохова
Л.К.Красюкова
И.В.Киртоакэ

Связанные организации

Связанные организации не указаны