Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение комиссии Тверского УФАС России по делу № 06-6/35-2009 в отношении ООО НПО «Биомедицинские Инновационные Технологии» и МУП «Аптека № 1» о нарушении пунктов 4 и 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

22 мая 2009 г. г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2009 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
члены Комиссии:
Воронина Г.А, начальник отдела рекламы;
Кочетурова Ю.В., специалист 1 разряда отдела рекламы;
рассмотрев дело № 06-6/35-2009 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту указания в рекламе ламинарина – геля из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания на лечебные свойства ламинарина,
в присутствии представителей:
- ООО НПО «Биомедицинские Инновационные Технологии» (далее – Общество): адвоката Тишкова В.И. (доверенность от 21.05.2009);
- МУП «Аптека № 1» (далее – Аптека): директора Соловьевой С.А.

УСТАНОВИЛА:

На окне Аптеки (место нахождения: г. Тверь, ул.Советская, д.25; юр.адрес: г.Тверь, пр.Чайковского, д.31) в апреле-мае 2009 г. размещалась реклама геля ламинарин следующего содержания:
«ЛАМИНАРИН
Гель из ламинарии
Рекомендации по применению:
Эндокринолог
- профилактика йододефицита
- нормализация обмена веществ
Кардиолог
- снижение уровня холестерина
- профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Гастроэнтеролог
- нормализация работы желудочно-кишечного тракта
100% НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ПРИРОДА СИЛЬНЕЕ БОЛЕЗНИ
Спрашивайте в аптеках
Результат через 21 день непрерывного приема или мы вернем вам деньги».
В тексте также указано: «Ламинарин – гель из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания». «Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь с врачом».
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 04.06.2007 № 77.99.19.4.У.3876.6.07 гель «Ламинарин» является пищевым продуктом для диетического (лечебного и профилактического) питания для реализации населению в качестве пищевого продукта у больных с хронической ишемической болезнью сердца и гиперлипопротеидемией в качестве дополнительного источника растворимых пищевых волокон (альгинатов) и йода в органической форме.
То есть ламинарин является пищевым продуктом.
Вместе с тем, из приведенных в тексте рекламы рекомендаций врачей конкретных узких специальностей по применению, слов «природа сильнее болезни» и «результат через 21 день непрерывного приема», а также сведений о наличии противопоказаний и необходимости консультации врачей перед применением геля следует, что ламинарин предлагается потребителям рекламы как товар, обладающий лечебными и профилактическими свойствами, способным противостоять болезни.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Таким образом, в общепринятом понимании товарами, обладающими лечебными и профилактическими свойствами, являются лекарственные средства.
Согласно вышеназванной статье аптечное учреждение – это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Таким образом, действия рекламодателя по указанию в рекламе вышеприведенной информации и размещение указанной рекламы в аптечном учреждении свидетельствуют о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару именно как к средству, оказывающему лечебное и профилактическое воздействие.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, изделий медицинского назначения, медицинской техники.
Следовательно, размещенная в помещении Аптеки реклама геля ламинарин, содержащая рекомендации по применению геля от врачей различных специальностей для профилактики йододефицита, нормализации обмена веществ, снижения уровня холестерина, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, нормализации работы желудочно-кишечного тракта, а также слова «природа сильнее болезни» и «результат через 21 день непрерывного приема» и сведения о наличии противопоказаний и необходимости консультации врачей перед применением, является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 Закона.
Данная позиция соответствует судебной практике по рассмотрению аналогичных дел, в частности, постановлению ВАС РФ от 20.05.2008 № 867/08.
Согласно статье 38 Закона за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 Закона, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Из представленных Обществом пояснений (вх.от 22.05.2009 № 1492) следует, что Общество не отрицает, что является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между Обществом и Аптекой заключен договор от 25 октября 2007 г. № 2 на распространение рекламы фармпрепаратов и парафармацевтики в помещениях Аптеки, п.2.2.4 которого предусмотрено, что информационные носители заполняются Обществом самостоятельно.
Вместе с тем, гель ламинарин не относится ни к фармпрепаратам, ни к парафармацевтике. Документов, устанавливающих порядок распространения рекламы названного геля, Общество и Аптека не представили.
По информации представителя Аптеки, размещение рекламного плаката осуществили представители Общества.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО НПО «Биомедицинские Инновационные Технологии», содержащую указания на лечебные свойства геля ламинарин, размещавшуюся в апреле-мае 2009 г. в окне аптеки № 1 (г. Тверь, ул.Советская, д.25), ненадлежащей, поскольку нарушен пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО НПО «Биомедицинские Инновационные Технологии» не выдавать в связи с устранением нарушения в добровольном порядке до рассмотрения настоящего дела по существу.
3. Передать материалы дела № 06-6/35-2009 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.М. Фомин
Члены Комиссии
Г.А. Воронина
Ю.В.Кочетурова

Связанные организации

Связанные организации не указаны