Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 06-6/70-2009

26 февраля 2009 г. г. Тверь

Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Кочетурова Ю.В., специалист эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 06-6/70-2009 по признакам нарушения в распространении на телеканале «Россия Тверь» рекламы биологически активной добавки «Реолекс»,
в присутствии представителей:
- ООО «Здоровье Нации»: <***> . (доверенность от 21.01.2010 б/н),<***>. (доверенность от 01.02.2010 б/н);
- ООО «Медиа-Маркет»: <***> (доверенность от 21.01.2010 б/н), <***>. (доверенность от 01.02.2010 б/н),
в присутствии:
- заявителя:,
- заинтересованного лица: ООО РТРП «ТВ-Пилот», директора <***>,
в отсутствие представителей филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Тверь», надлежаще уведомленного о времени и месте настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России находится на рассмотрении заявление гражданина Косивцова Р.Ю. о распространении в течение 2009 года на телеканале «Россия Тверь» рекламы биологически активной добавки (БАД) «Реолекс» («RHEOLEX®»), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методиками синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активность и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статьей 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.06.2009 № 77.99.23.3.У.5687.6.09, выданному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, «Реолекс» является биологически активной добавкой к пище.
Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В связи с этим, на рекламу БАД «Реолекс» в полной мере распространяется запрет, установленный пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно – запрет на указание в рекламе на его лечебные свойства.
В ходе проведенной Тверским УФАС России проверки установлено следующее:
Еженедельно в субботу в течение всего 2009 года в региональном эфире общероссийского канала «Российское телевидение (филиал ВГТРК ГТРК «Тверь), а также в эфире канала «Пилот» (ООО Редакции теле-радио-программы «ТВ Пилот»), в рамках телепрограммы «Красота и здоровье» распространялась реклама БАД «Реолекс». Продолжительность телепрограммы составляла 12 минут, телепрограмма состояла из двух частей.
Первая часть телепрограммы «Красота и здоровье» построена в форме диалога между ведущей программы Оксаны Мшвелидзе и доктором-диетологом Еленой Александровной Александровой. В ходе диалога ведущая программы спрашивает у Е.А. Александровой о том, чем опасен лишний вес или ожирение, если оно диагностировано. Представленная как доктор-диетолог Александрова Е.А. говорит о том, что ожирение, это опасно для организма, потому что это системное заболевание, при котором страдает и откладывается жир не только в подкожном жировом слое, но и вокруг органов. Но одной из самых главных причин, при котором ожирение считается заболеванием и с ним необходимо бороться, это фактор риска для таких серьезных заболеваний как сахарный диабет, атеросклероз, у которого есть осложнения – инфаркт и инсульт, это смертельно опасные заболевания. Затем, после обсуждения Мшвелидзе О. и Александровой Е.А. вопроса о методах борьбы с ожирением, ведущая предложила для того, что бы выбрать наиболее оптимальный способ борьбы с лишним весом и ожирением, перейти ко второй части программы, в которой речь пойдет конкретно об одном из таких способов.
Вторая часть телепрограммы строится в виде диалога между ведущей О. Мшвелидзе и представленной в качестве ведущего специалиста научного центра (НЦ) «Здоровье Нации» Зыриной Натальей. В ходе такого диалога приводится следующее: «…Какое же средство в современном мире помогло бы справиться, мне кажется, с какими-то неразрешимыми проблемами, как ожирение и лишний вес?.. Первое, что должно быть – это очищение организма и снижение веса должно происходить так, что у человека должен восстановиться обмен веществ. И тут на помощь пришла Япония… Японская компания «Шимицу Кэмикл Корпорейшн» на сегодняшний день предлагает нам препарат, который называется «Реолекс»… В основе препарата лежит японское клубневое растение конняку, из которого выделены пищевые волокна. Их здесь два. 8% - это водонерастворимые волокна, они достаточно грубые. Когда они попадают к нам в организм, они впитывают в себя избыточную жидкость, на 5-7% заполняют наш желудок… и мы не переедаем… «Реолекс» учит нас правильно питаться… Кроме того, эти нерастворимые волокна вместе с избыточной жидкостью впитывают в себя все шлаки и токсины, т.е. происходит очищение организма, размягчаются каловые массы, каловые образования и все это, без диарейного, без мочегонного эффекта, выводится из нашего организма, т.е. выводится патогенная микрофлора… Основная составляющая препарата – это пропол, это водонерастворимое волокно… Вот пропол выполняет основную работу по снижению веса… Когда у человека есть ожирение, неважно, какой это степени, всегда есть ожирение внутренних органов, особенно у тех, кто страдает ожирением 3-4 степени. Вот пропол расщепляет эти внутренние жиры, превращает их в энергию, у человека усиливается энергетический обмен, соответственно, постепенно восстанавливается углеводный обмен, жировой и белковый… Как долго можно принимать это препарат и нет ли привыкания к нему?.. Препарат «Реолекс» на 100% натурален. Курс для каждого человека абсолютно индивидуален – кому-то нужно сбросить 5 кг, кому-то – 10, у кого-то ожирение отягощено рядом хронических заболеваний, а у кого-то просто генетика… Насколько эффективен этот препарат? И если предрасположенность в организме есть наследственная к ожирению?.. Генетика есть генетика… Все равно принимая препарат «Реолекс», такие люди приводят свой организм в физиологическую норму, избавляются от внутренних жиров. Кроме того, препарат «Реолекс», конкретно пропол, нормализует уровень холестерина в крови, уровень триглицеридов, поэтому «Реолекс» на данный момент, сейчас используется не просто как банальное средство по снижению веса, это именно тот препарат, который приводит организм в физиологическую норму… Как быстро достигается нужный результат? Как правило, у каждого свои критерии большого веса?.. Принимая препарат «Реолекс», за 1 месяц можно убрать от 3 до 8 см – это в объемах, потому что «Реолекс» работает именно с жировой массой… Потеря килограммов незначительная – за 1 месяц уходит 2-2,5 кг, впоследствии, когда пропол накапливается в нашем организме, мы худеем интенсивнее – это будет порядка 3,5. Ну максимум – 4,5 килограммов за месяц… И, самое важное, возвращается ли лишний жир, возвращаются ли лишние килограммы после того, как мы очень долго перестаем пить курс этого препарата? Препарат «Реолекс», как я уже сказала, восстанавливает обмен веществ. Когда снижение веса идет именно так, т.е. с восстановлением обменных процессов, сброшенные килограммы не возвращаются, т.е. препарат «Реолекс» дает именно пролонгированный результат… Для того, чтобы подобрать курс, нужно позвонить в Москву в центр «Здоровье нации» по телефону: 777-02-07. И всем, позвонившим сегодня в течение часа и заказавшим курс «Реолекс», будет предоставлена 20% скидка плюс 1 упаковка «Реолекс» в подарок и комплекс омоложения лица «La femme» в подарок».
В ходе данного диалога БАД «Реолекс» именуется препаратом, в течение 4 секунд программа сопровождается информационным текстом следующего содержания: «Б.А.Д. не является лекарственным средством», а также дважды текстом с информацией о регистрации БАД «Реолекс», о рекламодателем, о том, что является БАДом и не является лекарственным средством.
Согласно словарю медицинских терминов ожирение – это заболевание, характеризующееся избыточным развитием жировой ткани. Кроме того, в соответствии с Международным классификатором болезней (МКБ-10) ожирение является болезнью (относится к болезням эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ).
Содержание рекламы (в первой части) указывает на то, что ожирение является болезнью, с которой необходимо бороться, а одним из методов такой борьбы является употребление препарата «Реолекс»; таким образом, указанная реклама создает впечатление, что БАД «Реолекс» обладает лечебными свойствами.
Следовательно, реклама БАД «Реолекс» размещается с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с договором возмездного оказания услуг от 01.01.2009 рекламодателем указанной рекламы является ООО «Здоровье Нации».
В ходе рассмотрения дела по существу представители ООО «Здоровье Нации» пояснили, что реклама действительно могла создать впечатление о том, что БАД «Реолекс» обладает лечебными свойствами, а также о том, что после получения определения о продлении срока рассмотрения дела распространение рекламы БАД «Реолекс» прекращено.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:

1. Признать рекламу БАД «Реолекс», рекламодателем которой является ООО «Здоровье Нации», ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 5 статьи 5 и части 1 статьи 25 Закона о рекламе
2. Выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО «Здоровье Нации», ООО РТРП «ТВ-Пилот» и филиалу ФГУП ВГТРК ГТРК «Тверь».
3. Производство в отношении ООО «Медиа-Маркет» прекратить.
4. Передать материалы дела № 06-6/70-2009 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии И.С. Демина

Члены Комиссии В.М. Фомин

Ю.В. Кочетурова








ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 06-6/70-2009
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ


26 февраля 2010 г. г. Тверь


Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Кочетурова Ю.В., специалист эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 06-6/70-2009 по признакам нарушения в распространении на телеканале «Россия Тверь» рекламы биологически активной добавки «Реолекс», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Здоровье Нации» (124287, г. Москва, Петровско – Разумовский проспект, д.29, стр.1), ООО Редакция теле-радио-программы «ТВ Пилот» (170100, г. Тверь, ул. Медниковская, д.55/25), Филиалу ФГУП ВГТРК ГТРК «Тверь» (170000, г. Тверь, ул. Вагжанова, д.9) в течение недели со дня получения настоящего предписания:
1. Прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы БАД «Реолекс» с указанием на лечебные свойства продукта, либо иным образом устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05.04.2010..

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии И.С. Демина

Члены Комиссии В.М. Фомин

Ю.В. Кочетурова




Связанные организации

Связанные организации не указаны