Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 06-6/1-08-2... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 06-6/1-08-2010 о нарушении ООО «Альга Медика северо-запад» нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 – 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе»

21 апреля 2010 г. г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа,
члены Комиссии:
Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
Норотков Е.А., специалист 1 разряда отдела рекламы;
рассмотрев дело 06-6/1-08-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Мы лучшие» рекламы биологически активной добавки «Иодин» («Соловецкое чудо»),
в отсутствие представителей ООО «Альга Медика северо-запад» (представило ходатайство от 14.04.2010 о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества), ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» (представило ходатайство от 14.04.2010 о рассмотрении дела в отсутствие представителей Общества), надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

01.06.2009 ООО «Альга Медика северо-запад», с одной стороны – Заказчик, и ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика», с другой стороны – Исполнитель, заключили между собой договор № 05 на выполнение работ по размещению рекламы в рекламно – информационном еженедельнике «Мы лучшие» биологически активной добавки «Иодин» в соответствии с прилагаемым к договору техническим заданием.
Согласно пунктам 2.1 - 2.2 договора ответственность за достоверность предоставляемой информации, а также ее соответствие требованиям законодательства Российской Федерации несет Заказчик (ООО «Альга Медика северо-запад»). Согласно пунктам 1.4 и 2.6 договора Исполнитель разрабатывает оригинал-макет рекламного объявления согласно представленной Заказчиком информации, стороны подписывают указанный оригинал-макет рекламного объявления, Исполнитель обеспечивает размещение рекламного модуля в соответствии с представленной информацией. К договору прилагается техническое задание на разработку дизайна оригинал-макета рекламного объявления, из которого следует, что Заказчик передает (-передал) данные, обязательные для размещения в рекламном модуле. Техническое задание содержит текст, озаглавленный как «Великая тайна монаха Соловецкого монастыря». Указанный текст содержит информацию об истории Соловецкого монастыря, препарате ИОДИН и отзывы лиц, принимавших препарат ИОДИН.
В соответствии с договором № 05 от 01.06.2009 ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» разместила в газете «Мы лучшие» от 26 ноября – 03 декабря 2009 № 46(437) рекламу биологически активной добавки «Иодин» в виде статьи «Великая тайна монаха «Соловецкого монастыря». Содержание данной статьи полностью соответствует содержанию технического задания, прилагаемого к заключенному ООО «Альга Медика северо-запад» и ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» договору № 05 от 01.06.2009.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методиками синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активность и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статьей 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 10.11.2004 № 77.99.23.3.У.5619.11.04, выданному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, «Иодин» является биологически активной добавкой к пище.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В связи с этим, на рекламу БАД «Иодин» в полной мере распространяется запрет, установленный пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно – запрет на указание в рекламе на его лечебные свойства.
Пункты 2 - 3 части 1 статьи 25 Закона о рекламе также устанавливают, что реклама биологически активных добавок не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Между тем, в указанной рекламе содержится указание на то, что «использование ИОДИНА в клинической практике показало, что он эффективен при:
- нарушениях функции щитовидной железы, сахарном диабете;
- заболеваниях сердечно - сосудистой системы (профилактика и лечение артериальной гипертензии, инфаркта, инсульта, атеросклероза);
- заболеваниях опорно – двигательного аппарата, артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, ревматизме;
- при нарушении функции желудочно – кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь, колиты)…
- простудных заболеваниях (ГРИПП, ОРВИ, ангина и т.д.);
- злокачественных и доброкачественных новообразованиях…».
Далее в тексте рекламы содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАД «Иодин», содержатся выражения благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки, в частности:
- «Недавно сильно загрипповал. Насморк, кашель, температура – в общем полный набор. Жена заставила принимать «ИОДИН» по усиленной схеме. Наутро проснулся почти здоровым, а через 2 дня от болезни не осталось и следа. Пенсионер МВД Кузьмин В.В. г. Ростов»;
- «В свои 56 лет болячек имел целый «букет»: гипертония, астма, камни в желчном, аденома предстательной железы… После двух месяцев приема «ИОДИНА» самочувствие улучшилось. Я начинаю жить как будто заново. Астма ушла полностью, давление уже не скачет… Остапчук, г. Волжский»;
- «Моему отцу в его 64 года пришлось перенести две онкологические операции и несколько курсов «химеотерапии»… Случайно на выставке приобрела два курса «ИОДИНА». Спустя два месяца отец стал меняться: набрал вес, окреп, ушли боли, появился румянец… И я теперь знаю, что «ИОДИН» спасет папу, этот препарат действительно настоящее чудо! Анна Клотченко, г. Воронеж»;
- «Больше месяца принимаю «ИОДИН». И вот каких результатов добился: прошли тахикардия и аритмия, сердце почти не беспокоит. Через месяц повторю курс для закрепления результатов. Шаповалов Т.Г. г. Новороссийск».
Ниже мелким шрифтом указано: «БАД. Не является лекарством… Свидетельство о ГР № 77.99.23.3.У.5619.11.04».
Сахарный диабет, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», является социально значимым заболеванием; в соответствии с Международным классификатором болезней (МКБ-10) сахарный диабет также определяется как заболеванием, код по данному классификатору Е10 – Е14.
Злокачественные новообразования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», является социально значимым заболеванием; в соответствии с Международным классификатором болезней (МКБ-10) сахарный диабет также определяется как заболеванием, код по данному классификатору С00 – С97.
Из текста самой рекламы следует, что и остальные указанные в рекламе отклонения состояния здоровья являются заболеваниями.
Содержание рекламы - указание на эффективность в использовании биологически активной добавки к пище «Иодин» в клинической практике ряда заболеваний, создает впечатление о том, что данная биологически активная добавка к пище обладает лечебными свойствами.
Таким образом, реклама биологически активной добавки к пище «Иодин» размещалась с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе (содержала указание на положительное течение болезни и создавала впечатление о том, что обладает лечебными свойствами), требований пункта 2 части 1 статьи 25 Закона о рекламе (содержала ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения добавки), требований пункта 3 части 1 статьи 25 Закона о рекламе (содержала выражение благодарности физическими лицами в связи с применением добавки).
В соответствии с пунктами 1 – 2 и 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Размещенная в газете «Мы лучшие» от 26 ноября – 03 декабря 2009 № 46(437) статья «Великая тайна монаха «Соловецкого монастыря» полностью подпадает под определение рекламы; объектом рекламирования является биологически активная добавка к пище «Иодин». Продавцом данного товара и, одновременно, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, то есть, рекламодателем, является ООО «Альга Медика северо-запад».
ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» в данном случае действовало как агент в интересах ООО «Альга Медика северо-запад», не определяло объект рекламирования, не влияло каким – либо образом на приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также не являлось рекламораспространителем; то есть, не является субъектом правоотношений в сфере рекламы. В этой связи, дело в отношении ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» подлежит прекращению.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Как указано выше, рекламодателем биологически активной добавки к пище «Иодин» является ООО «Альга Медика северо-запад».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу биологически активной добавки к пище «Иодин», размещенную в газете «Мы лучшие» от 26 ноября – 3 декабря 2009 г. № 46 (437) в виде статьи «Великая тайна монаха «Соловецкого монастыря», ненадлежащей; рекламодателя – ООО «Альга Медика северо-запад» нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1 – 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Альга Медика северо-запад» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Производство по делу в отношении ООО «Оздоровительный центр «Альга Медика» прекратить.
4. Передать материалы дела № 06-6/1-02-2010 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2010 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии _____________________ В.М. Фомин
Члены Комиссии _____________________ Л.В. Посохова
_____________________ Е.А. Норотков

Связанные организации

Связанные организации не указаны