Заключение №04-6/1-4-3123ЛП об обстоятельствах дела № 04-6/1-4-2018 от 12 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 04-6/1-4-2018

«08» июля 2019 года                                                                                             г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

-  Васильева Ю.О., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,

в присутствии на заседании представителя ответчика Администрации города Вышний Волочек (далее  - Администрация): <***> (по доверенности от 06.05.2019 № 21),

в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью  «Некрополь» (далее – ООО «Некрополь»), Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Город Вышний Волочек» «СТИКС» (далее - МБУ «СТИКС»), Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования «Город Вышний Волочек» «РИТУС» (далее – МБУ «РИТУС»), Общества с ограниченной ответственностью  «Радоница» (далее - ООО «Радоница») и Общества с ограниченной ответственностью «Переход», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

рассмотрев дело № 04-6/1-4-2018 по признакам нарушения Администрацией   (171163, Тверская область, г. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17, ОГРН – 1026901605103, ИНН – 6908003825) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения дела № 04-6/1-3-2017 Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 24.04.2018 выдало Администрации предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 04-8/3-1628ВФ), в соответствии с которым надлежало в срок до 25.05.2018 внести изменения в постановление Главы города Вышний Волочек от 19.01.2018 № 6 «О внесении изменений в постановление Главы города Вышний Волочек от 04.09.2017 № 204 «Об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек» (с изменениями от 04.04.2018 № 53), путем исключения положений, создающих не предусмотренные действующим федеральным законодательством препятствия осуществлению деятельности на рынке оказания услуг погребения, в том числе требования к участникам рынка в виде возложения на них обязанности содержать кладбища.

В установленный срок Администрация предупреждение не исполнила, в связи с чем на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении нее было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Материалы дела свидетельствуют о следующем.

Главой города Вышний Волочек вынесено постановление от 04.09.2017 № 204 «Об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек» (далее – постановление № 204), которым утверждены Положение об организации похоронного дела в г. Вышний Волочек (приложение 1) и Порядок создания и содержания погребения и деятельности кладбищ в г. Вышний Волочек (приложение 2).

Постановлением Главы города Вышний Волочек от 19.01.2018 № 6 (в редакции от 04.04.2018 № 53) внесены изменения в постановление № 204, в соответствии с которым Положение об организации похоронного дела в г. Вышний Волочек и Порядок создания и содержания погребения и деятельности кладбищ в г. Вышний Волочек (далее - Порядок) изложены в новой редакции. 

В соответствии с пунктом 11.5 Порядка прием заказов на погребение вправе производить только лицо, заключившее с уполномоченным органом (МБУ «СТИКС») по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ города Вышний Волочек, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных кладбищ, т.е. в результате реализации вышеуказанного Порядка только единственный хозяйствующий субъект (МБУ «РИТУС»), являющийся специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории города Вышний Волочек (постановление Главы города Вышний Волочек от 27.04.2016 № 144-1), признается правомочным оказывать услуги по погребению на муниципальных кладбищах города Вышний Волочек.

Иные хозяйствующие субъекты, присутствующие на рынке ритуальных услуг г. Вышний Волочек, и оказывающие услуги по погребению в течение длительного периода времени, в том числе ООО «Некрополь» и ООО «Радоница», лишены возможности осуществлять деятельность на рынке услуг по погребению, т.е. рынок услуг по погребению административными методами искусственно сокращен до одного хозяйствующего субъекта.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), согласно статьям 14-16 которого к вопросам местного значения, финансируемым за счет средств местного бюджета, отнесено содержание мест захоронения. 

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности как специализированными службами по вопросам похоронного дела, так и другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Кроме того, федеральный законодатель предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования специализированных служб по вопросам похоронного дела. Также необходимо учитывать, что в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе при оказании услуг по погребению умершего. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в этих целях заключают договоры бытового подряда. В связи с этим ограничение права граждан на выбор организации, оказывающей ритуальные услуги, не основано на нормах федерального законодательства и им противоречит.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон, который бы ограничивал права граждан на свободный выбор ритуальной организации или права ритуальных организаций на оказание услуг по захоронению по заказу лиц, взявших на себя обязательства по захоронению, отсутствует. Учитывая вышеизложенное, ограничение субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению, не основан на нормах действующего законодательства.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию относительно незаконности ограничения вышеуказанных гражданских прав и незаконности ограничения прав участников рынка услуг по погребению в пользу специализированных служб по вопросам похоронного дела. Так, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 25.07.2018 № 9-АПГ18-9, недопустимо ограничение субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению, и создание преимущественных условий специализированным службам по вопросам похоронного дела, а правовые акты, которые ограничивают такое право или создают неравные условия, ограничивают конкуренцию и являются недопустимыми с точки зрения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Аналогичный вывод содержится в Кассационном  определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, влекущие не предусмотренные федеральным законодательством препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции всякое установление требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, если такие требования не предусмотрены законодательством Российской Федерации, признается имеющим признаки ограничения конкуренции.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что присутствие на рынке услуг по погребению возможно только при условии, если хозяйствующий субъект добровольно примет на себя обязательства за свой счет решать вопросы местного значения по содержанию мест захоронения, что противоречит положениям Закона № 131-ФЗ (обязанность содержать места захоронения возложена на органы местного самоуправления и за счет местных бюджетов) и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку орган местного самоуправления установил не предусмотренные федеральным законодательством требования к хозяйствующим субъектам – участникам рынка ритуальных услуг по содержанию мест захоронения.

Установленный Администрацией Порядок препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на рынке услуг по погребению, и, кроме того, устанавливает не предусмотренные действующим федеральным законодательством требования к участникам рынка в виде возложения на них обязанности содержать кладбища, в то время как обязанность содержать места погребения отнесено к задачам органа местного самоуправления, в связи с чем в действиях Администрации содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.11.2018 по делу № А66-8124/2018, оставленным в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019, Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований о признании предупреждения Тверского УФАС России от 24.04.2018 № 04-8/3-1628ВФ недействительным, что свидетельствует о законности и обоснованности выданного предупреждения.

Кроме того, апелляционным определением Тверского областного суда от 17.10.2018 по делу № 33а-3837/2018 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу положения постановления № 204, в том числе, пункт 11.5 Порядка.

С учетом вступивших в законную силу решений судов вышеуказанные действия Администрации свидетельствуют о нарушении требований пункта 2  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Тверским УФАС России в соответствии с пунктом 10.7 Порядка  проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению на муниципальных кладбищах г. Вышний Волочек.

Услуги по захоронению и кремации являются разновидностью ритуальных услуг и относятся к коду 96.03.11 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Товарный рынок, на котором возможно ограничение конкуренции вследствие принятого Администрацией постановления № 204 (в редакции от 04.04.2018 № 53) имеет следующие границы:

-    продуктовые границы – услуги по захоронению;

- географические границы границы территории муниципального образованиягорода Вышний Волочек.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации как нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова 

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, Ю.О. Васильева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.И. Манюгина,

(4822) 34-46-98

Связанные организации

Связанные организации не указаны