Решение №05-6/1-12-2019 без аннотации от 18 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-6/1-12-2019

 

13 марта 2019 года                                                                                                                           Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: ***,

члены Комиссии:

***,

в присутствии представителей:

- Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (далее – Заказчик): ***,

- ООО «Возведение» (далее – Общество): ***,

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,          

                                                

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 05.03.2019 поступила жалоба Общества, согласно которой положения документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений УВМ УМВД России по Тверской области (извещение от 27.02.2019 № 0136100011819000002) не соответствуют требованиям Закона в части описания объекта закупки.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу, считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Обществу до рассмотрения жалобы предлагалось представить обоснование доводов жалобы, дополнения к жалобе Общество не представило.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

27.02.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136100011819000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений УВМ УМВД России по Тверской области, и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 990 000.00 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В Технической части документации об аукционе (далее – ТЗ) по спорным положениям в отношении товаров, используемых при выполнении работ, установлены следующие требования к техническим характеристикам:

1. Пунктом 9 ТЗ предусмотрено, что в ходе выполнения работ будет использоваться «Олифа тип 1», которая должна соответствовать, в том числе требованиям по группе показателей «классы, марки, типы, сорта» - «тип олифы – натуральная; оксоль; комбинированная»; по группе показателей «физические свойства» - «растительное масло, применяемое для изготовления олифы – льняное и/или конопляное и/или кукурузное и/или подсолнечное».

Классификация олифы в зависимости от исходного сырья установлена в таблице 1 ГОСТ 32389-2013 «Межгосударственный стандарт. Олифы. Общие технические условия».

«

Наименование олифы

Растительное масло, применяемое для изготовления олифы

Обозначение олифы

Натуральная

Льняное

НЛ

Конопляное

НК

Оксоль

Высыхающие масла (льняное, конопляное)

ОВ

Полувысыхающие масла (подсолнечное, кукурузное и др.)

ОПВ

Комбинированная

Смесь высыхающих и полувысыхающих масел

КМБ

Синтетическая

-

СН

Композиционная

В соответствии с технической документаций на олифу

КМП

 »

Таким образом, установленное Заказчиком требование к показателю «растительное масло, применяемое для изготовления олифы» не противоречит требованиям ГОСТ 32389-2013 «Межгосударственный стандарт. Олифы. Общие технические условия», довод Общества о том, что Заказчиком нарушены требования Закона в части описания объекта закупки нормативно и документально не подтвержден.

2. Пунктом 113 ТЗ предусмотрено, что для выполнения работ требуется «Кирпич», который должен соответствовать, в том числе, требованиям по группе показателей «физические свойства» - «форма вертикальных пустот кирпича маркой по прочности М100 – цилиндрическая; квадратная; не применяется», «форма вертикальных пустот кирпича маркой по прочности М150 – целевидная; не применяется».

Согласно пункту 4.2.1 ГОСТ 530-2012 «Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 530-2012) изделия изготавливают номинальными размерами, приведенными в таблицах 2 и 3. Рекомендуемые виды изделий, а также расположение пустот в изделиях приведены в приложении «А».

В соответствии с рисунком А1 приложения «А» ГОСТ 530-2012 существуют следующие виды кирпичей с вертикальными пустотами: полнотелый, кирпич с цилиндрическими пустотами, кирпич с квадратными пустотами, кирпич с щелевидными пустотами.

Таким образом, установленное Заказчиком требование к показателю «форма вертикальных пустот кирпича» соответствует требованиям ГОСТ 530-2012, довод Общества о том, что Заказчиком нарушены требования Закона в части описания объекта закупки нормативно и документально не подтвержден.

3. Также Общество в своей жалобе указывает на то, что в ТЗ: пункт 44 «Бетон тип 1», пункт 66 «Щебень тип 1», пункт 117 «Щебень тип 2», пункт 118 «Щебень тип 3», пункт 119 «Щебень тип 4» Заказчик указал требование к товару «форма зерен щебня, предназначенного для заполнения тяжелых бетонов», что, по мнению Общества, является избыточными требованиями.

Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в пунктах ТЗ №№ 44,66,117,118,119 отсутствует требование к товару «форма зерен щебня, предназначенного для заполнения тяжелых бетонов», что свидетельствует о безосновательности довода Общества относительно установление избыточных требований к данным товарам.

Таким образом, каких-либо убедительных и достаточных доказательств, а также нормативного обоснования того, что установленные подобным образом технические характеристики товаров, требуемых к использованию в ходе выполнения работ, не соответствует требованиям Закона и ограничивают количество участников закупки, Обществом не представлено, следовательно, жалоба Общества является необоснованной.

 

Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.  

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно пункту 2 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Как указано выше, Пунктом 9 ТЗ предусмотрено, что в ходе выполнения работ будет использоваться «Олифа тип 1». Так «Олифа тип 1» должна соответствовать следующим требованиям по группе показателей «классы, марки, типы, сорта» - «тип олифы - натуральная, оксоль, комбинированная; по группе показателей «физические свойства» - «растительное масло, применяемое для изготовления олифы – льняное и/или конопляное и/или кукурузное и/или подсолнечное»; по группе показателей «соответствие нормативным документам» - «должны соответствовать ГОСТ 32389-2013».

Согласно пункту 3.5 инструкции по заполнению первой части заявки значения или диапазоны значений параметра, указанные только с использованием союза или знаков «или», «;», «\», использованы Заказчиком при установлении требований к типу показателя, указанному в пункте 2.1.2 настоящей инструкции, в данном случае участник закупки должен выбрать и представить одно значение из альтернативных, без использования вышеуказанных слов и знаков.

Классификация олифы в зависимости от исходного сырья установлена в таблице 1 ГОСТ 32389-2013 «Межгосударственный стандарт. Олифы. Общие технические условия».

«

Наименование олифы

Растительное масло, применяемое для изготовления олифы

Обозначение олифы

Натуральная

Льняное

НЛ

Конопляное

НК

Оксоль

Высыхающие масла (льняное, конопляное)

ОВ

Полувысыхающие масла (подсолнечное, кукурузное и др.)

ОПВ

Комбинированная

Смесь высыхающих и полувысыхающих масел

КМБ

Синтетическая

-

СН

Композиционная

В соответствии с технической документаций на олифу

КМП

 ».

Установленное Заказчиком, подобным образом, требование к техническим характеристикам используемых в ходе выполнения работ товаров «тип олифы», «растительное масло, применяемое для изготовления олифы» и «должны соответствовать ГОСТ 32389-2013» может ввести участников закупки в заблуждение, так как позволяет указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, в то же время формально соответствующие требования документация об аукционе (к примеру: «тип олифы – натуральная», «растительное масло, применяемое для изготовления олифы – подсолнечное»), что может повлечь за собой признание такой заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине предоставления недостоверных сведений о предлагаемом к использованию при выполнении работ товаре.

Следовательно, Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 и подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона.

Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно пункту 44 ТЗ к использованию при выполнении работ требуется «Бетон тип 1» со следующими техническими характеристиками, отнесенными Заказчиком к группе показателей «классы, марки, типы сорта»: «марка по водонепроницаемости бетона В10 – не менее W2», «марка по водонепроницаемости бетона В12,5 – не менее W2», «марка по водонепроницаемости бетона В15 – не менее W2», «марка по водонепроницаемости бетона В20 – не менее W2», «марка по водонепроницаемости бетона В25 – не менее W6», «марка по водонепроницаемости бетона В7,5 – не менее W2», «марка по истираемости бетона – G1; G2; G3», «марка по морозостойкости бетона В10 – не более F1200», «марка по морозостойкости бетона В12,5 – не более F1200», «марка по морозостойкости бетона В15 – не более F150», «марка по морозостойкости бетона В20 – не более F1200», «марка по морозостойкости бетона В25 – не более F1150», «марка по морозостойкости бетона В7,5 – не более F1200».

Согласно пункту 5.4 ГОСТ 26633-2015 «Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» приемку бетона по показателям морозостойкости, водонепроницаемости, истираемости проводят на основе результатов испытаний, полученных при подборе номинального состава бетонной смеси по ГОСТ 27006, затем периодически в соответствии со стандартами или техническими условиями на изделия и конструкции конкретного вида, утвержденными в установленном порядке, а также при изменении номинального состава, но не реже одного раза в 6 мес.

Таким образом, показатели технических характеристик товара «Бетон тип 1» определяются путем испытаний в соответствии с указанным ГОСТом, что нарушает требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Возведение» необоснованной.

2. Признать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны