Предупреждение №04-8/7-РП/4701/23 о нарушении ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

30 мая 2023 года                                                                                          г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) в ходе рассмотрения дела № 069/01/15-54/2022 установило в действиях Тверского городского муниципального бюджетного учреждения по вопросам организации похоронного дела «Радуница» (адрес: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Захарова, д. 18/18, ОГРН - 1026900555153, ИНН - 6905043040, далее - ТГМБУ «Радуница») признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в наделении полномочиями ТГМБУ «Радуница» по утверждению на территории муниципального кладбища схемы размещения нестационарных торговых объектов.

На территории земельных участков (кадастровые номера 69:10:00000:563, 69:10:00000:762), находящихся в собственности муниципального образования город Тверь, расположено муниципальное кладбище «Дмитрово-Черкассы». Указанные земельные участки переданы в постоянное бессрочное пользование ТГМБУ «Радуница».

ТГМБУ «Радуница» в соответствии с Уставом, утвержденным приказом начальника департамента благоустройства и потребительского рынка Администрации города Твери от 10.12.2014 № 14, в редакции, утвержденной приказом начальника департамента экономического развития Администрации города Твери от 23.06.2021 № 23 (далее — Устав), вправе предоставлять торговые места на кладбище в целях реализации надмогильных сооружений, оград, товаров ритуального и похоронного назначения.

Схема расположения торговых мест утверждена приказом директора ТГМБУ «Радуница» от 17.08.2021 № 24 «Об утверждении Планов-схем расположения торговых мест на территориях муниципальных кладбищ города Твери».

В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение НТО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности).

В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности порядок размещения и использования НТО на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 28.09.2010 № 458-па, схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Тверской области.

В соответствии с подпунктом 52 пункта 1 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2, в пределах своей компетенции Администрация города Твери разрабатывает и утверждает схему размещения НТО в установленном законодательством порядке.

Пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на муниципальных кладбищах города Твери определяет Положение об организации ритуальных услуг и содержании муниципальных мест погребения города Твери, утвержденное решением Тверской городской Думы от 25.09.2008 № 126 (далее - Положение).

Согласно пункту 7.5 Положения во входной зоне кладбища следует предусматривать цветочные киоски и места продажи цветов. При этом Положение не предусматривает исключений из общего порядка утверждения схемы размещения НТО в городе Твери для муниципальных кладбищ.

Таким образом, полномочия по утверждению схемы размещения НТО на территории города Твери закреплены за Администрацией города Твери.

 Схема размещения НТО на территории муниципального образования, в том числе на землях, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, должна утверждаться органом местного самоуправления. При этом схема размещения НТО на земельных участках, переданных в постоянное (бессрочное) пользование, не утверждается органом местного самоуправления в том случае, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Вышеуказанными нормативными актами Тверской области и города Твери не предусмотрены исключения из общего правила по утверждению схемы размещения НТО на территории города Твери иными лицами, помимо Администрации города Твери.

Следовательно, на размещение НТО на территории муниципального кладбища в городе Твери распространяются общие правила по размещению НТО в городе Твери.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление Пленума) определяет, что неполучение лицом дохода непосредственно от совершения отдельных операций на товарных рынках, наличие законодательных особенностей финансирования деятельности соответствующего лица и (или) его участия в функционировании товарных рынков сами по себе не исключают распространения на это лицо требований, установленных антимонопольным законодательством по отношению к хозяйствующим субъектам. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 Устава ТГМБУ «Радуница» оказывает услуги за плату в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, согласно выписке из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по чистке и уборке (ОКВЭД 81.29.9), резке, обработке и отделке камня для памятников (ОКВЭД 23.70.2), торговлю розничную сувенирами, изделиями народных художественных промыслов (ОКВЭД 47.78.3), торговлю розничную предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78.4), организацию похорон представление связанных с ними услуг (ОКВЭД 96.03). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ТГМБУ «Радуница» имеет признаки хозяйствующего субъекта.

При этом угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, разъяснено, что для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Бюджетное учреждение является публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях ТГМБУ «Радуница» (адрес: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Захарова, д. 18/18, ОГРН - 1026900555153, ИНН – 6905043040) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ТГМБУ «Радуница» о необходимости в срок до 30.06.2023 устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения, в том числе путем принятия мер, исключающих возможность ТГМБУ «Радуница» осуществлять полномочия (функции) Администрации города Твери по утверждению схемы размещения НТО на муниципальных кладбищах (земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:00000:563, 69:10:00000:762).

О выполнении предупреждения ТГМБУ «Радуница» необходимо сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Примечание:

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

 - по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом;

- при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением;

- в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Временно исполняющий обязанности руководителя управления                  Р.В. Прохоров      

Связанные организации

Связанные организации не указаны