Решение №069/01/10-432/2023 б/а от 18 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Центр»

ул. М.Ордынка, д. 15, г. Москва, 119017

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго»

ул. Бебеля, д.1, г.Тверь, 170006

АО «Тверьгорэлектро»

ул. Ротмистрова, д.27, г. Тверь, 170008

ООО «РТ-Инвест Транспортные системы»

ул. Вятская, д. 27, стр. 16, этаж 2, пом I, ком 16, г. Москва, 127015

ул. Дмитрия Донского, д.37, г. Тверь, 170006

info@rtits.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 069/01/10-432/2023

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2023 года г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

(…)

в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» (…) (доверенность № Д-ТВ/12 от 27.04.2023), представителя АО «Тверьгорэлектро» (доверенность от 01.12.2022 № 22), в отсутствие ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 069/01/10-432/2023 по признакам нарушения ПАО «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. М. Ордынка, д. 15) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела явилось заявление АО «Тверьгорэлектро» (вх. № 7537/22 от 17.11.2022) об уклонении ПАО «Россети Центр» от заключения договора на технологическое присоединение в интересах ООО «РТ-Инвест Транспортные системы».

В АО «Тверьгорэлектро» 24.05.2022 поступила заявка ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» на присоединение энергопринимающих устройств центра обработки данных, расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Дмитрия Донского, д.37, кадастровый номер земельного участка 69:40:0400010:1, кадастровый номер земельного участка 69:40:0200030:5, максимальной мощностью 500 кВт по II категории надежности электроснабжения (далее – Объект).

В связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения Объекта АО «Тверьгорэлектро» направило заявку № 5248808 от 04.07.2022 (далее – Заявка) на технологическое присоединение в филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» как вышестоящую сетевую организацию.

Порядок технологического присоединения и перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).

Согласно пункту 15 Правил Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

22.08.2022 АО «Тверьгорэлектро» направило в адрес филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» обращение № 5667241 о подготовке и направлении в срок до 25.08.2022 подписанного проекта договора и технических условий для присоединения Объекта к электрическим сетям.

Филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» не направил в адрес АО «Тверьгорэлектро» проект договора для технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) на сетевую организацию, как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила недискриминационного доступа) сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче электрической энергии относится к услугам естественных монополий.

ПАО «Россети Центр», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии.

ПАО «Россети Центр» состоит в Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В силу части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.

Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ПАО «Россети Центр» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке передача электрической энергии и технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Не направив в адрес АО «Тверьгорэлектро» проект договора о технологическом присоединении Объекта, ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» уклонилось от заключения договора, допустив ущемление интересов АО «Тверьгорэлектро» и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало ПАО «Россети Центр» предупреждение от 17.02.2023 № 03-4/1-РП/1181/23 (далее – Предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в срок до 31 марта 2023 года в адрес АО «Тверьгорэлектро» для подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта и технических условий.

Предупреждение получено ПАО «Россети Центр» 07.03.2023, филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» 14.03.2023.

Согласно информации АО «Тверьгорэлектро» Предупреждение не выполнено, признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не устранены.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Тверского УФАС России от 22.05.2023 № 23/23 о возбуждении дела и создания Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. Ордынка М., д. 15) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной норме необходимыми условиями являются наличие у него доминирующего положения на товарном рынке, а также доказательств того, что результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные Законом о защите конкуренции меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

С учетом положений части 1 пункта 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В ходе рассмотрения дела от ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» были истребованы документальные доказательства того, каким образом уклонение ПАО «Россети Центр» от заключения договора на технологическое присоединение отразилось на интересах ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» в сфере предпринимательской деятельности - в чем это выражается и к каким последствиям в сфере предпринимательской деятельности привело.

ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» доказательства того, что действия ПАО «Россети Центр» привели к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности не представило, доказательства ущемления интересов неопределенного круга потребителей не представлены и Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлены.

Согласно материалам дела 26.07.2023 филиал ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» по заявке № 5248808 от 04.07.2022 представил АО «Тверьгорэлектро» оферту договора об осуществлении технологического присоединения.

28.07.2023 между АО «Тверьгорэлектро» и ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Тверьэнерго» заключен договор № 42271124 договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

Факт ущемления интересов ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» в сфере предпринимательской деятельности, а также интересов неопределенного круга потребителей, материалами дела не подтвержден, в связи с чем действия ПАО «Россети Центр» не могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Россети Центр» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 069/01/10-432/2023 в отношении ПАО «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, адрес: 119017, г. Москва, ул. М. Ордынка, д. 15) в связи с отсутствием нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны