Предупреждение №04-8/13-5489ЛП по признакам нарушения п.п. 2 и 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защит... от 13 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13 ноября 2019 года                                                                                                г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) установило в действиях Совета депутатов Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области (далее – Совет депутатов) признаки нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Порядок осуществления захоронения умерших граждан на территории Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области осуществляется на основании Положения о погребении и похоронном деле в Федоровском сельском поселении Кимрского района Тверской области,  утвержденного решением Совета депутатов от 10.04.2018 № 6 (далее – Положение).

Согласно пункту 4.6 Положения заказы на захоронение оформляются через специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Пунктом 6.7 Положения предусмотрено, что администрация кладбища или специализированная служба на основании распоряжения органа местного самоуправления о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения и платежного документа, подтверждающего факт уплаты платежа за резервирование места под будущие захоронения, одновременно с предоставлением места оформляет и вручает удостоверение о семейном (родовом) захоронении лицу, на которое зарегистрировано данное место захоронения.

Согласно пункту 1.1 Положения под специализированной службой по вопросам похоронного дела понимается хозяйствующий субъект, получивший статус специализированной службы по вопросам похоронного дела в целях оказания услуг по погребению.

При этом в Положении отсутствует понятие «администрация кладбища».

Согласно информации Администрации (письмо от 28.10.2019 № 430) ритуальные услуги, включая копку могил, на территории Федоровского сельского поселения оказывает ООО «Содействие-1» (ОГРН - 1036906002187, ИНН – 6910013651), которое является специализированной службы города Кимры по вопросам похоронного дела.

Согласно информации Администрации Федоровским сельским поселением Кимрского района Тверской области не присваивался статус специализированной службы по вопросам похоронного дела. После получения разрешения на захоронение граждане направляются в специализированную службу города Кимры по вопросам похоронного дела – ООО «Содействие-1», которая осуществляет копку могил на кладбище Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области, а также оказывает иные ритуальные услуги.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Таким образом, услуга по погребению (захоронению) тел умерших в землю является комплексной и включает, в том числе, услуги по рытью могилы, опусканию гроба в могилу, засыпке могилы.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае отсутствия в  волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии со статьей 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона о погребении родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 25.07.2018 № 9-АПГ18-9, недопустимо ограничение субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению, а правовые акты, исключающие возможность оказывать услуги в сфере похоронного дела иными лицами, нежели специализированными службами, создаваемыми органом местного самоуправления, ограничивают конкуренцию и являются недопустимыми с точки зрения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Закон о погребении и иные нормы федерального законодательства не предусматривают право органов местного самоуправления ограничивать количество участников рынка услуг по погребению.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, а также любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); создание дискриминационных условий (пункт 8).

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Наделение исключительно специализированной службы по вопросам похоронного дела полномочиями по осуществлению погребения приводит к нарушению гарантированного федеральным законодательством права граждан и их родственников на свободный выбор организации, осуществляющей погребение, проживающих на территории Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

В связи с наличием в вышеуказанных действиях Совета депутатов Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области (171533,  Тверская область, Кимрский район, д. Федоровка, ул. Центральная, д. 26, ОГРН – 1056908046645, ИНН - 6927006927) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Совет депутатов Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области  о необходимости внесения изменений в срок до 25.12.2019 в решение от 10.12.2018 № 6, путем исключения положений, создающих не предусмотренные действующим федеральным законодательством препятствия осуществлению деятельности на рынке оказания услуг погребения на муниципальных кладбищах Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области.

 О выполнении предупреждения Совету депутатов Федоровского сельского поселения Кимрского района Тверской области необходимо сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Заместитель руководителя управления                                                     Л.В. Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны