Постановление б/н Реулама услуг по предоставлению займов от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 069/04/14.3-131/2019

о назначении административного наказания 

 «15» июля 2019 года                                                                                                        г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 069/04/14.3-131/2019, возбужденного в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Лимитфинанс» (171720, Тверская область, г. Весьегонск, ул. Панфилова, д. 22, кв. 12,  ОГРН – 1166952074145, ИНН – 6919003489, КПП – 691901001, дата регистрации -  07.12.2016, далее – ООО «Лимитфинанс») в связи с наличием в действиях последнего события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие представителя ООО «Лимитфинанс», надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела,  

УСТАНОВИЛ:

29.04.2019 Тверское УФАС России на основании материалов, поступивших из Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – ГУ ЦБ) рассмотрело дело № 04-6/2-4-2019 о нарушении законодательства о рекламе и признало рекламу финансовых услуг ненадлежащей; действия ООО «Лимитфинанс» - нарушающими части 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

На фасаде здания, расположенного по адресу: 171720, Тверская область,                              г. Весьегонск, ул. Панфилова, д. 22, кв. 12, в период с 14.12.2018 по 28.03.2019 размещалась информация об услугах по предоставлению займов следующего содержания:

«ЗАЙМЫ НАСЕЛЕНИЮ

8-952-087-67-49».

Факт размещения вышеназванной рекламы подтвержден приложенными к обращению фотографиями.

Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Размещенная на фасаде здания информация является рекламой, так как представляет собой информацию о конкретном виде услуг – об услугах по предоставлению займов, предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Лимитфинанс».

Специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены статьей 28 Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридических лиц – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Согласно части 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом                   «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ                         «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом о микрофинансовой деятельности. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона о микрофинансовой деятельности под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Согласно информации, представленной ГУ ЦБ, ООО «Лимитфинанс» исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций 20.09.2018, в связи с чем ООО «Лимитфинанс» не обладает статусом микрофинансовой организации.

Как следует из вывески, в здании, расположенном по адресу: 171720, Тверская область, г. Весьегонск, ул. Панфилова, д. 22, кв. 12, осуществляет деятельность ООО «Лимитфинанс»; вышеуказанный адрес является местом нахождения ООО «Лимитфинанс» согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.; реклама размещена непосредственно в месте нахождения ООО «Лимитфинанс».    

Распространение рекламы об услугах по предоставлению займов при отсутствии статуса микрофинансовой организации и иных законных оснований для осуществления такой деятельности противоречит требованиям частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; а рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Лимитфинанс» как лицо, определившее содержание рекламы, и как лицо, разместившее рекламную конструкцию непосредственно у входа в ООО «Лимитфинанс» по вышеуказанному адресу.

Действия ООО «Лимитфинанс», выразившиеся в размещении рекламы о предоставлении займов, совершены с нарушением частей 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе.    

Нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6  статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В действиях ООО «Лимитфинанс» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения – период с 14.12.2018 по 28.03.2019.

Место совершения административного правонарушения: Тверская область,                   г. Весьегонск, ул. Панфилова, д. 22, кв. 12.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение со стороны ООО «Лимитфинанс» совершено виновно, так как в силу требований Закона о рекламе обязано было обеспечить соблюдение установленных требований. Вышеуказанные требования Закона о рекламе абсолютны и исполнимы.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Неисполнение ООО «Лимитфинанс» требований Закона о рекламе свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям вышеуказанного закона. Какие-либо исключительные обстоятельства, находящиеся вне воли юридического лица, и препятствовавшие исполнению требований федерального законодательства, не установлены и заявителем не заявлены. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба).

ООО «Лимитфинснс» является субъектом малого предпринимательства, сведения о наличии имущественного ущерба вследствие вышеуказанного нарушения отсутствуют, вступившие в силу постановления о привлечении ООО «Лимитфинанс» к административной ответственности за однородные правонарушения, а также обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ не установлены, в связи с чем административный штраф подлежит замене на предупреждение.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 4.1.1, 14.38, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Лимитфинанс» (ОГРН 1166952074145, ИНН 6919003489, КПП 691901001) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью «Лимитфинанс» (ОГРН 1166952074145, ИНН 6919003489, КПП 691901001) административное наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны